М.А. – С одной стороны, для того, чтобы раздавать кредиты, есть банки. В Москве их огромное количество, они готовы предоставить кредиты. Ни одна неделя не обходится без того, чтобы власти не говорили об этих же кредитах. Столичные власти и российское Правительство говорят о поддержке предпринимателей. Создается очередной институт для людей, которые дают деньги под проценты. Зачем это делается?
Н.С. – Вероятно, у власти появились лишние деньги в бюджете, именно у московских органов власти. В стране такого не наблюдается. Таким образом, вероятно, московские власти хотят поддержать экономику Москвы.
М.А. – Это делается в благих целях?
Н.С. – Вероятно, да. Если государственное управление нацелено на реализацию общественных интересов, то это благие цели. Конечно, мы понимаем, что не всегда так происходит на практике, часто чиновник преследует личные интересы.
М.А. – Сложно себе представить, что банки дают деньги из чистого альтруизма. Это один из способов обогащения, это различные финансовые операции. Это же можно подумать и про московские власти. Но это не финансовый, а законодательный, руководящий орган. Они хотят давать кредиты под 6-7 процентов. Денег Москве хватит на это?
Н.С. – Дело не в этом. Деньги даются из частных интересов. Еще Адам Смит сформулировал эту нехитрую доктрину. Не дело чиновника заниматься кредитованием. Этим должны заниматься специальные институты, например, банки. У банков есть частные интересы, они зарабатывают. А если этим чиновник занимается, непонятно, чьи интересы он представляет.
М.А. – Здесь получается конфликт, столкновение интересов. Сейчас, в период кризиса, банки привлекают клиентов. Но теперь появляется новый игрок на рынке, банки начинают чесать голову и спрашивать себя, хотят ли они таких игроков.
Н.С. – Совершенно верно. Банки всегда конкурируют, пусть и не всегда честно. Тем не менее, конкуренция между банками идет за счет качества их финансового продукта. У государства основным преимуществом по определению является возможность осуществлять насилие путем сбора налогов. Все конкурентные механизмы этим подрываются, тем более что предоставляется низкая ставка процента. То есть ни о какой поддержке финансового сектора речь не идет. Он будет страдать от такой поддержки государства.
М.А. – Представим, что частный предприниматель решает открыть сеть магазинов в Москве. Он приходит с документами, ему говорят, что если по-плохому, то все документы в течение полугода они посмотрят, все проверят, пощупают, и только тогда разрешат. Можно сделать процесс более быстрым, например, взять у них кредит. Это вариант отката со стороны предприятия: надо взят кредит под проценты в обмен на помощь, быстрее открыть свое дело.
Н.С. – Но это не самый страшный вариант.
М.А. – А какой самый страшный?
Н.С. – Взять кредит под такие проценты – это мечта каждого предпринимателя.
М.А. – Но брать деньги в кредит не очень хорошо.
Н.С. – На этом держится вся современная экономика. Нормальный бизнес развивается в кредит. Кредит – это деньги, ресурс производства, труд, земля, капитал, предпринимательская способность. Вопрос в том, как будут распределяться эти кредиты. Это не рыночный механизм, а административный. Рыночная ставка намного больше. Спрос на этот кредит будет завышен, поскольку цена товара, продукта занижена. То есть, нужен конкурентный продукт распределения. Как он будет работать? Понятно, как сейчас работает сфера государственного заказа. Бизнес не должен быть государственным. Коррупция проберется туда мгновенно. Как будут распределяться деньги? За те же самые откаты. Чтобы взять кредит под 6 процентов, надо положить определенное количество денег в карман чиновнику. У государства есть такой механизм, зачем пользоваться другими механизмами, если существующий механизм такой хороший?
М.А. – Город имеет право такое делать? Москва – это дотационный регион?
Н.С. – Нет, Москва не является дотационным регионом.
М.А. – Это делается на собственные деньги?
Н.С. – Дело в другом. У Москвы нет прав делать это. Бюджетный кодекс это запрещает.
М.А. – Прав нет, но есть запрет. Как тогда московские власти попытаются это обойти?
Н.С. – Они будут лоббировать соответствующие поправки в Бюджетный кодекс.
М.А. – Это довольно хитро. Известно, когда это реально будет?
Н.С. – Надеюсь, что государство не пойдет на то, чтобы внедрять такой сомнительный инструмент. Мы собираем налоги с бизнеса, потом выдаем их в качестве кредитов. Что же это получается?
М.А. – Сейчас нас слушают люди и думают, почему предпринимателей кредитуют под 6-7 процентов, а простых граждан с повышенной ставкой рефинансирования, и только в банках. Я – москвич, который прожил много лет в городе-герое, но я не могу прийти к столичному чиновнику, чтобы взять у него кредит на личные нужды. Коммерсанты – люди, которые хотят открыть свое дело, могут получить кредит, но не все остальные.
Н.С. – Если рассматривать выдачу кредитов государством как рынок, можно понять, что это связано с низкой процентной ставкой. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Если мы даем кредиты под низкую процентную ставку, значит, мы забираем какие-то деньги у кого-то, у всех налогоплательщиков. Если мы берем деньги у бизнеса и у населения, но отдаем их под низкий процент определенным предприятиям, понятно, что все остальные налогоплательщики страдают. Есть определенный рынок кредитов. Там предложение осуществляет банк. На этом рынке сложилась определенная ставка. Как вдруг государство на том же самом рынке эту ставку уменьшает до 6-7 процентов. Понятно, что рыночный механизм не имеет к этому никакого отношения, потому что ставка устанавливается административно. В результате весь рынок будет обескуражен. Банки будут против, но это никого не интересует. Подорвется рынок банковского кредитования. Это серьезный риск.
М.А. – Это тревожный звоночек для предпринимателей? Деньги не вкладываются, наоборот, идет отток коммерсантов с рынка. Даже крупные марки закрывают свои бутики на Тверской. Денег нет, аренда дорогая, не так много покупателей. Москва – это мегаполис, но уровень жизни здесь все еще остается не таким, как в Европе. Может быть, кредит – это спасение для предпринимателей? Это мера поддержки со стороны Москвы.
Н.С. – Возможно, это спасение. Но предприниматели видят административные барьеры в виде лицензий, сертификатов, коррупции. Бизнес загибается, антикризисные меры до предприятий не доходят. У государства вроде бы есть деньги. Бизнес недоумевает, почему их нельзя дать бизнесу в кредит, они мертвым грузом лежат. Кредит можно дать через банки, через определенные фонды. Можно сделать это за счет снижения налогов путем налоговых каникул и так далее.
М.А. – То есть вы берете кредит, а государство снижает для вас уровень налогообложения?
Н.С. – Нет. Предприятия обязуются заплатить налоги позже, но с процентами. Есть очень много механизмов, которые предполагают прокручивание денег через государство. Государство не должно быть финансовым посредником. Это функции банка. Государство может очень хорошо стимулировать экономику путем снижения налога. Снизили налог на прибыль. На предприятиях подумали: "У нас и так не было прибыли, что же хорошего в снижении этого налога?" Надо было снизить НДС. Сейчас это обдумывается в Правительстве. Налоговый механизм действует у нас довольно медленно.
М.А. – С какими проблемами сталкиваются предприниматели в нашем городе? Наверное, есть откаты и прочее.
Н.С. – У них весь спектр хозяйственных проблем, начиная с поиска помещений, где можно было бы легально и адекватно оформить предприятие, расположить сотрудников. На этом рынке есть проблемы. Москва – это не самый худший регион в этом плане. Кроме того, есть барьеры, связанные с входом на рынок, начиная от лицензий, сертификатов до взяток бюджетным организациям и органам.
Подробности интервью слушайте в аудиофайле