Программа антикризисных мер не только не помогла малому бизнесу, но даже повредила.
Малый платит дважды
Кризис ударил по малому предпринимательству дважды. Один раз – как и по всей экономике, только с поправкой на размеры: банки перестали кредитовать их в первую очередь. Особенно пострадали малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками: те не выдают кредиты не из излишней осторожности, а просто потому, что почти не имеют ликвидности.
Второй удар нанесли чиновники. По мере углубления кризиса все больше росли издержки предпринимателей на взаимодействие с проверяющими и контролирующими органами – прежде всего с налоговиками, которым была дана установка увеличить собираемость налогов. А в условиях кризиса любые действия по взиманию недоплаченных, по мнению налоговиков, налогов могут легко обанкротить любую небольшую компанию.
Результат налицо: если в 2005–2007 гг. оборот и инвестиции в основной капитал на малых предприятиях росли в среднем на 15–20%, то по итогам 2008 года – на 5–7%, а в 2009 году ожидается падение. Правда, малому бизнесу, который раньше остальных секторов ощутил дыхание кризиса, теперь падать уже не так высоко. По оценкам Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), численность занятых на малых предприятиях в 2009 году сократится на 3-5% (у средних предприятий – около 10%). Оборот и инвестиции в основной капитал на малых и средних предприятиях снизятся на 8-10% по сравнению с 2008 годом.
Бремя закона
Во второй половине марта правительство приняло программу антикризисных мер. Развитие малого предпринимательства и снижение административного давления на бизнес там записано как один из приоритетов антикризисной политики – впрочем, как и в любой программе последнего десятилетия. За три месяца (а если учесть, что большая часть мер плавно перетекла в новую программу из ноябрьской, то и за полгода) никакой новой помощи малый бизнес не увидел, в отличие от бизнеса крупного.
Можно, конечно, попробовать дождаться 1 июля 2009 года, когда в силу вступит новый федеральный закон о защите прав предпринимателей при проведении контрольно-надзорной деятельности. Эта мера – единственная конкретная мера, направленная на снижение административных барьеров.
Вот только многие предприятия не доживут до того момента, когда закон начнет реализовываться на практике. Чиновники решили собрать с предпринимателей как можно больше, не дожидаясь новых правил. Их логика очевидна: за счет усиления давления на бизнес они пытаются компенсировать свои потери, вызванные будущим, а также сокращением бюджетного финансирования в условиях кризиса.
Движение неприсоединения бизнеса
Но и после вступления в силу закона предпринимателям проще не станет. Предписанный им уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности может стать не облегчением, а дополнительным бременем. Предприниматели будут брать на себя ответственность за соответствие их деятельности ряду обязательных требований федерального законодательства без документального подтверждения, что несет в себе значительные риски для субъектов предпринимательства.
Еще одной мерой по поддержке предпринимательства является установление льготных тарифов на технологическое присоединение к электрическим сетям. В антикризисной программе даже указан максимальный лимит стоимости присоединения для малых предприятий. Сама по себе мера позитивна, но не имеет комплексного характера. Для ее успешного внедрения необходимо обеспечить доступность технологического присоединения, информационную открытость, защиту от злоупотребления монопольным положением со стороны электросетевых компаний. Главное же – это то, что информация о свободных мощностях и возможностях технологического присоединения должна быть доступна каждому предпринимателю, желающему открыть новое предприятие.
Программа предполагает распространить требование об обязательной квоте (не менее 20%) для малого предпринимательства при закупках не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Безусловно, государственные закупки могут простимулировать спрос на продукцию малых предприятий. Тем не менее, прямые санкции за нарушение данного требования в законодательстве отсутствуют, поэтому и государственные, и муниципальные заказчики могут без каких-либо проблем игнорировать малые предприятия при размещении заказов, как они это делают сейчас.
Стимул бросить дело
- Те же антикризисные меры позволяют субъектам РФ уменьшать ставку при применении упрощенной системы налогообложения с 15% до 5% от суммы дохода. Хороший налоговый стимул, высвобождающий оборотные средства предприятий, беда лишь в том, что его ввели лишь 25 регионов. Остальные субъекты, испытывающие сложности с наполнением бюджета, не согласились снижать налоговое бремя для малых компаний.
В результате у предпринимателей появилась сильная мотивация бросить существующую организацию и создать новые фирмы в богатом регионе - исключительно с целью оптимизации налогов. По оценкам организации "Опора России" данное решение поможет на практике не более чем 5–7% действующих предпринимателей. Почему-то не было предложено распространить аналогичные меры на плательщиков единого налога на вмененный доход.
Деньги на похороны
С финансовой поддержкой малых предприятий ситуация выглядит еще более запутанной. В соответствии с антикризисной программой расходы на государственную поддержку предполагается значительно увеличить за счет расширения кредитования со стороны Внешэкономбанка. Но деньги, несмотря на все официальные заявления, пока так и не дошли до конечных получателей. По результатам опроса предпринимателей, проведенного в апреле 2009 года в г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области Национальным антикоррупционным комитетом совместно с Всероссийским движением "За честный рынок", порядка 87,1% опрошенных (из 1300 предпринимателей) не имели доступа к реальной финансово-экономической помощи.
Средства малым предприятиям выделяются по двум схемам. Российский банк развития – "дочка" Внешэкономбанка, непосредственно реализующая программу финансовой поддержки малого бизнеса, – отбирает региональные банки и выделяет им дополнительные ресурсы. Те, в свою очередь, уже кредитуют малые предприятия. А Министерство экономического развития отбирает субъекты Федерации для выделения им субсидий на поддержку малых предприятий. Но, как показывает практика, конкурсный отбор банков и субъектов РФ, утверждение всех документов и принятие решений всегда затягиваются.
Интересно, что в антикризисной программе указывается, что "регионы смогут использовать федеральные средства уже в I квартале текущего года", при этом предварительные итоги конкурсного отбора субъектов РФ были подведены лишь 13 марта 2009 года. По самым оптимистичным оценкам, господдержка дойдет до малых предприятий лишь в конце лета. Когда для многих все уже будет кончено.
Раз помогать у государства не очень получается, возможно, имело бы смысл не мешать малым предприятиям противодействовать кризису самостоятельно. А для этого нужно всего ничего: сократить численность сотрудников контрольно-надзорных органов, ввести мораторий на проведение проверок предприятий малого бизнеса в течение всего 2009 года со стороны федеральных органов власти, а также заморозить рост тарифов на услуги естественных монополий.
Автор – эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства