Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Обязательная сертификация - барьер в предпринимательской деятельности? Журнал «Вмененка»

Подтверждение соответствия является важнейшим фактором безопасности и конкурентоспособности продукции. От выбора формы и схемы подтверждения соответствия зависит не только степень защищенности рынка от опасных товаров, но величина временных и материальных затрат на прохождение соответствующих процедур.

За последние месяцы произошло сразу несколько значимых событий в сфере технического регулирования. В частности, принят Федеральный закон от 30.12.2008 № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия».
Эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Сергей Владимирович Мигин в аналитическом материале, посвященном разбору новых законодательных инициатив и наиболее острым проблемам, складывающейся правоприменительной практики в сфере стандартизации, сертификации и аккредитации, отметил следующее.

По данным Ростехрегулирования в 2004 году в системе ГОСТ Р удельный вес количества видов продукции, подлежащих обязательной сертификации и декларированию соответствия, в общем объеме видов продукции, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, составил: по обязательной сертификации – 89%; по декларированию соответствия – 11%. В общем объеме продукции доля товаров, подлежащих обязательной сертификации достигает 70%. Для сравнения в настоящее время в ЕС, по оценкам специалистов Евросоюза, обязательная сертификация распространяется примерно на 4% продукции, обращающейся на рынке.

К 2008 году было запланировано уменьшение показателей по обязательной сертификации с 89 до 50% и увеличение по декларированию соответствия – с 11 до 50%. Фактически же, в нарушение установки на сокращение сферы обязательной сертификации, наблюдается прямо противоположная тенденция: ежегодно перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации только расширяется. Причем это происходит в отсутствие законных оснований для такого расширения.
Расширение сферы обязательной сертификации в системе ГОСТ Р осуществляется за счет внесения соответствующих изменений в Номенклатуру продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация. Номенклатура утверждается ведомственным актом (приказом Ростехрегулирования), не подлежит регистрации в Минюсте России и имеет статус справочного документа, носящего рекомендательный характер. То есть Номенклатура является государственным информационным ресурсом, внесение изменений в который не должно нести юридически значимых последствий для третьих лиц.

Де-факто же Номенклатуре придан статус обязательного документа, и включение в нее той или иной товарной группы автоматически влечет возникновение режима обязательной сертификации соответствующей продукции в нарушение действующего законодательства.

Действующей редакцией Закона «О защите прав потребителей», на который ссылается Номенклатура, предусмотрено, что в случае, если на товары установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность, соответствие таким требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Таким образом, Закон «О защите прав потребителей» не предусматривает напрямую введения обязательной сертификации в отношении конкретных групп продукции.

Сегодня, когда Президент России дал установку на продолжение ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности и поручил провести сокращение перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, необходимо интенсифицировать процесс инвентаризации сертифицируемых видов продукции и подготовки обоснованных предложений по сокращению обязательной сертификации до минимального уровня.
Первоочередными практическими шагами в этой области должны стать подготовка предложений по существенному сокращению перечня сертифицируемых видов продукции и уточнение единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия.

При этом представляется целесообразным придерживаться целевой установки по сокращению доли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до запланированных 50% в 2008 году и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы обязательной сертификации с закреплением конкретных показателей результативности его реализации.
Декларирование является более действенной формой оценки соответствия как с точки зрения обеспечения ответственности за нарушение установленных требований, так и с позиций минимизации затрат субъектов предпринимательской деятельности, связанных с вхождением на рынок. Действующая система обязательной сертификации создает дополнительные неэффективные административные, организационные, экономические и технические барьеры в предпринимательской деятельности и международной торговле.

Специалисты считают, что существенное снижение административного давления на бизнес за счет перехода на декларирование не обернется повышением рисков, связанных с появлением некачественной либо опасной продукции на рынке. Наоборот, это может повысить конкурентоспособность российских производителей.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости