Рубрика "Экономика/кризис"
Кто и как кошмарит малых предпринимателей
Без малого год назад президент Дмитрий Медведев потребовал «перестать кошмарить малый бизнес». О том, что бесконечные проверки и поборы местных властей нужно остановить, заговорили все - от федеральных министров до муниципальных чиновников.
Конечно, ведь в развитых странах малый бизнес - это опора государства, это двигатель прогресса, это как минимум половина ВВП. У нас же человек, пожелавший поставить палатку с хот-догами или же открыть маленький магазинчик автозапчастей, должен пройти семь кругов чиновничьего ада. А тем «малышам», которые вынесли все эти испытания и просуществовали в вечной борьбе с бюрократией и взяточничеством больше пяти лет, впору орден Мужества давать.
БЕЛКА В КОЛЕСЕ
У Игоря Пермякова был большой гараж неподалеку от московской станции метро «Войковская». Пару лет назад он решил подзаработать: отделил полпомещения, положил кафель на бетонный пол, пожарную сигнализацию установил. Словом, сделал помещение пригодным для бизнеса и начал торговать автозапчастями.
Серьезные проблемы начались в сентябре 2008 года, когда милиционеры забрали продавца магазина в ОВД «Войковский». Неожиданно выяснилось, что у предпринимателя нет разрешения от управы...
- Я не знаю такого закона, по которому они мне должны разрешение давать на торговлю в своем же гараже, я ведь ничего не строил! - жалуется корреспонденту «КП» предприниматель. - Я уж и просил их: скажите, что нужно, чтобы получить разрешение. А они мне в ответ: «Уже поздно, ты провинился, так что гараж все равно твой снесем!»
В то же время Пермякова возле его гаража поджидала группа крепких ребят - предлагала «покровительство».
Ситуация патовая. С одной стороны, использование личного имущества в предпринимательской деятельности разрешено. С другой - Пермяков не может получить разрешение от управы. Гонят его просто так, даже не объясняя, за что, чем и кому он мешает!
«У меня в голове все смешалось: обида и злость, ненависть и непонимание по отношению к бюрократическому подходу наших с вами слуг», - пишет бизнесмен в письме отчаяния, которое он направил мэру Москвы, в прокуратуру и «Комсомолку».
Замкнутый круг. Человек работает, платит налоги, приносит пользу автомобилистам - владельцам соседних гаражей. Ну не ехать же за каждым болтом или литром тосола в автомагазин, а тут все рядом, под рукой.
С арендой в России вообще творится что-то неладное. Например, столичный медицинский центр «Доктор 2000» более 11 лет снимает три этажа в здании в Газетном переулке. 1 марта срок аренды помещения истек. Несмотря на запросы руководства клиники, в Росимуществе(собственнике здания) хранят молчание. Теперь врачи не знают, оставят их или нет. Работать в таких условиях невозможно.
- Арендатором помещений является «Мосэнерго», а мы субарендаторы, - пояснили корреспонденту «КП» в «Докторе 2000». - Срок договора аренды истек у НПФ. Но еще с прошлого года мы вместе с ними обращаемся во ФГУП «ФТ-Центр» (занимается сдачей в аренду федеральной собственности от лица Росимущества>) с просьбой уступить право аренды медицинскому центру, но ответа на наши обращения так и не дождались.
И дело вроде бы яйца выеденного не стоит. Ставки аренды сейчас падают, офисные площади по Москве перестали быть дефицитом. Но не все так просто. Одно дело - перевезти на новое место пару компьютеров, кипу бумаг и любимое кресло руководителя. И другое - целый медицинский центр. Во-первых, автоматически теряется лицензия. Ведь ее дают не только на персонал, но и на помещение, в котором работает клиника (оно должно соответствовать санитарным нормам). Получить ее заново - целая эпопея, как минимум полгода, а то и год уйдет. Во-вторых, найти новое здание в центре города, которое подходило бы по всем характеристикам, невозможно, а если переезжать за пределы Садового кольца, то теряется вся клиентура: людям важно расположение клиники. Сейчас к ней прикреплены около 30 тысяч человек.
ЧТО ДЕЛАЕТСЯ?
Вроде бы скоро бизнесменов ждет маломальское облегчение. С 1 июля вступает в силу Закон о защите прав предпринимателей. Проверки предпринимателей должны будут проводиться раз в три года по заранее составленному графику.
- Этот закон снизит уровень вымогательств на первом этапе всего на полгода-год, - полагает вице-президент общественной организации «ОПОРА России» Владислав Корочкин. - Рейдерских захватов с помощью прокуратуры это не отменяет.
- Новый закон закрепляет единые принципы контроля и надзора, действующие на муниципальном уровне, - говорит Сергей Мигин, эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства. - А это особенно важно, потому что муниципальный чиновник - самый страшный, на него не распространяются нормы законов о госслужбе.
Законы, конечно, можно распространять на кого угодно, но что делать, когда представитель местной власти, слуга народа, попросту плюет на действущее законодательство?
|
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Сергей БОРИСОВ, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»: «Прессовать стали еще жестче»
- Мы видим ужесточение позиции проверяющих, прежде всего налоговых органов, которые откровенно прессуют малый бизнес. Уже каждый десятый предприниматель говорит о случаях противоправной деятельности со стороны правоохранительных органов, хотя вроде уже начал действовать федеральный закон, который сокращает действия милиции по отношению к бизнесу. Есть и много других мелких неблагоприятных обстоятельств. Например, почему-то нужно было провести аттестацию рабочих мест именно сейчас, хотя предпринимателям и без того трудно. Это изнуряющая, дорогая процедура, которая отвлекает и время, и деньги - 4 тысячи рублей за аттестацию одного рабочего места. Мы считаем, что это совершенно несвоевременно, даже если этого требует Трудовой кодекс.
Андрей ЛАВРОВ
Фото Андрея ЛАВРОВА