Юрий Лужков подписал указ, запрещающий проводить проверки малых предприятий. Такая мера призвана защитить малый бизнес в кризисных условиях. Однако Общество защиты прав потребителей считает, что указ мэра может навредить потребителям и собирается обжаловать это в суде. Опасения ОЗПП преждевременны, так как указ может попросту не соблюдаться.
Мэр Москвы Юрий Лужков 10 февраля 2009 года издал указ «Об организации регионального государственного контроля в городе Москва в 2009 году». По документу малый и средний бизнес освобождается от плановых проверок со стороны подведомственных организаций до конца 2009 года. Внеплановые проверки могут быть проведены только после согласования с органами Прокуратуры.
Такая мера позиционировалась как мера по защите малого бизнеса в кризисных условиях – дабы чиновники не могли чинить лишних препятствий и устанавливать дополнительные поборы с предпринимателей. Бизнес мог бы на какое-то время вздохнуть с облегчением – ведь чиновничий беспредел и «коррупционный налог» относятся к наиболее тяжелым факторам ведения бизнеса в России.
Однако, как стало известно Bigness.ru, Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) считает, что указ мэра нарушает право потребителей на защиту со стороны органов государственной власти, а именно ст.40 «Закона о защите прав потребителей». Ведь, согласно указу московского правителя, всем общественным объединениям потребителей, осуществляющим действия в области защиты прав потребителей, также рекомендовано отложить подобные проверки до будущего года.
ОЗПП собирается обжаловать этот Указ в судебном порядке. Как рассказал Bigness.ru юрист ОЗПП Дмитрий Лесняк для потребителей наиболее неприятна отмена внеплановых проверок. По словам Д. Лесняка, плановые проверки никогда не давали значимых результатов. Однако условие проведение внеплановых мероприятий только с согласия Прокуратуры очень осложнит их реальное осуществление, и поставит потребителей в невыгодное положение.
Но не слишком ли торопятся правозащитники и насколько самим малым предприятиям полезна отмена проверок?
С одной стороны, сказал в интервью Bigness.ru руководитель направления «Малое предпринимательство» Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Алексей Шестоперов, инициатива московских властей «позитивна» для малого бизнеса. Ведь административные барьеры были и остаются одной из самых существенных проблем, которые препятствуют деятельности малых предприятий. В условиях кризисных явлений такая мера действительно может сыграть положительную роль. Иными словами, позволить небольшим компаниям сократить издержки на «преодоление административных барьеров», которые этими проверками могут быть вызваны. ,
Кроме того, по словам А. Шестоперова, новый указ мэра может сыграть положительную роль и для московского бюджета. Ведь, поскольку не нужно будет ничего проверять, не нужно будет и расходовать бюджетные средства на организацию таких проверок.
Однако инициатива столичного мэра, к сожалению, не сможет полностью оградить московский бизнес от проверок.
«Если взять это конкретное решение мэра Москвы по запрету проверок, то ясно, что оно будет затрагивать только региональные органы власти», поскольку федеральные власти очевидно не находятся в подчинении мэра, отмечает наш собеседник
Вместе с тем, федеральные органы тоже проверяют малый бизнес, например, проверки устраивают Роспотребнадзор, Федеральная налоговая служба (ФНС). Более того - в период кризиса отдельные органы власти активизировались. В частности, ФНС в условиях снижения налоговых поступлений в бюджет, старается выбить с предприятий все до копейки, - рассказал А. Шестоперов.
Кроме того, есть вопросы и по форме реализации решения. Ведь форма указа не носит такой большой юридической силы, как например, закон. В истории России уже были случаи неэффективных указов. Например, в 1998 году вышел указ Президента об ограничении административных барьеров для малых предприятий, напомнил А. Шестоперов из НИСИПП. Никто его действия и сегодня не отменял, однако административные барьеры как были, так и остаются сложными препятствиями.
По словам специалиста, в действительности указы не всегда соблюдаются и не имеют такой обязательной силы как законы. Если бы были введены какие-либо законодательные ограничения административных барьеров, то тогда мера по отмене проверок была бы куда более эффективной. Что касается указа, то «наверняка найдутся те органы, которые не будут соблюдать его».
Как предполагает А. Шестоперов, правозащитники из ОЗПП опасаются, что малые предприятия воспользуются своей временной неподконтрольностью, из-за чего может пострадать конечный потребитель. Однако эти опасения могут оказаться преждевременными, равно как и эффективность указа мэра на деле может оказаться нулевой.
Дарья Юрищева