Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Предстоит обхитрить статистику. "НОВАЯ ГАЗЕТА"

Минэкономики хочет удвоить число занятых в малом бизнесе

18 мая Минэкономики представило правительству новую программу поддержки роста экономики, названную проектной картой. Ставку делают на малый и средний бизнес. Серьезность намерений должен подчеркнуть бюджет проекта, практически равный 1 триллиону рублей.

Финансовое удовольствие для «малышей» планируется растянуть на четыре года: программа стартует уже в 2009 г. и завершится в 2012-м. Ожидаемый результат — увеличение процента экономически активного населения, занятого на малых предприятиях, с 13 до 28% и рост выпуска их продукции до 32% ВВП.

Поддерживать малый и средний бизнес на протяжении четырех лет планируют многосторонне. Гарантийным фондам, функционирующим в регионах, помогут 15 млрд рублей, на докапитализацию Внешэкономбанка и Российского банка развития (РосБР) выделят 30 млрд. Предполагается, что последние наконец смогут удовлетворить кредитные потребности малого бизнеса. Сергей Мигин, эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства, оптимизма Минэкономразвития не разделяет: «В условиях кризиса кредитами банки все равно не смогут поддерживать малый бизнес на том уровне, на котором хотелось бы. Кредиты малым предприятиям как выдавали очень неохотно, так и будут выдавать. Необходимы не столько финансовые вливания, сколько нормализация процедуры получения кредита. Банкам помогают не первый день, но практика показывает, что серьезного облегчения доступа к финансовым ресурсам не происходит».

Любопытно, что только треть расходов, а именно 288 млрд рублей, Минэкономики предлагает оплатить из федерального бюджета, оставшуюся сумму должны дать регионы. Но под силу ли местным бюджетам изыскать средства такого порядка?

«Есть много способов облегчить жизнь малому предпринимательству без прямых бюджетных затрат, — объясняет Мигин. — Отменить сертификацию, например. На ее субсидирование из региональных бюджетов выделяются миллионы рублей. Не будет ее — не будет избыточного административного барьера, тормозящего развитие бизнеса, и деньги регионы сэкономят».

Надо сказать, что некоторые неэкономические пути поддержки малого и среднего предпринимательства в проектной карте все же учли: бизнесу обещают совершенствование системы бухучета, облегчение подключения к технологической инфраструктуре и значительную долю госзаказа — не менее 20%.

«Основной проблемой реализации масштабной программы, подобной этой, является всесторонний контроль, — считает Мигин. — Необходим четко прописанный механизм реализации, в противном случае благие намерения Минэкономики так и останутся намерениями. Должен быть предусмотрен эффективный механизм мониторинга изменений в сфере малого и среднего предпринимательства, а также механизм корректировки всех программных мероприятий — чтобы направлять финансовые ресурсы в те сферы, где они оказываются максимально полезными. Иначе придется в очередной раз хитрить со статистикой».

«Хитрить со статистикой» — значит получить к концу 2012 года те самые 28% экономически активного населения, задействованного в сфере малого и среднего бизнеса. Дело в том, что до настоящего времени в нашей стране существовала статистика только по малому предпринимательству. Стартовые 13% населения заимствованы именно оттуда. Таким образом, есть соблазн получить данные по среднему предпринимательству, изменить в них некоторые критерии, приплюсовать к данным по малому бизнесу и предъявить в итоге искомые 28% без реальных изменений в сфере занятости. Проще простого.

Зинаида Бурская

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости