Конференции он-лайн
Правительство России одобрило "проектную карту" развития малого и среднего бизнеса на ближайшие четыре года, предусматривающую финансирование в размере 924 млрд. руб., в том числе 288 млрд. из федерального бюджета. Так же как и в ситуации с крупным бизнесом, государство решило оказать поддержку малым предприятиям кредитами, госгарантиями и госзакупками.
Каковы условия для развития малого и среднего бизнеса в стране и какова ситуация с качеством его регулирования? Только лишь финансовые ресурсы требуются сейчас малому бизнесу?
Государство обратило, наконец, внимание на необходимость и важность активного развития малых предприятий в стране и на их проблемы или, быть может, государство в лице чиновников самого разного уровня и есть самая большая проблема малого бизнеса?
Участники конференции:
- Александр Коган, зампредседателя комитета ГосДумы по бюджету и налогам
- Андрей Нечаев, президент банка "Российская Финансовая Корпорация", экс-министр экономики РФ
- Андрей Шубин, начальник отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
- Алексей Шестоперов, руководитель направления малого бизнеса и предпринимательства Национального института системных исследований проблем предпринимательства
- Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
- Александр Осин, главный экономист УК "Финам менеджмент"
31
15:00
Елена Швец, Finam.ru
Уважаемые дамы и господа!
Конференция подходит к концу, мы прекращаем принимать вопросы, но у экспертов еще есть возможность ответить.
Благодарим всех участников за интересную дискуссию!
15:16
Алексей Шестоперов, руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства
Уважаемые коллеги,
Спасибо за интересные вопросы!
30
14:49
Добрый день!Много звучало разговоров по поводу увеличения предельного размера дохода для применения УСН - но после того как президент озвучил цифру 60 млн. и вроде пора бы уже переходить к конкретным шагам - все затихло и нигде никакой информации... На какой стадии сейчас данный проект?
14:54
Алексей Шестоперов, руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства
Если не ошибаюсь, то законопроект на эту тему был принят в первом чтении Госдумой в минувшую среду, 20 мая. Вот краткая информация об этом:
http://finam.fm/news/23996/
29
14:41
Снова о госзакупках. Условия котировочных конкурсов зачастую таковы, что просто НЕТ желающих в них участвовать. Иногда, складывается ощущение, что техзадания пишутся под конкретных исполнителей и это видно потенциальным участникам. То же самое и с госмонополиями: туда можно вообще не подходить, там все заказы расписаны "под своих", а мы (мелкие предприниматели) им нужны для кворума, чтобы была видимость честного конкурса...(( Вопрос 1: что с проектом электронных конкурсных торгов по гос.закупкам? ...Греф озвучивал... Вопрос 2: на ваш взгляд, этот проект будет ли нормально организован или снова условия и требования к соискателю, к конкурсной документации и к оплате по гос.контракту будут заведомо нереальны и проект будет провален? ...т.е.: опять - выигрывать часто будут только "свои".
14:50
Андрей Шубин, начальник отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
По поводу электронных торгов - активно разрабатывается и планируется к принятию
Существенные усилия ФАС России по изменению процедур и правил государственного и муниципального заказа, основанные на конкретной практике рассмотрения нарушений должны кардинально изменить ситуацию в этой сфере.
28
13:45
Кед
А.Когану: почему проф.участники рынка ЦБ не могут перейти на упрощенку, соответственно и обычные инвесторы. Помимо закона есть письмо запрещающее переход, ГНИ этого не знает. Т.е. много препонов подзаконных, исключений. Это, как я понимаю, для "развития" нашего ФР? Спасибо.
27
13:18
Зачем в РФ, российский малый бизнес, и зачем его поддерживать? Пусть иностранцы занимаются малым бизнесом в РФ у них опыта и собственного капитала много, а риски почти те же, так нет, бегут из России. Может плоскость проблемы малого бизнеса в России состоит в особом менталитете отечественного предпринимателя и условиях созданных государством на всех уровнях власти для ведения малого бизнеса, а не в привлечении заемного капитала? (Р.S. И куда этот капитал в первую очередь уйдет?)
13:35
Андрей Шубин, начальник отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
Уважаемый Александр!
Заданный Вами вопрос совершенно не соотносится с действующими реалиями. Оглянитесь вокруг. Кто будет оказывать вам услуги и производить товары, если не малый бизнес? Кто организует магазины шаговой доступности, оказание услуг прачечных, автомоек, выращивание овощей и фруктов, покраску домов, производство мебели, ремонт аппаратуры, кафе и ресторанчики?
Малый бизнес это двигатель экономики. Это уникальные производства и бизнесмены не боящиеся брать на себя ответственность за своих рабочих и за их семьи.
Главная проблема предпринимательства, на мой взгляд лежит в отношении к предпринимательству, укоренившееся с советского времени, а именно - спекулянты, перекупщики, люди, пытающиеся обмануть население...
Это совершенно не так! Предприниматель борется за покупателя, борется за каждого клиента именно качеством. Ему выгодно, чтобы именно в его парикмахерскую приходили люди, чтобы именно в его булочной покупали свежий хлеб. Пора забыть прошлое отношение к предпринимательству. И менталитет в первую очередь надо менять у нас с Вами. Да есть недобросоветсные предприниматели - от этого нельзя полностью избавиться, но всех подгонять под одного не стоит.
26
13:13
Будет ли принят закон о банкротстве физических лиц? Ведь, ИП, взявшие кредиты в банках в сегодняшней сложной финансовой ситуации не могут прибегнуть к процедуре банкротства. Это еще одно, очередное ущемление предпринимателей. Помню, Медведев сказал:" ..тем кто занимается предпринимательством, нужно дават медали, за мужество...". Медалей не надо, законы нормальные примите.
15:23
Александр Осин, главный экономист УК "Финам менеджмент"
Минэкономразвития рассчитывает, что законопроект о реструктуризации задолженности физических лиц будет принят до конца 2009 года. Это сообщил вчера директор департамента корпоративного управления МЭР И. Осколков.
25
12:55
кю
Много разговоров о выделении денег на развитие малого бизнеса выделяемых для регионов. Я лично не встречал ни одного предпринимателя получившего хоть копейку из этих средств. Кому уходят эти деньги?
13:15
Алексей Шестоперов, руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства
Ситуация с финансовой поддержкой малых предприятий, ситуация выглядит довольно запутанной. В соответствии с антикризисными мерами расходы на государственную поддержку малых предприятий планируется значительно увеличить. Заметно расширяется программа финансовой поддержки малого бизнеса, реализуемая Внешэкономбанком. Приоритетными направлениями финансовой поддержки выступают выделение грантов начинающим предпринимателям, создание региональных гарантийных фондов, субсидирование процентных ставок по кредитам и развитие микрофинансовых организаций. Предложения выглядят довольно позитивно: Правительство намерено выстроить целостную систему финансовой поддержки малых предприятий на региональном и местном уровне. Но дальше слов здесь пока не удалось продвинуться. Деньги на данный момент, несмотря на все официальные заявления, так и не дошли до конечных получателей – малых предприятий. По результатам опроса предпринимателей проведенного в апреле 2009 года в г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области На-циональным антикоррупционным комитетом совместно с Всероссийским движением «За честный рынок», порядка 87,1% опрошенных (всего было опрошено более 1300 предпри-нимателей) не имеют доступа к реальной финансово-экономической помощи в рамках реализации антикризисных мер. Действительно, такое мнение предпринимательского сообщества выглядит обоснованным. Средства малым предприятиям выделяются в соответствии с двухуровневой процедурой. Так, Российский банк развития – дочка Внешэкономбанка, непосредственно реализующая программу финансовой поддержки малого бизнеса, отбирает региональные банки для выделения им дополнительным ресурсов, а уже банки в свою очередь, кредитуют малые предприятия. В свою очередь критерии и методы отбора банков-партнеров не являются четкими и прозрачными.
С другой стороны, Министерство экономического развития отбирает субъекты РФ для выделения им субсидий на поддержку малых предприятий. Как показывает практика, конкурсный отбор банков и субъектов РФ, утверждение всех соответствующих докумен-тов и принятие решений затягивается. Интересно, что в антикризисной программе указы-вается, что «заинтересованные регионы смогут использовать федеральные средства уже в 1 квартале текущего года», а итоги конкурсного отбора субъектов РФ были подведены лишь в начале апреля 2009 года.
По самым оптимистичным расценкам, дополнительные финансовые ресурсы в рамках государственной поддержки малые предприятия смогут получить не раньше конца лета.
