Мурманского губернатора сняли, как секретаря обкома
Стартовавшая на излете зимы серия губернаторских кровопусканий продолжилась и весной. В минувший уик-энд с политического эшафота скатилась голова мурманского губернатора Юрия Евдокимова. Уволенный воевода не являлся политиком федерального масштаба. Но его судьба с предельной рельефностью продемонстрировала: исключенная из Конституции почти два десятка лет назад шестая статья о “руководящей и направляющей роли” правящей партии по факту вновь стала стержнем нашей политической системы.
В прошедшую пятницу группа экспертов во главе с деканом факультета социологии Высшей школы экономики Александром Чепуренко назвала Мурманскую область в числе трех регионов страны, где создана наиболее эффективная юридическая база по борьбе с коррупцией. Ровно через сутки мурманский воевода лишился своей должности.
В византийском мире современной российской политики мы можем никогда не узнать истинную первопричину того, почему Юрий Евдокимов уже довольно давно впал в немилость у Кремля. Зато кто угодно может точно указать на событие, сыгравшее роль последней капли. На недавних выборах мэра Мурманска официальный кандидат партии “Единая Россия” Михаил Савченко с треском провалился. Победу одержал пусть вполне лояльный Москве, но не обладавший “медвежьим” благословением бывший заместитель губернатора Евдокимова Сергей Субботин.
Если рассуждать в рамках сложившейся в современной России политической системы, то обрушившееся на мурманского воеводу наказание было вполне оправданным. Сегодня губернатор может вытворять в подведомственном регионе почти все что угодно. Но есть два смертных греха, которых в Кремле не прощают: открытая нелояльность центру и неспособность контролировать ситуацию в своей вотчине. Если судить по результатам выборов мурманского градоначальника, то Евдокимов был виноват либо в том, либо в другом.
Ничто так не возбуждает крамолу, как демонстративная безнаказанность. Если бы мурманскому губернатору сошло с рук его “прегрешение”, то соблазн поиграть в игры с федеральным центром мог бы возникнуть и у других воевод. А так недалеко и до раскачки всей властной вертикали…
Но кроме логики вертикали власти есть еще и логика здравого смысла. Став президентом, Медведев поставил перед собой цель обеспечить реальное верховенство закона. Но в каких законах в качестве основной обязанности губернатора записано “обеспечить доминирование партии “Единая Россия”? Ни в каких, разумеется. Это и так все знают. Но тогда получается, что отношения центр — регионы построены не столько на законе, сколько на понятиях.
В идеальном мире, каким его представляют в Кремле, обеспечить популярность партии власти можно с помощью мастерского управления регионом. Но мы живем в мире реальном. А в нем нужная цель достигается с помощью разного рода механизмов, стыдливо именуемых у нас “административным ресурсом”. Таким образом, губернатора толкают если не на преступление, то как минимум на серьезнейшие этические нарушения. Все об этом как-то подзабыли. Но согласно закону региональная власть должна работать в интересах избирателей, а вовсе не прессовать их или, не дай бог, подтасовывать выборные результаты.
Конечно, в кризисную эру рассуждения о высоком можно запросто пропускать мимо ушей. Но в данном случае высокое густо перемешано с вполне приземленным. В условиях кризиса мы имеем систему, которая заставляет региональное начальство гнаться за абстрактными показателями, а не решать проблемы по существу. Умело используя административный ресурс, можно довести экономику территории до ручки, но не уронить при этом рейтинга “медведя”. Разумеется, при таком сценарии взрыв рано или поздно все равно произойдет. Другое дело, что убаюканную “правильными рейтингами” Москву он вполне может застать врасплох.
Никто не знает, будет ли будущий губернатор Мурманска Дмитрий Дмитриенко более эффективным руководителем региона, чем Юрий Евдокимов. Вполне возможно, что да. Но, чем бы ни закончилось дело в Мурманске, посланный с увольнением Евдокимова сигнал не просто свидетельствует, а кричит: нынешняя система управления российскими регионами чудовищно деформирована.
Особенно гротескной ситуация станет, если вспомнить недавние события в Дагестане. Там с показателями “Единой России” все в порядке. Зато местный президент не пустил на работу назначенного в соответствии с законом федерального чиновника. И центр это проглотил. Политики в Москве четко отдают себе отчет: из кого можно делать козлов отпущения, а из кого лучше не надо.
Говорят, что история повторяется в виде фарса. В случае с ползучим возвращением в нашу жизнь шестой статьи Конституции фарсовый оттенок заметен даже слепым. И это единственное, что радует в нарисованной Кремлем картине “Утро воеводской казни”.
Михаил Ростовский