Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

ОКРУЖНОЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе. Пресс-релиз

Сегодня полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе Николай Винниченко провел заседание Совета по содействию развитию малого и среднего предпринимательства, на котором обсуждались меры, принимаемые органами государственной власти субъектов по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства и ход реализации поручений Президента РФ от 08.04.2008 и от 11.08.2008.
В заседании приняли участие представители Минэкономразвития РФ, Государственной Думы РФ, «Российского банка развития», территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предпринимательских объединений и субъектов предпринимательства.
Открывая заседание, Н.Винниченко подчеркнул, что сегодня требуется принятие более решительных и оперативных мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, концентрации на этом направлении значительных финансовых ресурсов.
Именно малый бизнес способен активно генерировать новые рабочие места, новые точки роста. В целом – оказывать действенное влияние на диверсификацию и повышение эффективности экономики. В нынешней ситуации это нужно рассматривать как серьёзные антикризисные меры.
Полпред особо отметил, что стратегические планы, являются неизменными. К 2020 году необходимо иметь около 50-60% представителей среднего класса. Главным источником должен стать малый и средний бизнес, а потому крайне важно помочь этому сектору реализовать свои способности, более решительно принимать комплекс оперативных мер по ликвидации избыточных административных барьеров.
Все это свидетельствует о важности рассматриваемых сегодня вопросов.
В настоящее время на федеральном уровне принят ряд мер по поддержке малого и среднего предпринимательства:
- с 1 мая 2009 года вступил в силу новый Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которым проверки малых и средних компаний будут осуществляться не чаще, чем 1 раз в 3 года, а внеплановая проверка - только с санкции прокурора. С 1 июля текущего года вступят в силу положения этого закона, закрепляющие принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса, подавляющее число предприятий в которых - это субъекты малого и среднего предпринимательства. В этих же сферах будет легче всего начать собственное дело тем, кто останется без работы;
- установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям;
- требование об обязательной квоте (не менее 20 процентов) для малого предпринимательства при госзакупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков;
- расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства увеличены до 10,5 млрд. рублей, планируется выделить еще 15 млрд. рублей. При определении уровня софинансировния возросла доля федерального бюджета;
- расширена программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемая Внешэкономбанком.
На 01.04.2009 в Уральском федеральном округе осуществляют деятельность 11 тысяч малых предприятий (без микропредприятий), их количество осталось на том же уровне по сравнению с 1 кварталом 2008 года.
Численность работников, занятых на малых предприятиях, по сравнению с 1 кварталом 2008 года сократилась на 1 процент.
Число индивидуальных предпринимателей увеличилось на 11 процентов по сравнению с 2007 годом, в округе работают 320 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Институт системных исследований проблем предпринимательства проводит регулярный мониторинг уровня развития малого предпринимательства в регионах России.
Несмотря на то, что изменились статистические методы учета в сфере малого и среднего предпринимательства и этот мониторинг не учитывает микропредприятия и индивидуальных предпринимателей, все же он позволяет сделать оценку ситуации, складывающейся в Уральском федеральном округе в сравнении с другими округами.
За 2008 год по количеству малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения Уральский федеральный округ находится на седьмом месте. По показателю – среднесписочная численность занятых на малых предприятиях – на 6 месте. По объемам оборота и инвестиций в основной капитал на душу населения – показателям, которые в основном зависят от предпринимательской активности и профессионализма, – округ занимает 4 место.
Показатель количества малых предприятий по отношению к населению в округе остается ниже среднероссийского уровня, как это отмечалось по итогам 2007 года.
Поэтому очень важно то, какие действия органы государственной власти и органы местного самоуправления в регионах предпринимают для развития малого бизнеса.
Можно отметить, сказал, Н.Винниченко, что все субъекты Федерации строят свою работу на основе долгосрочных и среднесрочных Программ.
Объем региональных средств, направленных в 2008 году на финансирование мероприятий Программ, вырос в 1,6 раза по сравнению с 2007 годом.
В 2009 году на финансирование мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства запланировано 3,2 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в 2008 году.
Все субъекты Федерации участвуют в программе оказания государственной поддержки, реализуемой Минэкономразвития России.
В 2009 году планируется привлечь федеральные средства в размере 2,4 млрд. рублей. Однако в настоящее время Минэкономразвития России приняты решения о выделении федеральных средств нашим регионам в сумме 440 млн. рублей.
До сих пор программы кредитования малого и среднего бизнеса по линии Российского банка развития в округе практически не реализуются.
В этом вопросе есть затруднения у субъектов Федерации и по участию в программе финансирования небанковской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Во всех субъектах Федерации продолжается работа по обеспечению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к имущественным ресурсам.
Перечни имущества, находящегося в муниципальной собственности, сформированы и утверждены в 192 муниципальных образованиях, что составляет 47 процентов от общего количества муниципальных образований, наделенных имуществом.
Положения о предоставлении земельных участков в целях создания объектов недвижимости для субъектов малого предпринимательства приняты в 206 муниципальных образованиях или в 16 процентах от их общего числа.
Таким образом, состояние дел в сфере развития малого предпринимательства позволяет сделать вывод о том, что действия, в настоящее время предпринимаемые в регионах, неадекватны поставленным Главой государства задачам.
В этом вопросе весьма важной является активная позиция предпринимательского сообщества при определении в регионах приоритетных мер поддержки малого и среднего бизнеса.
Для ускорения роста малого предпринимательства, поддержки его в этот непростой период необходимо комплексное решение всего круга вопросов в этой сфере, подчеркнул полпред.
Во-первых, необходимо в деятельности антикризисных штабов сделать приоритетным направлением работу по мониторингу и оперативному оказанию помощи малым предприятиям, оказавшимся в сложном положении.
В целях увеличения кредитных ресурсов, поступающих в округ, органам власти субъектов Федерации установить непосредственные контакты с Российским банком развития, реализующим программы кредитования и финансирования инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
Учитывая увеличение доли федеральных средств в софинансировании государственных мероприятий, реализуемых Минэкономразвития России, максимально использовать возможности региональных бюджетов для получения федеральных субсидий.
Во-вторых: с 1 мая вступает в силу закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля. Он вводит серьезные ограничения на различного рода проверки.
У государственных надзорных органов было достаточно времени для подготовки к реализации этого закона, теперь нужно неукоснительно его соблюдать.
Во исполнение названного закона, органы местного самоуправления обязаны будут разработать четкие административные регламенты проведения проверок.
В-третьих, регионам предоставлено право по снижению налоговой ставки по упрощенной системе и необходимо оперативно рассмотреть эту возможность. В настоящее время в Тюменской области, Ямало-Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе – Югре ставка налога снижена до 5 процентов, в Челябинской области – до 10. В Свердловской, Курганской областях соответствующие нормативные правовые акты находятся на стадии согласования.
В-четвертых, развитие инфраструктуры не отвечает поставленным задачам по росту малого и среднего предпринимательства. Действующие бизнес-инкубаторы и технопарки рассчитаны всего на 668 малых предприятий.
Следовательно, нужно использовать ресурсы высвобождающихся площадей на крупных предприятиях для быстрого решения вопросов по расширению такой инфраструктуры.
Предпринимательскому сообществу нужна полная информация для получения помещений и земельных участков в аренду, тем не менее, до сих пор не завершена работу по формированию перечней имущества в муниципалитетах. Очень медленно продвигается на местах работа по включению в документы территориального планирования положений о предоставлении земельных участков в целях создания объектов недвижимости для субъектов малого предпринимательства.
В-пятых, нужно упростить для малого бизнеса доступ к процедурам государственного и муниципального заказа, проводя для этого специальные торги для малых предприятий в соответствии с законодательством, сделать их более прозрачными, более эффективными. А территориальным органам Федеральной антимонопольной службы осуществить проверки выполнения требований законодательства.
В-шестых, необходимо предусмотреть мероприятия, направленные на минимизацию процедур, сопровождающих предоставление финансовых, имущественных ресурсов малым и средним предприятиям.
В заключение Н.Винниченко еще раз подчеркнул, что органам государственной власти субъектов необходимо уделить самое серьезное внимание тем мерам, которые принимаются по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства и реализации поручений Президента РФ.
В ходе заседания участники обсудили актуальные меры поддержки и перспективы развития малого предпринимательства, опыт работы и перспективы деятельности ОАО «Российский банк развития» по финансированию малого и среднего предпринимательства и объектов, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, дополнительные меры поддержки в условиях спада производства, вопросы координации действий контрольно-надзорных органов по снижению давления на малый бизнес, проблемы развития малого бизнеса в социальной сфере и другие вопросы.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости