Не очень дорого и эффектно: Владимир Путин сделал подарок малому бизнесу
Министерство экономики всегда просит у Минфина поблажек для бизнеса. И четыре года назад Герман Греф писал Алексею Кудрину, чтобы тот разрешил малым предпринимателям, которые платят вмененный налог, не использовать кассовые аппараты. Зачем им учитывающие выручку кассовые аппараты, задавал Греф простой и логичный вопрос, если и так известно, сколько они заплатят налогов. А предприниматели шутили: не тому пишет, в ФСБ надо писать.
И вот на прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин вдруг взял и избавил плательщиков вмененного налога от этих злосчастных кассовых аппаратов. «Сейчас у нас пасхальные дни, так вот: дорого яичко к Христову дню», - сказал премьер, намекая таким образом, что кассовые аппараты - это сейчас особенно актуально.
И это был не единственный подарок бизнесу от премьера. Компании с оборотом до 60 млн рублей в год получают право перейти на упрощенную систему налогообложения. Раньше такая возможность была только у фирм с оборотом до 30 млн рублей. Новый порог «упрощенки», подсчитал премьер, позволит бизнесу сэкономить 100 млрд рублей. Для бюджета на фоне других антикризисных трат не такая уж большая нагрузка, зато эффектно и может принести пользу. Все это надо было делать давным-давно, переживает вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.
Доля малого бизнеса в ВВП России невелика, так что для Путина эти меры - прежде всего политический и социальный ход: малый и средний бизнес - это 20% населения страны. И именно малый бизнес, утверждается в исследовании банка «Траст» и компании РОМИР, первым почувствовал наступление кризиса. «Малый бизнес - люди активные, - говорит политолог Алексей Макаркин. - Сейчас они недовольны, но терпят. И никто не хочет, чтобы они вышли на улицу».
КОНТРОЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННАЯ
Правительство обязало предпринимателей пользоваться кассовыми аппаратами в 1998 году, когда был прошлый кризис. Бизнесмены не протестовали: такая касса тогда стоила копейки - около 3000 рублей. Но в 2004 году все кассы стали в обязательном порядке оснащаться новым прибором - ЭКЛЗ. ЭКЛЗ - это электронная контрольная лента защищенная. Именно в этом порядке. ЭКЛЗ стали устанавливать, чтобы нечестные коммерсанты не «скручивали», занижая свой доход, показания выручки на кассах.
Монопольным производителем ЭКЛЗ стало подведомственное ФСБ предприятие «Атлас», и это позволило ему наладить уже свой собственный бизнес - его уже малым или средним назвать было трудно. Довольно быстро выяснилось, что это устройство боится морозов и пыли, ломается от малейшей встряски и плохо выполняет свою основную функцию - предотвращает махинации с наличными.
Особенно предпринимателей возмущало, что кассы заставляли покупать и тех, кто платит вмененный налог - налог по фиксированной ставке, не связанный с непосредственной выручкой. Например, для торговых предприятий Московской области средний сбор - около 1800 рублей с квадратного метра. Кассовый аппарат не нужен - сумма налога от месяца к месяцу не меняется. «Опора России», лоббирующая интересы малого бизнеса, приглашала на свои заседания представителей ФСБ, их там спрашивали, зачем нужны эти кассы, вспоминает один из участников тех заседаний: «Они отвечали: мы заботимся о потребителях. Прямо слезы наворачивались».
Анатолий Лисогор владеет маленьким магазином и закусочной в Ростове-на-Дону уже 14 лет и уже несколько лет платит налог на вмененный доход. С 2004 года его расходы на обслуживание трех кассовых аппаратов серьезно выросли: по 9000 рублей в год за ЭКЛЗ, еще по 600 рублей в год за обслуживание. Чтобы работать с кассами, ему нужен бухгалтер. Зарплата бухгалтера - 7000 рублей в месяц. Это 84 000 рублей в год. При проверке налоговая инспекция обязательно к чему-нибудь придерется и выставит штраф - 10 000 рублей. Итого примерно 125 000 рублей в год.
Подмосковный предприниматель и член президиума «Опоры России» Наталья Чудакова тратит на содержание своих касс примерно столько же. Но дело даже не столько в кассах, сколько в сопутствующих проверках, говорит она, по принципу: у вас касса - тогда мы идем к вам. Она рассказывает: приходят из налоговой с контрольной закупкой, берут коробок спичек. Если кассир сначала выбивает и дает в руки чек, а потом - товар, все в порядке. Перепутает - могут выписать штраф от 30 000 до 50 000 рублей. У Чудаковой такой случай был, но она штраф платить отказалась и потом даже выиграла судебное дело. «Но работать так невозможно, - переживает Чудакова, - сплошная нервотрепка».
В стране два миллиона кассовых аппаратов, которые принадлежат предпринимателям, выплачивающим вмененный налог, сообщил премьер-министр Путин. Так что если избавить их от необходимости содержать кассу, бизнесу выйдет поддержка примерно в 10 млрд рублей. На самом деле даже больше. Опрошенные Newsweek предприниматели говорят, что ЭКЛЗ очень быстро ломаются, и их приходится покупать заново каждые 10–12 месяцев. Если это так, реальная экономия может вырасти и до 20 млрд рублей.
Предприниматели не верят, что после отмены касс им действительно станет легче. Да, кассы отменят, но какой-нибудь документ, подтверждающий покупку, все равно придется выписывать - хотя бы для того, чтобы покупатель мог вернуть товар. «Обязательно придумают какие-нибудь другие заморочки», - уверен Анатолий Лисогор.
ДЛЯ ТЕХ, КТО СТОИТ ЗА ПРИЛАВКОМ
Упрощенная система налогообложения начала действовать с 1 января 2003 года. Смысл ее в том, что вместо налога на прибыль, на имущество и единого социального налога предприниматель платит только один налог - 6% с оборота или 15% от прибыли. В 2002 году «упрощенка» стала одним из важных этапов налоговой реформы, которую Путин проводил в начале своего первого срока. «Упрощенка» - это, во-первых, удобно, меньше бумаг, возни, а во-вторых, позволяет сильно экономить на платежах.
Но воспользоваться «упрощенкой» могут сегодня 15% предпринимателей, подсчитали в Национальном институте системных исследований (НИСИПП). Все дело в пороге годового оборота в 30 млн рублей. Владлен Максимов из профсоюза «Лига свободы» утверждает, что платить по упрощенной схеме сегодня может только предприниматель, который сам стоит за прилавком или продает что-нибудь на рынке.
Министерство экономики предлагало увеличить этот порог до 100 млн рублей, что позволило бы перейти на «упрощенку» подавляющему большинству малых предприятий. В правительстве приняли компромиссный вариант: 60 млн рублей годового оборота. По подсчетам НИСИ, это ограничение сделает «упрощенку» недоступной для 70% малых предпринимателей.
Эксперт Высшей школы экономики Генрих Пеникас не согласен с Путиным, который подсчитал, что увеличение порога упрощенного налогообложения принесет бизнесу 100 млрд рублей экономии. Это формальная мера, говорит Пеникас, упростить документооборот поможет, а сократить издержки - нет: «Сейчас предпринимателям необходимо реальное снижение ставки налогообложения».
Но малый бизнес в любом случае, вероятно, с энтузиазмом примет от Путина этот подарок. Пик негативных настроений небольшие предприниматели прошли зимой, и теперь у них больше оптимизма, чем раньше. «Если сейчас государство поддержит малый бизнес, есть реальный шанс на позитивную коррекцию в этом сегменте», - говорится в выводах исследования банка «Траст» и социологической компании РОМИР. Эти послабления будут способствовать сбору налогов, надеется Наталья Малофеева из аудиторской компании МКПЦН: чем меньше налоги, темы выше вероятность, что их будут платить.