26 февраля 2009 года на заседании Правительства РФ был одобрен проект Программы по развитию конкуренции, разработанный Министерством экономического развития РФ совместно с ФАС России. Проект Программы содержит ряд первоочередных мер по развитию конкуренции в России, а также предложения по совершенствованию антимонопольного регулирования. В документе определяются приоритеты и основные направления конкурентной политики на период до 2012 года и предусматривается, в том числе, поддержка малого бизнеса путем обеспечения доступа предприятий малого бизнеса к кредитным ресурсам и возможностям проектного кредитования.
В условиях кризиса выполнение этой задачи приобретает особое значение. Опыт депрессий, спадов и стагнаций прошлого показывает, что малый и средний бизнес, быстро реагирующий на изменения рынка, способен трудоустроить многих людей, потерявших работу, и ускорить экономический подъем. Так, в 1998 году малый бизнес в России, пользуясь демонополизацией рынка, активно занимал ниши, освобождаемые крупными компаниями. Сейчас, наоборот, крупные компании, а также государственные и муниципальные предприятия пытаются выдавить «малышей» из их традиционных сфер деятельности - розничной торговли, коммунальных услуг, общепита и производства товаров потребления. На настоящий момент в России действуют 2,4 млн малых и средних предприятий с численностью сотрудников до 250 человек и оборотом менее 1 млрд руб. Они обеспечивают свыше четверти рабочих мест (10,2 млн) и вырабатывают около 15% ВВП (в развитых странах - до 30%). Однако, по оценкам Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), усиление административных барьеров и налогового прессинга вкупе с растущей недостаточностью оборотных средств могут привести к спаду в малом бизнесе на 20-25% и пропорциональному сокращению рабочих мест.
На поддержку «малышей» государство планирует выделить в текущем году 30 млрд рублей через дочернюю структуру ВЭБ - Российский банк развития (РосБР), в котором надеются получить эти средства уже в начале марта и сразу же направить их в банки-партнеры в регионах. Средневзвешенная ставка кредитования малого бизнеса, по расчетам РосБР по текущему портфелю составляет 16-17% и в дальнейшем не должна превышать 20% годовых. Изменяются и критерии отбора кредитных организаций – агентов по предоставлению кредитов субъектам малого предпринимательства.
До настоящего времени РосБР имел в партнерах более 80 региональных банков. Теперь для работы с ним кредитной организации потребуется соответствующий рейтинг, в том числе и российских рейтинговых агентств. За основу взяты рейтинги, принимаемые ВЭБ при субординированном кредитовании банков, а также по беззалоговому кредитованию Банка России. По данным Российского банка развития, около 20-25 банков уже отвечают новым критериям. Из оставшихся 55 - рейтинг, скорее всего, получат не более трети. То есть, средства государственной поддержки кредитования малого бизнеса смогут дойти далеко не до каждого нуждающегося и не везде – в России более 140 тысяч населенных пунктов с числом жителей от 500 человек. Кроме того, даже в тех регионах, куда они дойдут, доступ к ним будет обеспечен в основном производственным и инновационным предприятиям, являющимся приоритетом утвержденной программы ВЭБа (60% портфеля). Что делать, например, мелкой рознице и общепиту пока непонятно. Обычные банковские кредиты для них еще более недоступны, чем для крупных заемщиков. Весьма действенной альтернативой могла бы стать система микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов, особенно для предоставления небольших сумм кредитов. Так, по данным Министерства финансов на 1 октября 2008 года, в среднем в месяц по России кредитными кооперативами выдавалось 100 - 120 тысяч займов. Средняя сумма займа - 70 тысяч рублей для потребительского, 350-400 тысяч - для предпринимательского кредита, доля которых в последние два года постоянно росла и по итогам третьего квартала 2008 года составила 40% общего числа займов.
В планы Российского банка развития тоже входит предоставление около 1 млрд рублей микрофинансовым агентствам и фондам микрофинансирования. Объем средств, конечно, явно недостаточен для снижения дефицита кредитных ресурсов для «малышей». Однако и возможности использования системы микрофинансирования на настоящий момент очень ограничены по причинам институционального характера.
Микрофинансовых организаций в России сейчас довольно много. По данным Национального партнерства участников микрофинансового рынка, на настоящий момент действует около 200 частных коммерческих микрофинансовых организаций. Самая крупная – «Центр микрофинансирования» - имеет примерно 180 филиалов. Кроме того, существуют и небанковские микрофинансовые институты - специальные некоммерческие организации, такие, как, например, областные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, имеющие доступ к государственным средствам. Тем не менее, операционная деятельность их в значительной степени затруднена из-за существенных пробелов в действующем законодательстве (работа над законопроектами «О кредитной кооперации» и «О микрофинансировании» все еще пока «в планах» Госдумы) и недостаточности государственного надзора, включая фактическое отсутствие регулятора.
