Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

ФАС ставит льготы в колеса. "Газета" №47 от 19 марта 2009г.

Старт выдачи автокредитов с государственным субсидированием может быть отложен

 Запуск льготной программы автокредитования для населения может быть отложен. Кредиты, субсидированные государством, скорее всего, не начнут выдавать 20 марта, как планировалось ранее в правительстве. Причина - рзгоревшийся межведомственный спор по поводу списков автомобилей, при покупке которых будет субсидироваться кредитная ставка, а также автомобилей, которые ведомства купят по госзаказу.

Вчера начальник управления контроля промышленности Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Алексей Ульянов заявил, что ведомство может возбудить дело против Минпромторга (его глава Виктор Христенко подписал автосписки в феврале) по статье 15 закона о защите конкуренции.

Недовольство ведомства Игоря Артемьева вызвано тем, что в списки Христенко не попали автомобили нескольких российских автопредприятий, ТагАЗа и "Автотора", а также модель ГАЗа Volga Siber.


Избирательное субсидирование

В разговоре с корреспондентом "Газеты" Алексей Ульянов уточнил, что в список субсидирования процентных ставок по кредитам попал целый ряд автомобилей, произведенных в России, стоимостью ниже 350 тыс. рублей, однако в нем нет автомобилей производства «Автотора» и ТагАЗа, а также Volga Siber (в списке на госзаказ эта модель есть).

В частности, стоимость собираемого на ТагАЗе Hyundai Accent начинается от 329 тыс. рублей. В списке нет и Chevrolet Lacetti ("Автотор", около 400 тыс. рублей) при наличии Ford Focus (от 380 тыс. рублей), а также Volga Siber за 497 тыс. рублей при наличии Volkswagen Jetta (от 579 тыс. рублей).

Автомобилей, собираемых на этих заводах, за исключением Volga Siber, нет и в списке машин, которые можно покупать в рамках увеличенного госзаказа. В частности, «Автотор» выпускает любимые столичными чиновниками среднего звена BMW пятой серии. Нет в последнем списке и ТагАЗа, выпускающего в том числе грузовики, которые также будут покупаться по госзаказу. В госзаказном списке есть Fiat Ducato и Doblo производства Sollers (бывшая «Северсталь-авто»), но нет легкого коммерческого автомобиля Hyundai Porter. Кроме того, ТагАЗ выпускает купленные по лицензии у SsangYong и выпускаемые под брендом ТагАЗ внедорожники Tager и Road Partner. Отметим, что Sollers также выпускает внедорожники SsangYoung, но более новой модели. Они в список увеличенного госзаказа попали, в отличие от продукции ТагАЗа.

Также в модельном ряду ТагАЗа - автобус Hyundai County, Hyundai Aero Town и тягач Hyundai HD 500, которых нет в списке на госзаказ.


ФАС наносит удар

Как сообщил корреспонденту "Газеты" источник, близкий к Минпромторгу, обсуждение автосписков с ФАС было рабочим вопросом и никто не ожидал, что это получит публичную огласку. Спор разгорелся в преддверии подписания правительственного постановления об утверждении механизма предоставления субсидий. Список моделей в настоящий момент проходит регистрацию в Минюсте и является приложением к постановлению.

Источники "Газеты" в ФАС, пожелавшие остаться неназванными, сообщили корреспонденту "Газеты", что вчерашние откровения Ульянова были санкционированы руководством службы, недовольным затягиванием обсуждения правомочности составления списков.

"Мы проводим проверку в Минпромторге в настоящее время. Срок изменения перечней истекает сегодня. Если мы не получим внятных объяснений по поводу невключения автомобилей этих предприятий в эти перечни или если в эти перечни не будут внесены изменения, то мы возбудим антимонопольное дело по статье 15 закона о защите конкуренции (ограничение конкуренции госорганов)", - заявил вчера корреспонденту "Газеты" Ульянов.

При этом "списочную" проверку ведомства Виктора Христенко ведомство Игоря Артемьева, как признала руководитель пресс-службы ФАС Ирина Кашунина, начало по собственной инициативе после опубликования автосписков.

Обиженные автопроизводители в антимонопольное ведомство не жаловались. Например, пресс-секретарь "Автотора" Елена Шамаева заявила корреспонденту "Газеты": "Предприятие было разочаровано тем, что его автомобили не были включены в списки, однако жалоб в ФАС не подавало".

Как заявили в группе ГАЗ, эта компания также не подавала жалобу в ФАС.

Комментария ТагАЗа вчера получить не удалось.

Зато ФАС в начале марта направила в Минпромторг письмо с просьбой разъяснить критерии отбора автомобилей для господдержки. Ответ от Минпромторга в ведомство пришел только вчера (есть в распоряжении "Газеты").


Без промсборки никуда

В ответе Минпромторга перечислены следующие аргументы именно такого составления автосписков: «Когда составлялся перечень, автомобили, включенные в него, должны были соответствовать двум критериям: либо это исконно отечественные автомобили, либо это автомобили, собираемые на заводах, построенных по соглашению о промсборке».

Напомним, весной 2005 года правительство приняло постановление о промышленной сборке, которое позволяет иностранным компаниям, заключившим инвестсоглашение и строящим заводы в России, беспошлинно или с 3-процентной ставкой ввозить импортные комплектующие. Иначе пошлина составляет 15%. В обмен на это они в течение трех лет обязуются локализовать производство на 30% и наладить полный производственный цикл, включая сварку и окраску кузова.

У «Автотора» соглашения о промсборке нет. Кроме того, по словам источника в Минпромторге, предприятие является лишь контрактным сборщиком и, соответственно, не может регулировать цены на продукцию (на заводе собираются автомобили марок Kia, BMW, GM).

ТагАЗ хоть и не имеет соглашения о промсборке, тем не менее осуществляет полный цикл сборки автомобилей, включая сварку и окраску кузова на месте. При этом, например, Volkswagen Jetta пока собирается методом так называемой отверточной сборки, и только в перспективе на заводе Volkswagen в Калуге сборка этого автомобиля будет локализована.

Также ни «Автотор», ни ТагАЗ не были включены правительством в список 295 системообразующих предприятий, хотя и являются одними из крупнейших предприятий в Калининградской области и Таганроге соответственно. А этот пункт, согласно разъяснениям Минпромторга, является обязательным критерием попадания в список техники, которую можно приобретать по госзаказу.

"Минпромторг готов рассмотреть возможность внесения изменений в перечни в случае наличия аргументированной позиции ФАС", - говорится в ответном письме.

В Минпромторге также заявили, что включение в список автомобилей дороже 350 тыс. рублей не означает, что на них будет распространяться субсидирование в обязательном порядке. В субсидированном списке они находятся потому, что цены на них потенциально могут быть снижены после углубления локализации производства. И субсидирование ставок получат, как утверждают в Минпромторге, только машины дешевле 350 тыс. рублей. Так что Focus и Jetta получат госпомощь только после прохождения этого ценового рубежа вниз.

Ситуация с "Автотором" и тем более с производством на ГАЗе Volga Siber иная. Цены на продукцию "Автотора" устанавливают владельцы брендов, поэтому завод не влияет на ценообразование. Новая "Волга" практически полностью собирается из отечественных деталей и поэтому удешевлению уже не подлежит.

Впрочем, на АвтоВАЗе, конкуренте Ford и Volkswagen (хотя бы в списке субсидируемых автомобилей), не верят в надежду Минпромторга на то, что цены на эти автомобили будут снижены. Как заявил корреспонденту «Газеты» губернатор Самарской области, член совета директоров АвтоВАЗа Владимир Артяков, такие автомобили, как Volkswagen Jetta, - из более высокого уровня. И те покупатели, на которых рассчитано субсидирование ставок, не могут себе позволить его купить даже с помощью государства из-за дороговизны обслуживания. Поэтому, по его словам, включение автомобилей намного дороже 350 тыс. рублей в субсидированный список бессмысленно.


Могут ли антикризисные меры не нарушать свободу конкуренции?

Александр Бречалов / вице-президент «ОПОРЫ России», президент компании «ВБО Консалтинг»
Во время кризиса, причем кризиса глобального, нужно определить, что является для государства приоритетом. А приоритет - это, наверное, человек и все то, что с ним связано. То есть речь идет о социальной политике, и в этом смысле, наверное, не всегда возможно найти компромисс с сохранением конкуренции. В частности, я имею в виду то, что те предприятия, которые поддержит государство и финансами, и политикой, безусловно, будут находиться в привилегированном положении. Но, с другой стороны, за этими предприятиями стоят тысячи или даже десятки тысяч человек, это активы на территории России, поэтому ответом на первоначальный вопрос будет, скорее всего, слово «нет». Потому что элементы ручного управления экономикой и вникания в ситуацию средних и крупных компаний сейчас все-таки необходимы. А это неизбежно повлечет за собой определенный перекос.
Однако это, наверное, нормально. Правда, именно на период кризиса: как говорится, заигрываться опасно.
Кроме того, я бы хотел добавить еще тот момент, что упомянутый мной перекос в любом случае не должен касаться малого бизнеса. В момент кризиса малый бизнес, а особенно предприятия, которые задействованы в промышленности, которые производят импортозамещающую продукцию, антикризисные меры ни в коей мере не должны ущемлять. Наоборот, они должны быть направлены на создание конкурентной среды и комфортных условий развития.

Владимир Буев / вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства
Вопрос теоретический, ведь любая мера, которая дает кому-то преференции, конкуренцию нарушает. Другое дело, что понятие «конкуренция» характернее для более стабильной системы развития рынка. Да, в кризис, когда все валится, любой выделенный государственный ресурс не может быть поделен на всех: по конкурсу либо не по конкурсу, но он все равно выделяется кому-то конкретному. И конкуренция, безусловно, нарушается. Ведь даже средства, выделенные малому бизнесу, все равно всем малым предприятиям не раздать.
Но не забывайте, что вопрос стоит не об улучшении конкуренции, а скорее о проведении социальной политики: либо людей уволят с предприятий и они будут получать пособие по безработице, либо им будет платить их предприятие, даже если они не будут производить конкурентоспособную продукцию.
Тем не менее в любом случае рыночная экономика уже существует, мы прошли переходный этап. Просто различные рынки находятся в разной степени развитости: есть рынки, приближенные к рынку свободной конкуренции, а есть рынки монополизированные (например, связанные с природными ресурсами). То есть некоторые рынки в нашей стране, наверное, сложно сделать конкурентными в принципе. А так любые антикризисные меры к разрушению рыночной экономики не приведут (если, конечно, не начнется национализация и деприватизация). Если какие-то компании кризиса и не выдержат, то при наличии спроса появятся другие.

Валерий Драганов / первый зампред комитета Госдумы по промышленности (фракция «Единая Россия»)
Ровно об этом я говорил вчера на конференции Института Адама Смита: как увязать защиту конкуренции (а я являюсь одним из авторов закона о конкуренции) и протекционистские меры правительства. Так вот, я вынужден был искать компромисс и сказал, что да, в мирное время безраздельно властвовать должна идея защиты конкуренции (хотя в нашей действительности достичь этого довольно сложно), но в кризисное время я вижу и морально, и экономически, и юридически допустимые коридоры отступления от правил. Поскольку соответствующая протекция, собственно, на сохранение рынка и направлена. В итоге имеется формальное вторжение в сферу добросовестной конкуренции. Но и у государства есть законные права участвовать в регулировании. Другое дело, как часто и как азартно оно этим пользуется. Мне кажется, что в последнее время все меры обоснованны.
Что же касается деятельности ФАС и подозрений о нарушении Минпромторгом закона о конкуренции при отборе автомобилей, кредиты на покупку которых подпадают под субсидирование, то могу сказать, что если в список попадут вообще все машины, то госсубсидии разойдутся за полтора дня. Ну а если вдруг туда не вошли какие-то автомобили, подходящие под установленные критерии, то тогда с ФАС, возможно, стоит согласиться. В любом случае антимонопольная служба даже в кризисные времена не должна прекращать свою деятельность.


АНДРЕЙ БИРЮКОВ, ОПРОС ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости