Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Выступление министра юстиции Чувашской Республики В.П. Петрова на международной научно-практической конференции «Правовые меры противодействия коррупции: опыт России и Канады» 23-24 апреля т.г. "http://gov.cap.ru/" - портал органов власти Чувашии

В целях создания эффективных условий для недопущения коррупции в Чувашской Республике, исключения ее влияния на деятельность государственных органов Чувашской Республики и органов местного самоуправления, обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и организаций Кабинетом Министров Чувашской Республики 24 апреля 2007 г. принято постановление № 82 «О Республи­канс­­кой целевой программе по противодействию коррупции в Чувашской Республике на 2007-2010 годы» и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2008 г. № 281 данная программа продлена до 2012 года.

4 июня 2007 г. Законом Чувашской Республики утверждена Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, одной из основных задач которой является недопущение коррупции и снижение коррупциогенных факторов.

5 февраля 2007 г. Прокуратурой Чувашской Республики, в соответствии со статьей 85 Конституции Чувашской Республики, в порядке законодательной инициативы был внесен в Государственный Совет Чувашской Республики проект закона Чувашской Республики «О противодействии коррупции». После существенной доработки проекта закона принят Государственным Советом Чувашской Республики 22 мая 2007 г. и 4 июня 2007 г. подписан Президентом Чувашской Республики и официально опубликован.

Таким образом, вышеуказанные нормативные правовые акты Чувашской Республики по вопросам противодействия коррупции приняты почти за год до Указа Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» и за полтора года до принятия Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В целях реализации решений, принятых на федеральном уровне по вопросам противодействия коррупции, Национального плана противодействия коррупции осуществлялось совершенствование антикоррупционного законодательства Чувашской Республики. Приняты законы Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. № 20 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Чувашской Республики» и от 31 марта 2009 г. № 21 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О противодействии коррупции».

Закон Чувашской Республики «О противодействии коррупции» предусматривает решение следующих задач:

1) создание системы противодействия коррупции в Чувашской Республике;

2) установление причин, порождающих коррупцию, противодействию условиям, способствующим ее проявлению;

3) повышение степени риска совершения коррупционных действий;

4) вовлечение общества в реализацию антикоррупционной политики;

5) формирование антикоррупционного сознания, нетерпимости по отношению к коррупционным действиям. Закон устанавливает систему мер предупреждения коррупционных правонарушений, предусматривает проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в том числе с участием независимых экспертов, антикоррупционного мониторинга, антикоррупционного образования и пропаганды, оказание государственной поддержки общественным объединениям, создаваемым в целях противодействия коррупции. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является приоритетными задачами, всех органов государственной власти и органов местного самоуправления Чувашской Республики. В целях повышения качества нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики, выявления и устранения несовершенства правовых норм, повышающих вероятность коррупционных действий, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 348 от 25 декабря 2007 г. утверждены Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов и Методические рекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов.

В связи с принятием постановлений Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. № 195 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» и от 5 марта 2009 г. № 196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» в данный нормативный акт вносятся изменения. В 2008 году Минюстом Чувашии проведена антикоррупционная экспертиза 68 проектов законов Чувашской Республики, 49 проектов указов Президента Чувашской Республики, 417 проектов постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики. Также проведена антикоррупционная экспертиза 157 нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики, поступивших на государственную регистрацию в Министерство юстиции Чувашской Республики. В период с 1 января по 12  марта 2009 г. Минюстом Чувашии проведена антикоррупционная экспертиза 7 проектов законов Чувашской Республики, 8 проектов указов Президента Чувашской Республики, 68 проектов постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики. Также проведена антикоррупционная экспертиза 27 нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики, поступивших на государственную регистрацию в Министерство юстиции Чувашской Республики.

В рамках реализации данного закона в целях изучения коррупции как социального явления и его распространенности в обществе, а также анализа годовой динамики уровня коррупции в Чувашской Республике ежегодно проводятся социологические опросы по оценке уровня восприятия коррупции бизнесом и населением. В ходе проведения социологических опросов проводятся изучение отношения граждан к коррупционной практике, оценка уровня коррупционности в республике в различных сферах общества, анализ распространенности коррупционного поведения в бизнес-среде, в отношении с органами государственной власти и местного самоуправления по различным вопросам, которые затрагивают интересы и деятельность предпринимателей, выявление причин, порождающих коррупцию. Изучаются вопросы формирования антикоррупционного сознания, нетерпимости по отношению к коррупционным проявлениям. Результаты проведенных социологических опросов рассматриваются на заседаниях Комиссии по проведению административной реформы и направляются в органы исполнительной власти для анализа и принятия превентивных мер.

Для решения проблемных вопросов, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе устранения административных барьеров, в Чувашской Республике еще с 2002 года создан Координационный совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства при Кабинете Министров Чувашской Республики, положение и состав которого утверждены Указом Президента Чувашской Республики от 9 февраля 2002 г. № 43. Председателем Координационного совета является Президент Чувашской Республики.

Кроме того, в республике действуют Соглашения с федеральными, республиканскими и муниципальными органами власти, направленные на снятие административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности.

Осуществляется разработка и внесение для Президента Чувашской Республики и Кабинета Министров Чувашской Республики предложений по устранению правовых, административных барьеров для граждан и юридических лиц. Во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 марта 2007 г. № 62 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» по состоянию на 15 февраля 2009 г., разработано 490 административных регламентов предоставления государственных услуг и административных регламентов исполнения государственных функций органами исполнительной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления Чувашской Республики, в том числе: органами исполнительной власти Чувашской Республики – 364, органами местного самоуправления в Чувашской Республике – 126.

В 2008 году в органах исполнительной власти Чувашской Республики внедрены и функционируют системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001 (ИСО 9001:2000).

Ключевой задачей 2009 года в Российской Федерации является создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее также - МФЦ).

В целях улучшения качества и доступности государственных и муниципальных услуг, сокращения административных барьеров при оформлении регистрационных документов и документов, связанных с разрешительными процедурами в 2009 году будет создано автономное муниципальное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг г.Чебоксары».

На базе МФЦ планируется оказание 60 государственных и муниципальных услуг, перечень этот не исчерпывающий и будет дополнен наиболее востребованными населением услугами. Открытие МФЦ запланировано на III квартал 2009 г.

Всего за счет бюджетов всех уровней в 2008 году на создание МФЦ выделено около 40 млн.рублей (27,3 млн.рублей – средства федерального бюджета, 6,2 млн.рублей – республиканского бюджета Чувашской Республики, 5,6 млн.рублей – местного бюджета г.Чебоксары). В 2009 году выделены средства республиканского бюджета Чувашской Республики в размере 4,728 млн.рублей, местного бюджета г.Чебоксары - в размере 5,0 млн.рублей.

Кабинетом Министров Чувашской Республики утвержден Порядок проведения экспертизы проектной документации и строительства объектов, а также определена последовательность подготовки исходно-разрешительных документов и перечень рекомендуемых единых расценок на предоставление земельных участков, проведения согласований и экспертизы проектной документации. На сегодняшний день сроки всех необходимых согласований сокращены до полугода (вместо прежней практики – 3 года).

Субъекты малого и среднего предпринимательства принимают активное участие в поставках продукции для государственных и муниципальных нужд Чувашской Республики. С каждым годом увеличивается количество субъектов малого и среднего предпринимательства, принимающих участие в выполнении государственного и муниципального заказов, растет объем закупаемой продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В республике приняты все меры по обеспечению доступа предприятий малого и среднего бизнеса к конкурсным процедурам. Информация о формировании, размещении и исполнении государственного заказа является открытой и общедоступной. Полная информация о проводимых государственных и муниципальных закупках размещается в обязательном порядке в информационном бюллетене «Государственный заказ Чувашской Республики» и на официальном сайте «Государственный заказ Чувашской Республики» в сети Интернет. На официальном сайте также находится нормативная база по вопросам размещения заказов, информация о запланированных закупках, сведения о заключенных государственных и муниципаль­ных контрактах.

В настоящее время в республике ведется активная работа по внедрению аукционов в электронной форме. Внедрение электронных торгов позволит повысить прозрачность процедуры закупок и расширить возможности участия предприятий малого и среднего бизнеса в выполнении государственных и муниципальных заказов.

Отдельно следует отметить деятельность правоохранительных органов Чувашской Республики по выявлению и пресечению коррупции. По информации Прокуратуры Чувашской Республики в 2008 году в суд направлено 76 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в отношении 82 обвиняемых. В 2008 году судами Чувашской Республики рассмотрено 64 дела (в 2007 г. - 54) о преступлениях коррупционной направленности, в отношении 66 лиц.

В 1 квартале 2009 года возбуждено 82 уголовных дела о преступлениях коррупционной направленности, в т.ч.: - по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) – 11; ст. 290 УК РФ (получение взятки) – 7; ст. 291 УК РФ (дача взятки) – 12.ь Воспитание граждан в духе непримиримого отношения к коррупции невозможно без воспитательного процесса еще в школьном возрасте.

Поэтому в целях обеспечения реализации антикоррупционного законодательства Минобразованием Чувашии в образовательные программы по предметам обществоведческого цикла включено изучение нормативных правовых актов по предупреждению коррупционных правонарушений, устранению условий проявления коррупции, формированию нетерпимости к коррупционным действиям. В 2008 г. для школ республики дополнительно закуплено более 100 тысяч экземпляров учебников, справочной и методической литературы нового поколения по истории, обществознанию, праву, экономике.

Изучение антикоррупционного законодательства дополнительно предусмот­рено в программах повышения квалификации педагогических и руководящих работников.

В целях привлечения общественного внимания к проблемам борьбы с коррупцией, вовлечения гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики, формирования антикоррупционного сознания, нетерпимости по отношению к коррупционным проявлениям в ноябре-декабре 2008 года Минюстом Чувашии при участии представителей Минобразования Чувашии, Прокуратуры Чувашской Республики, Агентства специальных исследований “Праксис” проведен конкурс на лучшую исследовательскую работу по антикоррупционной тематике среди студентов и преподавателей ВУЗов Чувашской Республики. В конкурсе приняли участие студенты и преподаватели Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации, Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России, Чувашского филиала Московского гуманитарно-экономического института и иных высших учебных заведений.

19 декабря 2008 года состоялось торжественное награждение победителей и призеров конкурса, которые награждены дипломами и денежными призами. Лучшие работы размещены на сайте Минюста Чувашии.

Важность ведения разъяснительной и пропагандистской работы, освещение темы коррупции, констатация фактов ее проявления, а главное информирование общества о мерах пресечения подобных явлений нашей жизни, их профилактики – с одной стороны, один из наиболее эффективных способов пресечения преступных проявлений в области коррупции, а с другой - фактор воспитания у населения активной гражданской позиции, не допускающей коррупционных действий.

В Чувашской Республике каждую третью среду месяца проводится Единый информационный день, когда все руководители и их заместители органов государственной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления выезжают в населенные пункты, организации.В ходе встреч население информируется о деятельности Президента республики, органов государственной власти и органов местного самоуправления. По итогам встреч проводится приём по личным вопросам. Для решения вопросов затрагивающих компетенцию других органов государственной власти или решение которых возможно на федеральном уровне, адресатам направляются материалы для рассмотрения и ответа авторам через публикацию в СМИ, а по вопросам личного характера – на домашний адрес. Анализ итогов Информационных дней проводит Администрация Президента Чувашии. 

Мониторинг республиканских печатных СМИ показал, что в 2008 году в республиканских и районных (городских) средствах массовой информации было опубликовано более 220 материалов по освещению деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики в сфере противодействия коррупции. Это информирование о принятых законах, мерах органов власти, противодействующих коррупции, о работе «телефона доверия» и «горячих линий», данные статистики, конкретные примеры проявления коррупционных действий.

Благодаря интернет-пространству возможности осведомления граждан по проблемам данной тематики значительно расширены. Население России да и других стран может ознакомиться с работой всех 317 органов местного самоуправления. В республике действуют более 500 модельных библиотек с выходом в интернет. Все учебные заведения имеют свои сайты и также имеют возможность выходить в интернет.

Электронные СМИ также информируют население о мерах по борьбе с коррупцией в республике, представляют статистику преступлений по данной тематике, готовят полноценные сюжеты. На чувашском телевидении в передаче «Вести-Чувашия», «Вести. Дежурная часть», «События недели», на «Канале 5+» в «Обзоре местности», информационных выпусках сообщается о фактах проявления коррупционных действий и о мерах, пресекающих преступные действия коррупционной направленности.

Сеть радиостанций, действующих в республике позволяет в сжатой форме, в виде коротких новостей, но в тоже время очень оперативно, повторяя каждый час, информировать общественность о результатах деятельности правоохранительных органов Чувашии. В Чувашской Республике работает 10 радиостанций и все они с разной степенью частоты говорят на тему коррупции.

Что касается формы подачи материалов и тематики в ряде СМИ были опубликовали развернутые статьи на целый ряд злободневных тем. На основании вышеизложенного, можно однозначно сделать вывод, что республиканские средства массовой информации являются действенной силой в ее борьбе с коррупционными проявлениями, нарушениями прав граждан должностными лицами, а информационно-просветительская, аналитическая и воспитательная работа СМИ имеет самый широкий резонанс.

В рамках повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в учебные программы курсов включены темы по противодействия коррупции. В частности в филиале г.Чебоксары Волго-Вятской академии государственной службы в программе повышения квалификации предусмотрено в качестве обязательного обучения 2 часа по вышеуказанной тематике.

В целях обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными гражданскими служащими Чувашской Республики должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной гражданской службе Чувашской Республики разработан и одобрен на заседании Комиссии по проведению административной реформы Этический кодекс государственных гражданских служащих Чувашской Республики, который представляет собой систему этических норм, требований добросовестного служебного поведения государственных гражданских служащих Чувашской Республики. Этическим кодексом определяются:

- основные этические принципы, которые должны соблюдать государственные гражданские служащие Чувашской Республики, независимо от замещаемой должности государственной гражданской службы Чувашской Республики;

- этические ценности, которыми должны руководствоваться в своей профессиональной служебной деятельности государственные гражданские служащие Чувашской Республики;

- поведение государственных гражданских служащих Чувашской Республики при осуществлении профессиональной служебной деятельности.

Положения Этического кодекса носят рекомендательный характер для всех государственных гражданских служащих Чувашской Республики.

В качестве оценки эффективности антикоррупционной деятельности в Чувашской Республике следует привести фрагмент исследования, проведенного по заказу Всемирного банка: «…Говоря о серьезности проблемы коррупции в работе государственных и муниципальных органов по России в целом, почти половина федеральных и государственных служащих из Санкт-Петербурга и треть их коллег из Волгоградской области характеризуют эту проблему как очень серьезную. Напротив, в Чувашии, которая позиционирует себя как регион с высокой степенью прозрачности расходов и управленческих решений, лишь 7,5 сотрудников территориальных органов дали аналогичный ответ».

По информации РИА Новости эксперты Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) назвали Чувашию, Мурманскую область и Татарстан и лидерами по созданию юридической базы для борьбы с коррупцией.

В опубликованном НИСИПП докладе «Мониторинг антикоррупционной деятельности в регионах России» субъекты федерации оценивались по состоянию на 1 декабря 2008 года по наличию закона о противодействии коррупции, программы по противодействию коррупции, специального органа по противодействию коррупции, а также наличию утвержденного порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и утвержденной методики проведения такой экспертизы.

Наличие каждого из этих пяти показателей оценивалось в один балл, публикация соответствующего нормативно-правового акта на официальном сайте региона прибавляло к итоговой оценке еще 0,5 балла. Мурманская область, Татарстан и Чувашия набрали максимально количество баллов - 7.

А началом эффективной работы в этом направлении можно с уверенностью отнести опыт Чувашской Республики по реформированию системы управления общественными финансами, который нашел высокую оценку на федеральном уровне, в том числе и на международном. Это бюджетно-целевое финансирование социально-экономической деятельности, направленное на конечный результат, публичное обсуждение и принятие бюджета, доступность его оценки и, как следствие, прозрачность исполнения.