Между тем и крупные банки заинтересованы в поиске партнеров для снижения накладных расходов. Согласно данным исследований Ассоциации российских банков (АРБ), в 2008 г. до 25% выдаваемых банками кредитов – это кредиты малому бизнесу. Но дальнейшее наращивание темпов кредитования «малышей» затруднительно, если вообще возможно, вследствие и сопоставимости стоимости обслуживания мелких и крупных кредитов, и значительной удаленности потенциальных заемщиков. В самой банковской системе к концу февраля установилось относительное равновесие. Свою позитивную роль сыграли и беззалоговые аукционы, и субординированные кредиты, и активная деятельность Агентства по страхованию вкладов (АСВ) по санированию кредитных организаций. С сентября прошлого года Правительство и Банк России вложили в финансирование оздоровления пострадавших от кризиса банков около 400 млрд рублей. Неделей ранее глава АСВ А.Турбанов рассказал, что на санацию проблемных банков израсходовано 132,8 млрд рублей, причем преимущественно кредитов Банка России. В настоящее время под управлением АСВ проводится санация 15 банков. Бюджетные деньги агентство тратило экономно - всего 16% от суммы - 32,2 млрд рублей идут на капитализацию проблемных банков.
С завершением плавного ослабления рубля автоматически прекратился бизнес на девальвационных ожиданиях. ЦБ РФ отмечает прекращение роста валютных средств на корсчетах юридических лиц в банках, а также прекращение роста валютных пассивов банков. В частности, остатки на валютных счетах в Банке России сократились с $42 млрд на 1 февраля до $40 млрд в настоящее время. Одновременно с этим перестала расти и доля валютных вкладов в структуре депозитов физических лиц. «Валютные депозиты населения перестали расти, величина их стабильна», - сообщил первый заместитель председателя Центробанка А.Улюкаев на заседании комитета РСПП по банкам и банковской деятельности 26 февраля. В настоящее время доля валютных депозитов составляет около 32%. Тем не менее, несмотря на достигнутую, пусть и относительную, стабилизацию, Центробанк не исключает появления отрицательного капитала у российских банков во второй половине 2009 года. Причиной этого может стать рост просроченной задолженности по кредитам. Наибольшую обеспокоенность экспертов и участников рынка вызывает состояние погашения ипотечных кредитов.
Согласно данным Банка России, просроченная задолженность по ипотечным кредитам за 2008 год увеличилась более чем в 15 раз - до 12,1 млрд руб. Просрочка по займам в рублях выросла в 13 раз - до 5,8 млрд руб., по валютным кредитам - в 17 раз, до 6,3 млрд рублей. За октябрь-декабрь просрочка в рублях стала вдвое больше, в валюте - почти в три раза. При этом по сравнению с 2007 годом объем выданных рублевых кредитов вырос на 23%, а валютных за год снизился на 20,3%, тогда как доля просроченной задолженности по валютным кредитам в общей сумме просроченной задолженности за год увеличилась с 45 по 52%.
Между тем, часть мер поддержки ипотеки еще не принесла ожидаемых результатов, другая имела слишком краткосрочный и малоощутимый эффект. В начале февраля Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) расширило список заемщиков, которым готово помогать в погашении кредитов. Увеличен и порог площади купленной по ипотеке квартиры, кроме того, под новый стандарт попадают граждане, доходы которых уменьшились в результате увеличения размера ежемесячных платежей по кредиту. Это те, кто занимал в банке на жилье в валюте или по плавающей ставке - их доходы из-за девальвации рубля снизились даже при условии сохранения рабочего места и сохранения ставки заработной платы в рублях.
Такой заем принимается к рассмотрению АИЖК, если банк-кредитор заменит валюту на рубли или плавающую ставку на фиксированную. Из этих слов создается иллюзия, что предстоит некая не очень сложная техническая операция. На самом деле, речь идет о рефинансировании, то есть выдаче нового кредита, которым «гасится» старый. Соответственно, деньги будут выданы на сегодняшних условиях – в смысле процентов, сроков и всего остального.
Кроме того, возникает необходимость заново собрать документы, подтверждающие уровень дохода заемщика. При новой оценке платежеспособности клиента банк исходит из современных требований: на выплату ипотеки заемщик должен тратить не более 50-60% своего ежемесячного дохода. И если клиент «не умещается» в эти рамки – банк имеет полное право ему отказать. Таким образом, со всех точек зрения это получение нового кредита. Соответственно, заемщик сталкивается с необходимостью заплатить все сопутствующие платежи – комиссию за выдачу кредита, обналичивание, ведение ссудного счета и все прочее. До помощи со стороны АИЖК, таким образом, придется «продираться» через многие банковские фильтры и нести дополнительные расходы.
