Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Месяц до коллапса: у российских регионов кончается запас прочности. «Bigness.ru», 2 марта 2009г.

Субъекты Российской Федерации находятся в преддефолтном состоянии, говорят как сами региональные лидеры, так и эксперты. Возможно, пришло время федеральному центру активнее «делиться» деньгами с регионами и дать им больше «финансовой автономии».

Экономика регионов России может рухнуть через месяц – такой неутешительный прогноз дает губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.

«Запас прочности у самых сильных регионов России составляет месяц. Начались неплатежи между смежниками крупных предприятий, практически параличом охвачена банковская система, если не принимать каких-то конкретных мер, ситуация сложится критически», - заявил глава субъекта РФ, выступая на VI Красноярском экономическом форуме.

Красноярский край А. Хлопонин оценивает как сильный регион кризис выражается в сокращении чрезмерного количества управленческих кадров и сворачивании бесперспективных и убыточных предприятий, но даже у успешных предприятий ресурсы по противодействию кризису на исходе.

С губернатором Красноярского края соглашается консультант Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Алексей Шестоперов. «Если мы посмотрим на ретроспективу, на те решения, которые принимались в течение последних нескольких лет, привели к централизации всех бюджетных доходов», - сказал он в интервью Bigness.ru. Иными словами, львиная часть налоговых поступлений идет мимо региональных бюджетов в федеральный.

«Из-за этого у регионов остается все меньше и меньше ресурсов для собственного развития», - констатирует наш собеседник.

 

Справка

Налоги и сборы (а также доли от них), поступающие в федеральный бюджет:

доля 12,5% от налога на прибыль организации (20%); НДС (18%); акцизы на товары; таможенные пошлины;

30% (от полного объема) налога на доходы физических лиц (13%); ЕСН; НДПИ; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственные пошлины.

Региональные налоги и сборы:

налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог; доля 87,5% от налога на прибыль организаций; доля 70% налога на доходы физических лиц (13%).

Местные налоги и сборы:

Земельный налог; налог на имущество физических лиц.

 

В связи с ухудшением экономической ситуации, многие предприятия с большой накопленной задолженностью останавливаются, в результате чего они платят меньше налогов, констатирует Алексей Шестоперов. В этой ситуации у региональных и местных бюджетов источника для финансирования практически нет. А раз нет средств – то нет возможности выполнять социальные обязательства: выплачивать пенсии, стипендии, пособия.

Если ситуация усугубится (например, еще глубже упадут цены на нефть, или в целом ухудшится экономическая конъюнктура), отдельные региональные бюджеты будут находиться в состоянии дефолта, считает эксперт. «Признаки подобной ситуации чувствовались в ноябре-декабре 2008 года в одном из российских регионов (наш собеседник попросил не указывать имя региона в статье), у которого были проблемы с платежами по государственным контрактам. То есть они привлекли коммерческие компании под выполнение госзаказа, но не смогли с ними расплатиться», - рассказывает А. Шестоперов.

Выходом из ситуации эксперт считает увеличение трансфертов из федерального бюджета на региональный уровень. Центру «необходимо каким-то образом ”поделиться”», - говорит наш собеседник.

Он отметил что государство уже делает шаги в этом направлении. В качестве примера он упомянул конкурс по выделению средств из федерального бюджета в регионы на поддержку малого и среднего предпринимательства. Все это проводится на конкурсной основе. Регион подает заявку, заявку оценивает комиссия, и, исходя из тех мер, которые регион хочет предпринимать для поддержки малого и среднего бизнеса, определяется конкретный объем финансирования, который выделяется региональному бюджету.
«Такого рода меры осуществлялись и раньше. Но сегодня мы сталкиваемся с необходимостью интенсификации этих мер», - подчеркнул эксперт НИСИПП.
Проблему А. Шестоперов видит в том, что действия властей носят тактический характер. Пока в федеральном бюджете есть деньги – он может поделиться с регионами. Но что они будут делать, когда в бюджете не окажется «лишних» средств?
Было бы правильней, если бы источники финансирования в регионах распределялись более равномерно, говорит эксперт. «Безусловно, все налоги от малого бизнеса надо передать на региональный или даже на местный уровень», - уверяет он.
Впрочем, его рецепт может не понравится сторонникам «укрепления вертикали». «Регионам нужно предоставить бо’льшую финансовую автономию», - считает А. Шестоперов.


Сергей Малинин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости