Недоступность банковских кредитов, неадекватность налоговой политики и высокие тарифы на услуги монополий - такие проблемы, согласно ряду исследований, предприниматели считают наиболее актуальными в сегодняшних условиях. О результатах исследований ВЦИОМ, "ОПОРЫ России", Национального института системных исследований проблем предпринимательства рассказал гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров на сегодняшнем круглом столе в Тюмени по проблемам господдержки малого и среднего бизнеса в условиях кризиса. Организаторы встречи - НП "Меркурий-Клуб" и клуб политического действия "4 ноября".
Около 43% опрошенных предпринимателей считают, что необходимо оказывать политическое давление на банки, чтобы те начали выдавать кредиты предприятиям. 42% респондентов выступают за введение налоговых каникул, а 37% надеются на замораживание тарифов на услуги естественных монополий. Решения таких проблем предприниматели ждут от государства.
Но и сами бизнесмены в условиях кризиса принимают различные меры: 52% опрошенных ищут способы снижения собственных издержек, не связанных с фондом оплаты труда, 23% респондентов изменили ассортимент производимой продукции, 17% переориентировались на другие ниши, 13% готовы пойти на сокращение зарплаты своим сотрудникам, 12% опрошенных заявили о сокращении персонала, 12% - о сокращении цен и 8% - о сокращении производств.
По данным Валерия Федорова, сегодня в России насчитывается 2,4 млн малых и средних фирм. Эти фирмы дают 15% ВВП и почти четверть рабочих мест. В связи с изменением ситуации на рынке труда малый бизнес может стать "эффективным каналом создания новых рабочих мест".
Специалист рассказал также о настроениях в предпринимательской среде. Так, 28% опрошенных руководителей малого и среднего бизнеса (МСБ) оценивают состояние своих предприятий как плохое и очень плохое, остальные - как среднее и хорошее. 48% респондентов считают, что ситуация на предприятии будет только ухудшаться, 20% полагают, что изменений не будет, 27% надеются на улучшение. Ясно то, что малый бизнес ищет новые ниши, пытаясь воспринимать кризис не как катастрофу, а как возможность.
Предприниматели в связи с кризисом отметили следующие изменения: по сравнению с августом-сентябрем прошлого года стали доступнее квалифицированные кадры. 40% отметили улучшение ситуации с арендой площадей - их стало больше, ставки стали более приемлемыми. В то же время гораздо больше отмечается негативных последствий, в основном они связаны с финансами. Так, 76% опрошенных отметили, что стало труднее получить кредит. 87% отметили повышение ставок по кредитам, 63% - снижение спроса на продукцию, 65% жалуются на повышение цен поставщиков, 43% - на рост задолженности со стороны покупателей. Также предприниматели констатируют повышение активности рейдеров, правоохранительных органов и налоговой службы. Конечно, все это не способствует развитию МСБ, сказал Валерий Федоров.
Он добавил, что итоги исследований - в некоторой степени "средняя температура по больнице", но могут помочь посмотреть на ситуацию в комплексе, выявить тенденции.