Массированная поддержка малого и среднего бизнеса, которую президент России Дмитрий Медведев во время посещения Читы 19 февраля назвал одним из пяти принципов устойчивого развития Забайкалья, на практике оказалась отнюдь не громкими словами. Несмотря на растущие по всему региону, словно грибы, магазины и маленькие закусочные, развитие предпринимательства в Забайкальском крае по-прежнему является непаханым полем.
В распоряжение “Экстры” попал информационно-аналитический доклад Национального института системных исследований проблем предпринимательства “Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2008 года”. Забайкальский край выглядит в нем далеко не в самом выгодном свете. Годичная давность сведений, приведенных в докладе, пусть никого не смущают. Более свежих данных по развитию малого бизнеса в России пока нет.
По количеству зарегистрированных малых предприятий по данным на 1 апреля 2008 года Забайкальский край прочно обосновался на 70-м месте среди 83 российских регионов, в которых проводилось исследование. На 100 тысяч жителей региона у нас приходилось 89,4 малых предприятия, это чуть больше 40 процентов от среднероссийского показателя.
В среднем по Российской Федерации на 100 тысяч человек приходится 202 малых предприятия. Этот показатель уверенно обгоняют 16 российских субъектов Федерации. В тройке регионов лидеров Волгоградская, Томская и Новосибирские области. Здесь от 541 до 560 малых предприятий на все те же 100 тысяч населения. Показатель соседней с нами Бурятии — 114,6 предприятий.
Единственное, что может сглаживать “радость” 70 места в рейтинге, так это то, что Забайкалье обгоняет не только слаборазвитые Калмыкию, Ингушетию и Туву, но и регионы-силачи — Тюменскую и Свердловскую области, а также Ханты-Мансийский автономный округ. В ХМАО, к примеру, на 100 тысяч жителей действует только 66 малых предприятий. Все это, в принципе, не удивительно. Три вышеуказанных региона всегда были территорией крупной индустрии.
Среднесписочная численность занятых в малом бизнесе без учета совместителей в Забайкальском крае составила 31,9 тысяч человек или всего 9,6 % от общего числа занятых. Несмотря на этот обидно маленький процентный показатель, в этой позиции рейтинга Забайкалье, попавшее на 61 место умудрилось обогнать даже Москву. В столице России малый бизнес представлен только 6 процентами населения. В абсолютных цифрах это составляет 318,4 тыс. чел., почти как все население Читы.
Остальные показатели доклада о развитии малого предпринимательства также не в пользу Забайкальского края. По уровню оборота малых предприятий Забайкалье основательно завязло в конце седьмого десятка рейтинга. Через все предприятия-”малыши” в январе-марте 2008 года прошли 4,503 млрд. рублей. В пересчете на душу населения это составляет только 29,3 процента от среднероссийского показателя. При этом, например, Оренбургская область — регион с равным по сравнению с Забайкальем количеством малых предприятий показал оборот в 12 с лишним миллиардов рублей. По уровню инвестиций в основной капитал забайкальский малый бизнес составляет только 8,5 процентов от среднероссийского показателя. За первые три месяца 2008 года в развитие предприятия— “малыши” Забайкальского края вложили только 30,2 млн. рублей. В то время, как в соседней Бурятии, схожей с нами по размеру территории, численности населения и немного превышающей по уровню развития бизнеса, размеры инвестиций за 3 месяца составили 124,4 млн. рублей.
Такая вот безрадостная картина. Прав был президент, требуя у местных чиновников переломить эту ситуацию. И по поддержке малого бизнеса надо не работать, а вкалывать. Только тогда среднероссийские показатели будут не таким несбыточным уровнем и малый бизнес в полной мере ощутит поддержку со стороны властей.
Алексей Будько