Следующий момент – проценты. Для рублевых займов они в принципе выше, чем для валютных. Учтем и то, что года 2-3 назад, когда выдавался «старый» кредит, проценты вообще были ниже. Так, ставки у крупнейших банков были на уровне 12,5% в рублях и 8,8% в валюте, а кредиты выдавались на срок в среднем 19,5 лет. Сегодняшние реалии таковы, что кредит в долларах под 11-12% будет заменен на рублевый под 18-20%. То, что для банка это выгодно – спору нет; выгодно ли для заемщика? По расчетам экспертов, опрошенных интернет-журналом Metrinfo.ru, при нынешних ставках, с учетом относительной стабилизации курса доллара на уровне 36 рублей, заемщик имеет почти 30 тысяч руб. в месяц выгоды от того, что НЕ переводит кредит в рубли. Эти деньги, которые можно справедливо считать «бонусом за несуетливость», выгоднее направить на досрочное погашение кредита. Кроме того, при любом последующем ослаблении рубля (например, из-за существенного снижения цен на нефть) заемщик сумеет существенно снизить сумму оставшегося долга. А значит, и размер ежемесячных платежей. Другое дело в том, что в кризисной ситуации, когда реальные доходы населения падают, а продукты питания дорожают и коммунальные услуги растут в цене, этот «бонус за несуетливость», скорее всего, будет потрачен на ежедневные нужды семьи.
Всего, по статистике ЦБ, гражданам в 2008 году было выдано ипотечных кредитов на сумму около 634 млрд руб., или на 14% больше, чем годом ранее. Ипотечных заемщиков на 1 января 2009 года насчитывалось 479,4 тыс. По данным Минрегиона, напомним, проблемы с выплатами по ипотечным кредитам испытывают 7% из числа тех, кто взял ссуды. В конце января АИЖК сообщило о реструктуризации первых трех ипотечных кредитов - доходы взявших их заемщиков снизились более чем на 50% и оказались не больше суммы ежемесячного платежа по ссуде. Всего с начала года в АИЖК поступило свыше 2 тыс. заявлений, но на рассмотрение было принято 111 обращений. В портфеле АИЖК доля просроченных кредитов в среднем по стране достигла 8%, но уже в первом квартале 2009 года, по прогнозам, может превысить 15%.
25 февраля ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» объявило о создании ОАО «Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов», которое и будет проводить реструктуризацию проблемных ипотечных займов. Предусмотрены три варианта реструктуризации: стабилизационный заем, стабилизационный кредит и смешанный договор. В первом случае деньги заемщику на выплату долга в течение года дает АРИЖК за счет собственных средств (уставный капитал ОАО «АРИЖК» составляет 5 млрд рублей, при этом рассматривается возможность его существенного увеличения в течение 2009 года в случае необходимости), во втором - банк, в третьем - банк и агентство совместно. В случае участия банка-кредитора агентство готово единовременно погасить 15-20% долга заемщика. Однако трудно подсчитать тех, кто не сможет получить помощь из-за слишком жестких требований агентства: на реструктуризацию не могут рассчитывать те должники, в собственности которых имеется, например, автомобиль или дача. Сотрудники АИЖК полагают, что такое имущество можно продать и погасить долг или часть долга. Однако при этом не учитывается, что в ряде случаев машина и дача должников могут оказаться практически неликвидными. В условиях кризиса, как правило, имущество, «бывшее в употреблении», можно сбыть только по бросовой цене.
В регионах также нарастают проблемы. Не исполняет обязательства по своим облигациям Московское областное ипотечное агентство. На минувшей неделе МОИА обратилось за помощью в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Агентство и Ипотечная корпорация Московской области (ИКМО) должны были к 2010 г. обеспечить ипотекой не менее 29 000 семей. Для этого МОИА разместило три выпуска облигаций на 8 млрд руб. и передало привлеченные средства ИКМО для финансирования строительства жилья. Этих денег хватило только на то, чтобы его начать. Сейчас строительство 470 000 кв. м жилья (42 объекта), которое должно было быть введено в 2009-2010 гг., остановлено. 20 февраля МОИА не заплатило купон по облигациям 1-й и 3-й серий и не исполнило обязательства по частичному погашению бумаг 1-й серии на общую сумму 397 млн руб., объяснив это отсутствием половины необходимой суммы. К январю просроченная задолженность агентства по облигациям, по данным его отчета, составляла 397,6 млн руб. И теперь без государственной помощи почти 0,5 млн кв. м жилья не будут достроены, что грозит социальным взрывом, признало агентство. Согласно данным опубликованного Банком России по итогам 2008 г. «Обзора финансовой стабильности», в прошлом году число потенциально проблемных банков увеличилось втрое. На устойчивость кредитных организаций повлиял разрыв срочности привлекаемых и выдаваемых ими средств. Разница между долями кредитов, выданных на срок более года, и депозитов аналогичной срочности выросла до 12,3 процентных пункта против 9,9 в 2007 году. В итоге только за октябрь-ноябрь 2008 года количество банков, не соблюдавших норматив мгновенной ликвидности, увеличилось в 7 раз - с двух до четырнадцати. Кроме того, удельный вес кредитов в структуре банковских активов вырос на 6,6% и в результате достиг 77,4% при критическом значении в 80%, что создало потенциальную угрозу недостатка ликвидности.
Объем просроченных выплат растет во всех сегментах кредитования, и касается не только сектора ипотеки. Минфин ожидает, что объем невозвратов по всем видам займов 30-ти крупнейшим российским банкам к концу года достигнет 10% от общего объема кредитного портфеля, сообщил на расширенном заседании коллегии Федерального казначейства России, глава Министерства финансов РФ А.Кудрин. Прогноз Минфина аналитики считают реалистичным. По официальным данным, на 1 января просроченная задолженность в целом по банковской системе составляла чуть более 2%. По экспертным оценкам до 5% задолженность может увеличиться только за первые три месяца года. В ЦБ РФ полагают, что к апрелю просроченная задолженность составит 4-4,5% говорил в начале февраля директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ А.Симановский.
Это потребует создания резерва, который должны сформировать банки, в размере 883 млрд руб. для обеспечения их устойчивости работы. Без учета государственных Сбербанка, ВТБ и Россельхозбанка по остальным 27 банкам объемы резервов должны составить 351 млрд руб. Естественно, увеличение резервов под обеспечение кредитного портфеля приведет к снижению чистой прибыли банков, и усложнит жизнь денежно-кредитным организациям. Однако эта мера должна повысить их надежность и добавит стабильности отечественной финансовой системы в целом.
Так как у банков таких денег нет, государство планирует выделить на их докапитализацию 300 млрд руб. и еще 255 млрд руб. предоставит в виде субординированных кредитов. Рассматриваются и предложения об удлинении их сроков до 30 лет. Логика предоставления такой помощи вполне понятна. Общий объем средств вкладчиков в этих банках составляет 4,5 трлн рублей. Поэтому выгоднее обеспечить нормальную работу банковской системы и обеспечить ее поддержку за счет государства, чем расплачиваться в дальнейшем по вкладам граждан, гарантированным государством.
Совершенно очевидно, что с течением времени по мере развития мирового экономического кризиса еще не раз придется возвращаться к корректировке объемов для обеспечения их устойчивой работы, государственной поддержки отечественного финансового сектора. Речь идет не просто о помощи банкам, а о защите сбережений граждан и предприятий, а также стимулировании спроса, без чего невозможен подъем экономики. Многие эксперты поговаривают уже и о необходимости страхования средств малого бизнеса, находящихся на банковских счетах. Остается пока нерешенным вопрос о создании компенсационного фонда для негосударственных пенсионных фондов. В случае развития самых негативных сценариев кризиса проблемы могут возникнуть и у паевых инвестиционных фондов. У ПИФов разработана своя «система безопасности» взносов, и, несмотря на то, что многие фонды сейчас банкротятся, претензий у вкладчиков нет. Однако средства физлиц внесенные в фонды, являющиеся аналогом депозитов граждан, практически никак не защищены в случае отзыва лицензии у кредитной организации, на счетах которой размещены средства ПИФа.
По мере развертывания кризиса все более заметной становится социальная составляющая рисков финансово-банковской системы. Высокая стоимость кредитных ресурсов и хронический (к тому же нарастающий) дефицит долгосрочной ликвидности являются существенными ограничениями для создания новых рабочих мест, развития малого и среднего предпринимательства, снижения барьеров доступа предприятий и граждан к квалифицированным банковским услугам. В итоге, чрезвычайно важные для выхода из кризиса рыночно-конкурентные механизмы (в том числе кредитная кооперация и система микрофинансирования) все чаще начинают работать на «холостом ходу», умножая и без того непростые социальные последствия.
В этих обстоятельствах денежные власти будут вынуждены переходить к более системным мерам поддержки банковского сектора, направленным на рост его капитализации, формирование источников «длинных денег», консолидацию кредитных учреждений. В антикризисной повестке дня также и создание новых механизмов защиты интересов населения как инвестора, что, в свою очередь, предполагает запуск общегосударственной программы повышения его финансовой грамотности.
Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий