Доклад, посвященный результатам деятельности по борьбе с коррупцией в российских регионах, опубликовал Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). По итогам исследования первое место в рейтинге регионов активно борющихся с коррупционерами эксперты отдали Мурманской области, Татарстану и Чувашии. В этих регионах, по мнению специалистов, создана наиболее прочная юридическая база для борьбы с коррупцией.
А вот в список аутсайдеров попали регионы, входящие в Южный и Дальневосточный федеральные округа — это Чечня, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Ростовская область, Ставропольский край, Якутия, Амурская область, Приморский и Хабаровский края, а также Еврейская автономная область.
В докладе субъекты федерации оценивались по наличию закона о противодействии коррупции, программы по противодействию коррупции, специального органа по противодействию коррупции, а также наличию утвержденного порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и утвержденной методики проведения такой экспертизы.
Отмечается, что наличие каждого из этих пяти показателей оценивалось в один балл, а публикация соответствующего нормативно-правового акта на официальном сайте региона прибавляло к итоговой оценке еще 0,5 балла.
В мониторинге использовались данные по состоянию на 1 декабря 2008 года.
Регионы лидеры - Мурманская область, Татарстан и Чувашия - набрали максимально количество баллов - 7. На 0,5 балла отстал Ханты-Мансийский автономный округ, где на официальном сайте не опубликован порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов. Только в этих четырех регионах присутствуют все пять выбранных экспертами показателей.
В то же время в 19 регионах не выявлен ни один из исследуемых показателей (Амурская, Вологодская, Иркутская, Ростовская, Самарская, Свердловская и Ярославская области; Ингушская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Алтай, Чеченская Республика, Республика Коми, Республика Саха (Якутия); Алтайский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский края; Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ), что позволяет судить о недостаточном развитии или отсутствии антикоррупционной деятельности в этих регионах.
В девяти регионах, как выяснили исследователи, власти ограничились лишь созданием специального органа (например, межведомственные комиссии или советы при губернаторе), ответственного за антикоррупционную политику региона (Ивановская, Костромская, Омская, Оренбургская и Орловская области; Республика Адыгея и Республика Хакасия, Краснодарский край, г. Москва). В трех регионах власти ограничились утверждением целевой программы по борьбе с коррупцией (Тульская и Московская области, Чукотский автономный округ), в девяти регионах – принятием антикоррупционного закона (Брянская, Рязанская, Калужская, Новгородская области, Пермский край, Республика Дагестан, Республика Марий Эл, Республика Удмуртия, г. Санкт-Петербург).
Власти Москвы, по мнению авторов доклада, ограничились лишь созданием специального антикоррупционного органа, а руководство Санкт-Петербурга – приняло антикоррупционный закон.
Тем не менее, эксперты поясняют, что высокое место в антикоррупционном рейтинге еще не означает, что соответствующие законы на самом деле эффективно работают. По словам политолога Дмитрия Орешкина, существует два уровня коррупции, имеются также и неприкасаемые, против которых никакие законы применить невозможно.
А вот президент фонда «Индем» Георгий Сатаров согласился с оценкой экспертов «НИСИПП» в отношении трех регионов-лидеров. Он отметил, что в Чувашии имеется система «Электронное правительство», с помощью которой любой человек может узнать, как двигаются бюджетные деньги, на что они тратятся в любой момент времени.
Интересно, что в авторы доклады отметили, что нормативно-правовые акты лишь 4 регионов (Белгородская, Волгоградская, Тамбовская и Мурманская области) подлежат обязательному прохождению антикоррупционной экспертизы. Перечень коррупциогенных факторов, выявляемых при экспертизе, может расширяться по усмотрению специалиста лишь в 6 регионах (Калининградская, Мурманская и Тамбовская области, Республике Татарстан, Республика Чувашия и Ханты-Мансийский автономный округ), в остальных регионах он строго ограничен утвержденной методикой.