Бизнес — удел профессионалов. В кризисной ситуации естественный отбор оставляет в нем оптимистов, готовых к принятию новых решений по спасению предприятия, отрасли. И в очередной раз проверяет их на прочность.
Круглый стол «Проблемы господдержки малого и среднего бизнеса в условиях кризиса», организованный некоммерческим партнерством «Меркурий-клуб» и проходивший в конференц-зале правительства Тюменской области, еще раз доказал это.
Что предпринимает в сложившихся условиях федеральная власть и каковы результаты ее деятельности? Об этом говорила депутат Государственной Думы Екатерина Семенова:
— В Правительстве РФ создана рабочая комиссия, куда входят члены комитетов по экономической политике, бюджету и налогам, собственности, а также представители таких общественных организаций, как ОПОРА, Торгово-промышленная палата России. Главная цель — оказать поддержку честному и открытому бизнесу.
Буквально на днях Дума приняла заявление в адрес правительства. Депутаты подали ряд предложений, среди которых отдельным блоком выделено введение временного моратория на проверки налоговыми органами и органами местного самоуправления субъектов малого предпринимательства. Речь идет о предоставлении отсрочек на один год по взиманию с них арендной платы на помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности? с компенсацией выпадающих доходов региональным и местным бюджетам за счет субсидий из бюджета федерального. Бизнесу необходимо дать развиваться, и это главная задача, над которой намерены работать депутаты.
— Конечно, налоговые «каникулы» малому предпринимательству на ближайшие три года необходимы, — продолжил тему член Совета Федерации ФС РФ Юрий Осинцев. — Не менее важен, на мой взгляд, вопрос продовольственной безопасности. Государство в первую очередь должно поддержать потребительский спрос в стране. При этом задача власти в том, чтоб экономический кризис не перерос в политический: именно рост цен на продукты питания рождает недовольство у людей. А если за какую-то неделю цены вырастают на 20-30 процентов — это легко может спровоцировать волну негодования. К примеру, у нас в Екатеринбурге — мощный птицепром. С чего вдруг мясо птицы так подорожало? Оказывается, потому, что все комбикорма основаны на импортных добавках. Отечественная колбаса делается из бразильского, китайского мяса, и так везде, куда ни посмотри... Хочется надеяться, что со сменой министра сельского хозяйства ситуация изменится к лучшему!
Поделился Юрий Осинцев и своим мнением о роли малого бизнеса в сфере промышленности. Сегодня в России, подчеркнул он, открыто более десятка автосборочных предприятий — «Тойота», «Форд», многие другие мировые бренды. А вот необходимых комплектующих производится немного. «Меня поразил опыт Республики Беларусь: государство снимало пошлину и предоставляло дешевые инвестиционные кредиты на приобретение специального установочного оборудования для выпуска комплектующих. Я был в Минске на огромном оборонном заводе, где арендовано всего 500 квадратных метров площадей и где на двух станках, которые обслуживают менее 20 человек, выпускаются водяные помпы для «Форда», «Ниссана». В результате предприятие закрывает 30 процентов европейского рынка. Это государственный подход к промышленной политике.
Однако в Государственной Думе целый год лежит без рассмотрения пакет соответствующих предложений.
Итак, мнения высказаны. Но чего сами представители бизнеса ждут сегодня от власти? По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), а также ОПОРы России, только 28 процентов из числа опрошенных руководителей и владельцев предприятий малого и среднего бизнеса оценивают собственное экономическое положение как «крайне плохое». Почти столько же оптимистично рассчитывают на «улучшение ситуации в стране». Однако около 50 процентов предполагают все же, что ситуация эта «будет ухудшаться». И хотя, заметил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, эти данные, как, впрочем, и все опросы, не дают стопроцентно точной картины мнений, тем не менее некоторые выводы уже можно сделать.
Бизнес заинтересован в оказании политического давления государства на банки, чтобы те беспрепятственно выдавали кредиты. Бизнесмены ждут субсидирования по процентным ставкам, замораживания тарифов на услуги естественных монополий, контролируемых государством.
Со своей стороны, какие меры спасения думает предпринимать сам бизнес?
Большинство сходится во мнении: придется сокращать собственные издержки, не связанные с фондом оплаты труда. На изменение ассортимента выпускаемой продукции готовы всего 23 процента респондентов-предпринимателей (для этого необходимо изучить потребительский спрос). Еще меньше бизнесменов (17 процентов) готовы переориентировать свои производства. О снижении зарплаты и сокращении персонала предпочли сказать только 12 процентов из числа опрошенных.
Анжелика Гембарская, директор НП «Институт предпринимательства УрФО», напоследок выделила несколько факторов, тормозящих, на ее взгляд, развитие бизнеса.
Нехватка оборотных средств — один из самых, по ее мнению, болезненных вопросов. Предприниматели сталкиваются со взаимными неплатежами, с требованиями поставщиков о предоплате.
— Люди, как новогодняя елка, обвешаны кредитами, в основном долгосрочными, — напомнила Анжелика Гембарская. — В нынешней ситуации их положение близко к критическому. Банковская система должна изменить свою политику, идя навстречу клиентам — либо через рассрочку, либо через отсрочку платежей. Возможны и другие меры. Это большая и весьма острая социальная проблема, и ее надо решать на государственном уровне.
2,4 миллиона малых и средних предприятий действуют на сегодняшний день на территории России. Они дают 15% ВВП, что значительно ниже европейских показателей.
Светлана ГЛОТОВА