Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Утром – бизнес, вечером – господдержка. Институт Информационных Технологий г.Екатеринбург

Малый бизнес в кризис оказался предоставлен сам себе. Господдержка идет, она уже близко, но ее все нет. Знакомая ситуация. Несмотря на объявленную войну административным барьерам, регионы не могут дождаться выделения денег из Москвы по проводимым Минэкономразвития конкурсам. Как поясняют эксперты – все дело в сверхзабюрократизированности этой процедуры. Также и региональная поддержка, несмотря на декларации о важности развития предпринимательства, оказывается несущественной – в условиях снижения налоговых поступлений это не самая важная часть расходов. УрФО в настоящее время находится на последнем месте среди округов в развитии малого предпринимательства. Как выяснилось, мешает большой бизнес, однако, например в ХМАО-Югре говорят, что уже не за горами то время, когда ставить свои нефтяные вышки здесь смогут не только гиганты этой отрасли, но и "малые" предприятия.

Накануне уральский полпред Николай Винниченко "обнажил" проблемы малого и среднего бизнеса в УрФО. На совет по развитию этой отрасли были приглашены как представители руководства регионов, так и федеральные чиновники, банкиры.

В последнее время на федеральном уровне было принято довольно много мер, способных оказать помощь предпринимателям в непростое кризисное время. Так, 1 мая 2009 года вступил в силу новый закон по защите бизнеса от проверок – в соответствии с ним проверки малых и средних компаний будут осуществляться не чаще, чем один раз в три года, а внеплановая проверка - только с санкции прокурора. С 1 июля вступят в силу положения этого закона, закрепляющие принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса, подавляющее число предприятий в которых - это субъекты малого и среднего предпринимательства. В этих же сферах будет легче всего начать собственное дело тем, кто останется без работы.

Были установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям, расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства увеличены до 10,5 млрд руб., планируется выделить еще 15 млрд руб. А при определении уровня софинансировния возросла доля федерального бюджета. Также была расширена программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемая Внешэкономбанком.

Но на практике получается, что финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства практически отсутствует. Конкурсы на получение регионами федеральных средств проводит Минэкономразвития. Регионы УрФО подали заявки на поддержку проектов на 2,4 млрд руб. в этом году, но пока принято решение о выделении лишь 440 млн руб. Также на этот год планировалось выделить региональные средства в сумме 3,2 млрд руб. в УрФО, однако к настоящему времени освоено лишь 5%, хотя прошло уже почти полгода.

Как рассказал Накануне.RU исполнительный директор Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Валерий Мошкин, по факту деньги на поддержку не поступают – ни федеральные, ни областные. Есть в этом и отпечаток кризиса. "Раньше более или менее равномерно поступали средства, они выделялись поквартально, а сейчас, если говорить об областном бюджете, при резком падении налоговых поступлений те средства, которые поступают, направляются на другие, более важные цели", – говорит он. А целевые программы либо вообще отменены или выделение средств перенесено на более поздний период этого года, поясняет эксперт. "Например, на подготовку кадров в сфере малого бизнеса средства еще поступают, а финансирование других проектов – инвестиционных программ, микрофинансирования – тормозится", – рассказал он.

Сейчас в УрФО осуществляют деятельность 11 тыс. малых предприятий (без учета микропредприятий и так называемых ИП) – их количество, как свидетельствует статистика, осталось на одном уровне по сравнению с первым кварталом 2008 года. А численность работников, занятых на малых предприятиях, и вовсе сократилась на 1%. По развитию малого бизнеса (количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения) УрФО находится на последнем месте среди федеральных округов.

Как признался полпред, объяснения, которые были даны в связи со сложившейся ситуацией властями регионов УрФО, "не совсем нас устраивают". "Основное объяснение касалось структуры экономики регионов и округа, которая ориентирована на предприятия большого бизнеса, предприятия машиностроения, металлообработки. На мой взгляд, это не совсем правильное объяснение. Кроме того, сейчас в структуре малого и среднего бизнеса большая часть структур принадлежит микропредприятиям и индивидуальным предпринимателям. Как такового малого и среднего бизнеса очень мало", – констатировал он.

По мнению экспертов, главная проблема небольшого освоения средств регионами заключается в бюрократизации всех процедур выделения средств, направленных на поддержку малого предпринимательства на федеральном уровне. В Минэкономразвития используется двухуровневая процедура. На протяжении уже трех лет субъекты РФ подают заявки на конкурс поддержки малого предпринимательства по различным проектам. Специалисты министерства Набиуллиной оценивают ее, выстраивают рейтинг регионов, и те заявки, которые признаны лучшими, получают больше средств. "Сама по себе эта процедура очень громоздкая и выделение средств значительно затягивается. В прошлых годах конкурсы объявлялись в апреле-мае, а итоги подводили только в сентябре, а средства выделялись в октябре-ноябре. Понятно, что за месяц региональный бюджет средства просто не успеет освоить", – рассказал Накануне.RU руководитель направления малого бизнеса Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов.

В этом году итоги подвели в начале апреля, естественно, что пока регионы не успели освоить средства. "Процедуры принятия решений на федеральном уровне очень затянуты. Можно было сделать все гораздо более оперативно и начать работу в декабре, чтобы с нового года была какая-то определенность, но в этом случае все максимально дотянулось", – отмечает эксперт.

Боле того, как полагает он, конкурс министерства превращается в инструмент лоббирования. "Те регионы, где есть хорошие возможности для продвижения своих интересов, получают больше. Очень субъективно принимаются решения, нет четкой логики – если малое предпринимательство в каком-то регионе хуже развито, то регион, по идее, должен больше получить, но этого не происходит", – говорит Алексей Шестоперов.

Вместе с тем, по его мнению, не наблюдается падения спроса предпринимателей на участие в госпрограммах поддержки в кризис. Да и власти не стали выдвигать более жесткие условия, по-новому оценивая риски того или иного человека, намеревающегося в непростое время открыть свое дело.

А заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Александр Ким рассказал Накануне.RU, что все-таки в кризисное время какие-то программы могут быть приостановлены или, по крайней мере, активность реализации программ снижается. "Тому, что в УрФО не такие хорошие показатели, как в других округах, есть объективное объяснение, это все складывалось исторически – это геополитика, геоэкономика, которая в неоднородном порядке имеет место быть на территории всей России. Финансовая поддержка играет важную роль, но на этом этапе нужно пройти организационный период – не все могут стать бизнеменами, очень важно органам власти понять, кто из потенциальных претендентов может заняться бизнесом. Потратить деньги впустую и потерять их ради каких-то амбиций – для этого сейчас не те времена", – признает он.

Зампредседателя правительства ХМАО-Югры Кирилл Морозов рассказал, что в ХМАО в настоящее время "нет проблем освоения денежных средств". "У нас опережающие темпы по сравнению с 2008 годом, а рабочих мест в этой отрасли за четыре месяца создано столько, сколько за весь прошлый год. Имеет место даже избыток проектов, а малые предприниматели стоят в очереди. Фонд прямых инвестиций сформирован в размере 400 млн руб., заявок уже на 2 млрд руб.", – перечисляет он.

В Свердловской области предприниматели сетуют на то, что в кризис рассчитывать им, кроме как на самих себя, не на кого. "Из бюджета пока ничего не выдают, банки ужесточили условия, фактически они не кредитуют. Если из облбюджета выделяется 250 млн руб. (сумма областной господдержки малого и среднего бизнеса в 2008 году, в 2009 году сумма увеличена до 600 млн руб., – прим.) – так это капля в море. Для 160 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса (с учетом микропредприятий, – прим.) – это мелочь. Банки два года назад миллиардами давали кредиты малому бизнесу. Здесь не надо рассчитывать на государственную поддержку, она составляет меньше 1% и не является решающей. И поскольку банки тоже не дают кредиты, малый бизнес держится за счет своих средств", – говорит исполнительный директор Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Валерий Мошкин.

Стоит отметить, что перспективы прихода малого бизнеса в сферы, где их теснят гиганты и монополисты, тоже различны.

Крайне сложным будет внедрение малых предприятий, например, в газовую сферу, на Ямале. "Это высокотехнологичная отрасль "от начала и до конца" – это единый комплекс, начиная от бурения скважин, подготовки для бурения, строительство промысла, установок по очистке газа. Конечно, с этим малый бизнес не справится. А вот обслуживать такие мощные монополии в плане сервиса – это реальные вещи, и у нас на Ямале это происходит", – рассказал Александр Ким.

Однако даже в нефтегазовой сфере есть свои ниши для малого и среднего бизнеса. В Югре рассчитывают, что к концу году будет утвержден закон, инициированный властями региона, о внедрении независимых предприятий в нефтяную отрасль. "В настоящее время нет нормативной базы для внедрения предприятий малого бизнеса в нефтяной сфере, но Югра инициировала принятие отдельного закона. Непросто предпринимателям, которые занимаются добычей нефти в масштабе небольшого предприятия, но чрезвычайно важно, чтобы это было растиражировано – только в ХМАО простаивает 10 тыс. скважин по причине малой дебитности. Это даст серьезный прирост добычи, увеличит количество рабочих мест, а со временем это даст серьезный приток бюджетных доходов", – комментирует Кирилл Морозов. Сейчас в регионе независимые предприятия существуют, но их единицы, и с кризисом им справляться намного сложнее, чем предприятиям крупным.

Подводя же итоги вчерашнего совещания, полпред Николай Винниченко заявил, что состояние дел в сфере развития малого предпринимательства в УрФО в целом позволяет сделать вывод о том, что "действия, предпринимаемые в регионах, неадекватны поставленным президентом задачам". Впрочем, выразил надежду, что ситуация начнет меняться в лучшую сторону. При активной работе – в ближайшие несколько лет, честно признался Николай Винниченко. "Мы убедились в том, что, к сожалению, УрФО в плане развития малого и среднего бизнеса на фоне других округов выглядит менее предпочтительным. Прошедшее совещание свою задачу выполнило, мы достаточно серьезно обнажили проблемы, которые имеются. Я надеюсь, в ближайшие годы ситуация изменится в лучшую сторону", – сказал он.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости