По данным Минэкономразвития России и Росстата на 1 января 2008 г. в Российской Федерации общее число малых и средних предприятий составило 1133,8 тыс. (тогда как на 1 января 2007 г. – 1032,8 тыс.), а общее количество предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей) достигло величины 3,5 млн. (на 1 января 2007 г. – 2,994 млн.). По состоянию на 1 января 2008 г. количество рабочих мест на малых предприятиях составило 9,879 млн. (на 1 января 2007 г.- 9,468 млн.). При этом ежегодно в среднем 25% занятости населения в России обеспечивается за счет предприятий малого бизнеса, а среднегодовые темпы прироста занятости в секторе составляют 500–600 тысяч рабочих мест. Таким образом, можно увидеть, что в 2008 г. сохранилась положительная тенденция развития сферы малого бизнеса по основным показателям. Подобная положительная динамика объясняется ежегодным увеличением объемов государственных ассигнований, выделяемых в целях финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. В частности, в 2007 году размер средств федерального бюджета, направленных на проведение комплекса мероприятий по поддержке малого предпринимательства, составил 3,8 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей больше, нежели в 2006 г.
Значительную роль в улучшении ситуации в сфере малого и среднего бизнеса сыграла активная работа по реализации программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Правительства РФ. Приоритетными направлениями данной Программы являются мероприятия по развитию сектора финансовых услуг малым компаниям, обеспечению доступа к современным офисным и производственным площадям. Среди основных итогов реализации данной Программы в 2007 г. можно выделить следующие:
• в процессе создания находились 120 бизнес-инкубаторов, причем 38 уже созданы и функционируют (для сравнения – в 2006 г. в России было создано лишь 11 бизнес-инкубаторов);
• в дополнение к 19 региональным венчурным фондам, созданным в 2005–2006 годах, в 2007 году создано по одному фонду в Москве и Краснодаре, объемом 200 миллионов рублей каждый. К концу 2008 года объем средств, инвестированных в малый бизнес управляющими компаниями региональных венчурных фондов г. Москвы, Томской области и Красноярского края, должен превысить 400,0 млн. рублей;
• создано 20 фондов гарантий, к концу 2008 г. их совокупные активы должны превысить 3 млрд. рублей;
• начата реализация проекта по созданию промышленного парка «КИП МАСТЕР» для малых компаний в Республике Татарстан;
• в 6 регионах начата реализация мероприятий, направленных на поддержку малых предприятий в условиях вступления России в ВТО.
Однако важнейшим условием интенсивного устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в России является свободный доступ к недорогим целевым «девелоперским» кредитам. Так, в 2006 году в рамках общероссийского исследования «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России», проведенного ВЦИОМ по инициативе Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ», 53% опрошенных предпринимателей в качестве основной проблемы выделили проблематичность финансирования развития бизнеса. При этом практически все предприниматели, недавно открывшие свое дело в сфере малого бизнеса (по данным ВЦИОМа, данный сегмент составляет 92% всех опрошенных респондентов), вынуждены использовать для «старт-апа» (организации производства) либо собственные накопления, либо обращаются за финансовой помощью к финансовым посредникам.
Исследование, проведенное Ассоциацией российских банков в 2006 г., показало, что малые и средние предприятия составляют 83% клиентов банков, причем 62% кредитов – это кредиты предприятиям торговли. Промышленность в структуре кредитного портфеля в отношении малых предприятий составляет 6,8%, строительство – 5,8%, ЖКХ, полиграфия, лизинг – 8,1%. Необходимо отметить, что 92,1% из числа обратившихся в банк за кредитом, получают его. По исследованиям («ОПОРА РОССИИ») более 50% предпринимателей, обратившихся в банки за кредитами и не получивших их, в качестве основной причины отказа назвали недостаточность ликвидного обеспечения.
Одним из возможных методов решения проблемы повышения доступности недорогих кредитов для развития малых и средних предприятий может стать использование механизмов микрофинансирования. По оценкам Российского микрофинансового центра доля малого бизнеса (особенно микропредприятий), имеющего доступ к банковским кредитным ресурсам, составляет 15–20%. В Российской Федерации более 3000 малых городов и 150 000 населенных пунктов и большинство существующих в них малых предприятий нуждаются в доступных финансовых услугах. Частично вопросы финансирования решаются за счет использования инфраструктуры микрофинансирования, которая в течение последних двух лет растет быстрыми темпами. Так, если спрос предпринимателей на микрозаймы вырос с 2004 до 2006 годы на одну треть (со 180 млрд. рублей до 240 млрд. рублей), то предложение за тот же период увеличилось более чем в два раза (с 12 до 26 млрд. рублей). На 1 января 2007 года, по оценкам экспертов, активно действует более 1600 небанковских микрофинансовых организаций, обслуживающих около 500 000 клиентов. Наиболее массовыми представителями рынка микрофинансирования остаются кредитные кооперативы, доля которых ежегодно увеличивается и составляет сейчас 2/3 от общего числа объектов инфраструктуры микрофинансирования. Фонды (государственные, муниципальные, частные) - второй по распространенности тип микрофинансовых организаций. Средний размер займа составляет 50 000 рублей. 20% микрофинансовых организаций имеют головные офисы в Приволжском, Центральном и Сибирском федеральных округах. Меньше всего микрофинансовых организаций зарегистрировано в Уральском федеральном округе.
Значительный вклад в развитие института микрофинансирования в России может сыграть создание региональных фондов гарантий, в том числе на базе государственных и муниципальных фондов. Аналогичные механизмы реализуются в большинстве европейских стран (Финляндия, Австрия, Германия) и США. Реализация программы содействия формированию гарантийных и гарантийно-залоговых фондов была начата Правительством Российской Федерации с декабря 2005 года и уже дала определенные результаты. Так, в 2006 г. при софинансировании из федерального бюджета созданы новые или пополнены активы уже существующих гарантийных фондов в 7 субъектах Российской Федерации, в 2007 г. – поданы заявки еще от 5 субъектов Российской Федерации – участников проекта 2005 г. на дальнейшее софинансирование мероприятий по развитию гарантийно-залоговых механизмов.
Кроме того, начиная с 2005 г. за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации кредитным потребительским кооперативам оказывается поддержка в виде субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным в коммерческих банках для целей предоставления займов своим членам – субъектам малого предпринимательства и индивидуальным предпринимателям.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры, вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт по-прежнему не превышает 15-20%, что существенно ниже аналогичных показателей в европейских странах. Отчасти это вызвано тем, что до недавнего времени в поле статистического наблюдения в соответствии с действующей методологией попадали лишь предприятия с числом занятых не более 100 человек, тогда как в Европе этот показатель составлял 250 человек.
Тем не менее, в последнее время на государственном уровне вопросам развития малого и среднего бизнеса уделяется большое внимание. В частности, принятие Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» позволило установить общие основы правового регулирования деятельности малых и средних предприятий, определить формы и механизмы государственной поддержки субъектов малого бизнеса. В настоящее время данный Закон является основополагающим нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства. Принятие данного Закона позволило создать ряд необходимых правовых предпосылок для стимулирования развития малых и средних предприятий органами государственной власти и местного самоуправления.
Закон направлен на создание благоприятных условий и стимулирование их развития для субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности, статьями 9–12 Закона закреплена обязанность региональных и муниципальных органов власти по содействию развитию предпринимательства (статьи 9–12 Закона), а также разработке и реализации соответствующих программ поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. При этом в качестве приоритетных получателей государственной поддержки в Законе указаны инновационные компании, предприятия обрабатывающей промышленности и экспортно-ориентированные компании. В соответствии со статьей 16 основными формами стимулирования предпринимательской деятельности в РФ являются финансовая, имущественная и информационно-консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти всех уровней. Помимо этого, статьями 21–24 определены дополнительные формы поддержки малых и средних предприятий, осуществляющих деятельность в сфере промышленности и инноваций, а также поставляющих свою продукцию на зарубежные рынки. Кроме того, Закон предусматривает возможность более эффективного решения проблемы отсутствия оперативной статистической информации о развитии малого и среднего предпринимательства и расширяет границы мониторинга субъектов малого предпринимательства, выделив в отдельную категорию среднее предпринимательство (предприятия с числом занятых от 100 до 250 человек). В целом же Закон направлен на создание единого правового пространства в сфере поддержки развития МСП, упорядочение требований к конкретным видам и формам поддержки, а также установлении четких критериев, которым должны соответствовать субъекты МСП –получатели поддержки.
В связи с тем, что Закон предусматривает разработку и принятие не только федеральных, но и региональных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, возникает необходимость разработки новых нормативных правовых актов или внесения поправок в существующие законодательные акты, регламентирующие деятельность по оказанию государственной поддержки субъектам МСП. Поэтому в 2007 г. ТПП России был подготовлен Модельный проект закона субъекта Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации». Законопроект содержит ряд положений, предусматривающих разграничение полномочий органов исполнительной власти, а также определяет ряд полномочий, которые могут быть переданы органам местного самоуправления, по оказанию поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Законопроект регламентирует порядок разработки программ поддержки и содержит ряд положений, посвященных различным видам поддержки, которые могут применяться в отношении субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП. При подготовке законопроекта были учтены предложения территориальных торгово-промышленных палат, а также Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).
Помимо рассмотренного выше рамочного Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства», можно также выделить ряд федеральных законодательных актов, к числу предметов ведения которых так или иначе относится хозяйственная деятельность субъектов малого и среднего бизнеса. Так, в Федеральном законе от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» подробно урегулирована процедура проведения закрытых конкурсов среди субъектов малого предпринимательства. Отметим, что в 2006 году была принята дополненная редакция данного Федерального закона, устанавливавшая размер обязательной квоты по участию в поставках товаров для государственных нужд для малых предприятий (от 10% до 20% годового объема) при проведении государственного заказа.
18 октября 2007 года Государственной Думой был принят в первом чтении законопроект № 471693-4 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Данный Законопроект предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, могут осуществлять наличные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товары (работы, услуги) от населения. Данный проект закона направлен на снятие излишних административных барьеров и создание благоприятных условий для функционирования и развития малых предприятий.
22.07.2008 года Президентом РФ Д. А. Медведевым был подписан Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 159-ФЗ. Данный закон направлен на установление правовых основ адресной государственной поддержки предприятиям малого бизнеса, оказываемой посредством установления для них временной преференции на участие в приватизации. Суть данной преференции заключается в предоставлении субъектам малого и среднего предпринимательства права на специальную внеконкурсную приватизацию государственного или муниципального имущества, арендуемого ими в течение не менее чем трех лет, посредством выкупа.
Помимо ряда рассмотренных выше федеральных законов, устанавливающих общие правовые основы регулирования различных аспектов деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, важными инструментами тактического оперативного управления процессами развития малого бизнеса являются различные подзаконные акты. В качестве основного подзаконного акта, принятого в целях конкретизации положений рамочного закона о развитии малого и среднего предпринимательства, следует указать Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «О мерах по реализации в 2008 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства». Данный Приказ предусматривает проведение общероссийского Конкурса по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2008 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации. Приказ устанавливает Порядок проведения данного Конкурса, определяет регламент работы и состав Конкурсной комиссии, закрепляет состав экспертной группы, образованной для экспертизы заявок субъектов Российской Федерации в рамках Конкурса. Кроме того, Приказом зафиксирован перечень возмещаемых посредством бюджетной субсидии затрат субъекта малого предпринимательства на выполнение законодательно закрепленных формальностей по экспорту товаров (работ, услуг), а также методика распределения объемов субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Наряду с различными подзаконными актами и документами профильных министерств, немаловажную роль в процессе стратегического управления долгосрочным развитием сектора малого и среднего предпринимательства играет разработка и реализация региональных и муниципальных целевых программ комплекса.
