Страхи, связанные с передачей техосмотра автотранспорта на рынок, сильно преувеличены
Сергей Мигин, Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства
В будущем году часть полномочий МВД России в сфере техосмотра транспортных средств будет передана саморегулируемым организациям. Эта новация обсуждалась на "круглом столе", проведенном Комитетом Госдумы по безопасности . Еще в 2003 году на инвентаризационной стадии административной реформы функция МВД России по осуществлению экспертизы технического состояния автотранспортных средств была признана правительством избыточной. И только сегодня наконец созрело решение по передаче техосмотра профессиональным саморегулируемым организациям технических экспертов.
Общая схема такова: техосмотр осуществляется независимыми техническими экспертами с использованием оборудования аккредитованных диагностических центров. К техэкспертам предъявляются жесткие требования по наличию профессионального образования, переподготовке, сдаче квалификационного экзамена, выполнению установленных стандартов и правил. При этом имущественная ответственность членов СРО реализуется за счет страхования и взносов в компенсационный фонд. В увязке со страховщиками ОСАГО решается и более общая проблема возмещения ущерба, причиненного неисправными транспортными средствами. Известно, что сегодня процент ДТП, официальной причиной которых признается техническая неисправность, на порядок занижен. Теперь за аварию по вине неисправной техники заплатит недобросовестный технический эксперт и его коллеги по цеху.
Сторонники передачи полномочий ожидают повышения качества технической экспертизы. Более действенным станет и контроль за обязательными требованиями к безопасности, в том числе заложенными в проекте технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств". Кстати, число контролируемых параметров будет существенно - примерно наполовину - сокращено и гармонизировано с международными требованиями. В результате, полагают специалисты, безопасность допускаемых к эксплуатации транспортных средств повысится. Кроме того, создаются предпосылки для развития цивилизованного рынка услуг по технической экспертизе, на котором в основном представлен малый и средний бизнес. Улучшится инвестиционный климат. Не говоря уже об экономии бюджетных средств на проведение периодического технического осмотра, что особо актуально в условиях кризиса и снижении коррупции.
Правда, высказываются опасения: не кончится ли дело тем, что на смену коррупции чиновников придет коррупция техэкспертов и менеджеров СРО. Эти риски снимаются целым рядом инструментов, в первую очередь сохранением за государством надзорных функций и полномочиями Национального совета технических экспертов, который объединит СРО. Важное оружие в борьбе с недобросовестными СРО и отдельными техническими экспертами - "контрольная закупка" услуг по техосмотру и регулярный анализ централизованно собираемой и обрабатываемой статистики о частоте неисправности автомобилей различных марок и "возрастов". Серьезные отклонения отдельных СРО и центров техосмотра должны привлечь к ним повышенное внимание.
Достаточно одного-двух судебных разбирательств, исключения нескольких недобросовестных СРО из государственного реестра и дисквалификации проштрафившихся экспертов, чтобы остальные стали относиться к выполнению стандартов профессиональной деятельности куда ответственнее. Все дело в стимулах. Терять прибыльный бизнес и репутацию не захочет никто.
Другой распространенный аргумент противников передачи техосмотра на рынок - риск навязывания услуг по устранению неполадок, в том числе и несуществующих, что называется, "на месте". Поэтому решено: во избежание конфликта интересов диагностический центр не будет оказывать услуги по ремонту автомобилей.
Нововведение существенно сэкономит время граждан, а стоимость прохождения техосмотра будет регулироваться правительством и, по прогнозам, окажется сопоставимой с ценой, которую сегодня автолюбители платят за "покупку" талона.