Вместе с тем необходимо отметить, что действующая в настоящее время в Российской Федерации нормативная правовая база регулирования и государственной поддержки МСП не в полной мере обеспечивает правовое решение проблем, стоящих на пути развития малого бизнеса. Главной и чрезвычайно острой проблемой, с которой сталкиваются субъекты малого бизнеса, является проблема излишних и неоправданных административных барьеров. Затраты малого бизнеса, связанные с их преодолением, по-прежнему остаются на высоком уровне и составляют в среднем до 10% выручки от реализации. Для сравнения, в Германии данные расходы составляют 3,5% от прибыли предприятия. Крайне негативное воздействие административных барьеров на состояние частной предпринимательской инициативы и развитие субъектов малого бизнеса отметил в своем выступлении на оперативном совещании в июне 2008 г. Президент РФ Д. А. Медведев. С целью корректировки сложившейся ситуации 15 мая 2008 г. Президентом России был подписан Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Данный Указ предусматривает разработку и внесение в течение 2 месяцев в ГД РФ ряда проектов федеральных законов, направленных на:
• усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора);
• проведение планового мероприятия по контролю (в том числе по отдельным видам лицензионного контроля) в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) не более чем один раз в три года (кроме налогового контроля);
• проведение внеплановых мероприятий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта Российской Федерации;
• использование преимущественно уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления;
• исключение внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также возможности составления должностными лицами этих органов протоколов об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности;
• наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом определять порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе занимающимся социально значимыми видами деятельности, помещений в аренду на долгосрочной основе.
Поэтому среди приоритетных направлений законотворческой работы ГД ФС РФ на 2008–2009 годы особое место занимает принятие целого ряда федеральных законов во исполнение положений вышеупомянутого Указа. Речь идет, в частности, о проектах следующих Федеральных законов:
• «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства»;
• «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия»;
• «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу замены лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности»;
• новая редакция Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и некоторых других.
Данные законопроекты направлены на устранение административных ограничений в развитии предпринимательства и приведение системы законодательного регулирования деятельности по сертификации, декларирования и лицензирования товаров, работ и услуг в соответствие с объективными особенностями функционирования малых и средних предприятий.
Значительный вклад в совершенствование законодательства, регулирующего различные аспекты проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России, вносят активная аналитическая, законотворческая и экспертная деятельность профессиональных ассоциаций, объединений и саморегулируемых организаций, таких, как ТПП РФ, РСПП, «ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия» и др.
В частности, в целях обеспечения эффективного развития малого предпринимательства в марте 2008 года Министерством экономического развития Российской Федерации был разработан Комплекс долгосрочных мер по созданию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности. В структуре данного документа можно выделить 14 тематических блоков, затрагивающих те или иные аспекты функционирования малых и средних предприятий. В свою очередь, в каждом из вышеупомянутых блоков содержится перечень конкретных мероприятий, направленных на достижение конкретных результатов и имеющих четкие сроки реализации.
Ниже приведены наиболее актуальные и важные мероприятия по важнейшим блокам Комплекса мер, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации:
1. В части обеспечения доступа малого предпринимательства к объектам инфраструктуры (недвижимому имуществу) предусмотрено:
• Включение в программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства субъектов Российской Федерации мероприятий, предусматривающих создание сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов.
• Внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих особенности выделения участков для целей создания бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков.
• Включение в программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства субъектов Российской Федерации мероприятий, предусматривающих софинансирование создания промышленных парков и технопарковэ
• Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о приватизации, предусматривающих особенности приватизации государственного и муниципального имущества для арендаторов - малых предпринимателей, в т.ч.:
- уменьшение в 3 раза задатка при проведении торгов по продаже недвижимого имущества;
- увеличение рассрочки для оплаты приобретенного на торгах имущества до 5 лет.
2. В части обеспечения доступа к объектам инфраструктуры (присоединение к электросетям, газопроводам, тепловым и водоканальным сетям):
• Снижение платы за технологическое присоединение посредством возложения на субъекты Российской Федерации обязанности по переводу большей части от платы за технологическое присоединение в тариф на передачу сетевых компаний, с соответствующим увеличением тарифа на передачу.
• Подготовка нормативного правового акта, стандартизирующего и конкретизирующего процесс технологического присоединения (в части классификации расценок на работы при расчете платы за технологическое присоединение на создание «ответвления» от существующей сети до объектов потребителей и определение порядка присоединения к электрическим сетям).
• Включение в программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства субъектов Российской Федерации мероприятий, связанных с субсидированием затрат субъектов малого предпринимательства на присоединение в приоритетных сферах (до 100 кВт) и инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
• Принятие Правительством Российской Федерации порядка согласования инвестиционных программ субъектов естественных монополий, в том числе с целью включения в них промпарков, технопарков и бизнес-инкубаторов, а также установление для объектов инновационной инфраструктуры более низких расценок на технологическое присоединение.
3. В части повышения доступа малых и средних предприятий к финансовым ресурсам и оптимизации системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса:
• Обеспечение включения в программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства субъектов Российской Федерации мероприятий, предусматривающих формирование региональных фондов гарантий (поручительств) и муниципальных фондов.
• Принятие Наблюдательным советом Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанка) решения об увеличении программы по кредитованию организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и региональных банков.
• Обеспечение формирования ОАО «Банк ВТБ» и ОАО «Сбербанк России» программ по кредитованию сектора малых и средних компаний.
• Внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части предоставления права осуществления за счет средств бюджетов всех уровней выплат субсидий (грантов) начинающим предпринимателям.
• Внесение изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009–2010 годов» в части передачи функций по федеральной финансовой программе поддержки малого предпринимательства банку-агенту.
• Обеспечение разработки и принятия Федерального закона «О микрофинансовой деятельности».
• Включение в программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства субъектов Российской Федерации мероприятий, предусматривающих формирование региональных и муниципальных фондов микрофинансирования.
• Обеспечение внесения изменений в законодательство Российской Федерации в целях упрощения требований к ведению бухгалтерского учета для плательщиков ЕНВД.
• Увеличение значения критерия оборота, позволяющего применять УСН (по видам деятельности – обрабатывающая промышленность, строительство, предоставление коммунальных услуг).
4. В части упрощения процесса государственной регистрации малых и средних предприятий:
• Внесение изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предусматривающих меры по сокращению фирм-однодневок.
• Внесение изменений в законодательство Российской Федерации с целью обеспечения замены большинства разрешительных порядков для начала предпринимательской деятельности на уведомительные.
• Замену лицензирования для отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности, финансовыми гарантиями, контролем саморегулируемых организаций.
• Демонополизацию экспертных услуг при подготовке документов для соискателей лицензий через введение аккредитации частных компаний на проведение экспертизы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и регулирование платы за указанные услуги.
• «Автоматическое» продление лицензии в случае отсутствия нарушений условий лицензирования предпринимателем (путем внесения изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и акты Правительства Российской Федерации).
5. В части оптимизации технических требований к деятельности малых и средних предприятий:
• Внесение изменений в законодательство Российской Федерации в целях отмены устаревших и препятствующих развитию современных технологий производства товаров, работ и услуг государственных стандартов, санитарных, технических норм и правил.
• Внесение изменений в акты Правительства Российской Федерации, направленных на существенное сокращение перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации (переход на систему декларирования продукции ее производителем).
6. В части совершенствования и оптимизации системы контроля деятельности малых и средних предприятий:
• Внесение изменений в Закон Российской Федерации «О милиции» в части исключения внепроцессуальных полномочий органов внутренних дел при проверке предпринимательской деятельности (п.25 статьи 11).
• Обеспечение принятия федерального закона об административных регламентах и утверждение федеральными органами исполнительной власти межведомственных административных регламентов государственных функций, связанных с проведением проверок.
7. В части стимулирования развития инновационного малого и среднего бизнеса:
• Внесение изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 и плановый период 2009-2010 годов», предусматривающих выделение денежных средств для создания при ведущих ВУЗах бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров и центров коллективного доступа к дорогостоящему инженерному и лабораторному оборудованию, обслуживающих малые инновационные компании.
• Внесение изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 и плановый период 2009-2010 годов», направленных на увеличение финансирования программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
8. В части стимулирования развития промышленности за счет деятельности малых и средних предприятий:
• Включение в программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства субъектов Российской Федерации мероприятий, предусматривающих компенсацию расходов на сертификацию продукции и производства (ISO, GMP), разработку промышленного образца и торговой марки субъектам малого и среднего предпринимательства.
• Внесение изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», предусматривающих существенное увеличение размера лота в рамках государственного заказа, выставляемого на конкурс для малых компаний по отдельным видам деятельности (строительство, обрабатывающая промышленность, коммунальные услуги, медицина).
В заключение следует отметить, что средние сроки реализации вышеперечисленных мероприятий, установленные Министерством экономического развития Российской Федерации, охватывают сентябрь-декабрь 2008 года.
По материалам Заседания Совета глав областных центров ЦФО