13:20
Андрей Шубин, начальник отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
Уважаемый КЮ, Министерство экономического развития уже несколько лет реализует федеральную программу поддержки МСП. Её суть заключается в следующем. Регионы, желающие участвовать в программе, направляют свои заявки в Минэкономразвития в соответствии с требованиями обозначенными Министерством. Ежегодно Минэкономики публикует соответствующий приказ, где досконально прописаны условия участия и приоритеты предоставления поддержки региоанам. В своих заявках регионы прописывают конкретные программы поддержки, например, суьчидирование процентной ставки по кредитам субъектам МСП; строительство бизнес-инкубатора или технопарка; реализация обучающих программ и программ повышения квалификации; лизинговые проекты и т.д. Далее экспертами как министерства, так и с помощью привлечённых специалистов проводится экспертная оценка заявок. В случае вынесения положительного решения, региону в рамках предоставленной заявки выделяются финансовые средства в пропорции 50/50 (так было до этого года), с этого года пропорция может варьироваться до 80% запрашиваемой суммы выделяет Федерация 20% - регион. Соответственнодалее региональные власти уже сами реализуют заявленные мероприятия.
Данный механизм опробирован и успешно работает, позволяя оказывать реальную поддержку предпринимателям на местах.
13:23
Андрей Шубин, начальник отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
Алексей совершенно прав. Главной проблемой реализации всех программ поддержки является сложный механизм получения денежных средств не только предпринимателями, но и регионами и банками (в случае реализации программы ВЭБ). Обещанные ещё до нового года 30 млрд.руб. до предпринимателей так и не дошли, даже РосБР их так и не получил.
24
12:45
Иван
Александру Когану: Когда показывают по телевизору зал ГосДумы, то он чаще всего практически пустой. Можете как-то это прокомментировать?
23
12:45
Кед
Государство с одной стороны понимает, что без мал. и ср. бизнеса развития страны не будет - уже со вчера тормозим... конкретно 10 путинских лет. С другой стороны гос-во, в лице нынешней власти, не хочет давать волю мал. и ср.бизнесу - есть олигархи, которые все контролируют, на местах губернаторы с мэрами, зачем лишний "головняк". Печально, но подытожу: пока не сменится команда - будут одни разговоры, дискуссии, форумы, встречи по ТВ, планы, концепции, финансовые центры и прочая лабуда, кроме конкретных мер. Нет в стране благоприятного климата не то, что для мал. и ср. бизнеса - просто для людей нет. Может я не прав? Спасибо.
14:16
Алексей Шестоперов, руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства
Соглашусь, что политика государственной поддержки малого предпринимательства выглядит довольно противоречиво.
С одной стороны - заявляются довольно позитивные инициативы, с другой стороны - на следующий день могут выдвигаться противоположные вещи либо инициатива может просто "забываться". Например: предложение об освобождении предпринимателей, уплачивающих налог на вмененный доход, от необходимости использования контрольно-кассовой техники, осбуждается уже несколько лет. Законопроект об отмене применения контрольно-кассовой техники был принят в первом чтении Государственной Думой еще полтора года назад. Еще в 2004-2005 годах с подобной инициативой выступало Министерство экономического развития. Как показывает практика, предложения об отмене контрольно-кассовой техники в ходе обсуждений в предыдущие годы сталкивались со значительным сопротивлением со стороны чиновников (прежде всего Минфина и налоговых органов). Вновь об этой идее заговорили в конце апреля на всероссийском форуме малого бизнеса.
Предположу, что такая противоречивость может быть связана с недостаточным пониманием роли малого предпринимательства в современной экономике. Что можно сделать? Предпринимателям нужно четче выражать свою позицию, создавать предпринимательские объединения и ассоциации, активнее участвовать в обсуждении различных инициатив, продвигать свои предложения по созданию условий для развития предринимательского сектора.
15:00
Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
Думается, что и смена команды не решит проблему. Я уже в другом вопросе писала, что наши исследования, к примеру, указывают на то, что значительная часть инициатив федеральных властей по дебюрократизации бизнеса, не доходят до бизнеса еще и по тому, что исполняющие эти законы инспектора на местах банально не знают этих законов. Ожидать, что они тоже сменятся со сменой команды - не приходится. То есть часть проблемы состоит в создании структуры реализации законов на местах. Оценка квалифицированности сотрудников региональных и местных органов регулирования - это вполне реальная и реализуемая задача.
22
12:33
Я против размещений госзаказа на малых предприятиях. Просто потому, что это прямой путь к коррупции, и ухудшению качества. Знаете, чем это закончится? Чиновник в регионе разместит госзаказ на фирме своей жены-сына-брата-шурина, и тупо наварит бабла. Примеров размещения госзаказа на частных фирмах и попил бабла государства - сколько угодно в тех же Штатах. И это при том, что в Штатах система контроля, конкурс и т.д. У нас - никакая система контроля невозможна в принципе. И потому государство получит очень дорогую и вряд ли качественную продукцию. Вот такое у меня мнение. Очень бы хотелось, чтобы его опровергли.
13:23
Алексей Шестоперов, руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства
Считаю, что государственный заказ может стать одним из эффективных инструментов поддержки малого предпринимательства. Хотя конечно не нужно абсолютизировать его значение. Вопрос - в максимально прозрачных процедурах и критериях отбора малых предприятий. Имеет смысл обеспечить привлечение к принятию решений о государственном заказе для малых предприятий представителей бизнес-ассоциаций, саморегулируемых организаций. Отдельное внимание необходимо уделить ужесточению ответственности чиновников при размещении государственного заказа у малых предприятий.
15:16
Александр Осин, главный экономист УК "Финам менеджмент"
Любые меры государственной поддержки экономики или социальной сферы так или иначе упираются в вопрос качества управленческих кадров. Можно ничего не делать, можно развивать условия, в которых нарушать законы "не хочется". Экономические предпосылки сейчас складываются в пользу долгосрочных инвестиций. Такая ситуация, в отличие от периода кредитного бума и «дешевых» денег, не стимулирует нарушение законов.
15:43
Александр Коган, зампредседателя комитета ГосДумы по бюджету и налогам
Следуя вашей логике, чиновник может разместить госказаз как на малой, так и на крупной фирме "жены-сына-брата-шурина". Вопрос ведь не где, а как? С этим проблемы есть, и для этого также нужна активность бизнеса. Если они не находят в себе сил судиться по результатам таких конкурсов, то бороться с тем , чего вроде бы как нет,ю очень сложно.
21
12:18
Вопрос по размещении части госзаказа на малых предприятиях. Каким образом будет действовать этот механизм? Сейчас это выглядит как очередная кормушка для чиновников, которые захотят - дадут этот заказ, а захотят - не дадут. Будет ли каким-то образом законодательно установлен контроль за размещением госзаказа? Вообще, есть ли перспективы у этой инициативы - размещать госзаказ на малых предприятиях, или это также останется на бумаге?
13:43
Алексей Шестоперов, руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства
Пока, к сожалению, речь идет только об изменении квоты госзаказа, размещаемой у малых предприятий, с 20% до 35% и расширении начальной (максимальной) цены лотов для малых предприятий. Процедуры остаются пока неизменными. Кроме того, на данный момент отсутствуют санкции (меры административной ответственности) за невыполнение квоты по размещению заказов для малых предприятий.
13:52
Андрей Шубин, начальник отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
Ещё бы я отметил очень важный момент для бизнеса в кризисный период - обязательность проведения заказчиками спецторгов для малого бизнеса и увеличение размера лотов по таким торгам. Это может стать действенной мерой поддержки МСП.
20
12:14
Очень много приходилось слышать и читать о том, что малый бизнес гораздо эффективнее крупных компаний, которые забюрократизированы и неповоротливы. Это действительно так? Тогда зачем же снижать налоговое бремя на эти предприятия, раз они такие эффективные?
14:05
Алексей Шестоперов, руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства
Вопрос в том, что понимать под эффективностью и кто оценивает эффективность. Например, можно говорить о том, что малые предприятия более восприимчивы к инновациям, чем крупные. Однако малые предприятия гораздо менее устойчивы (в виду отсутствия ресурсов и проблем с доступом к ресурсам, прежде всего финансовым и имущественным), чем крупные компании, особенно в условиях кризисных явлений, поэтому налоговые льготы являются одним из способов поддержки данного сектора.
15:14
Андрей Шубин, начальник отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
Я бы отметил ещё такой тезиз, что малые компании гораздо более восприимчивы к изменяющимся условиям. В условиях кризиса многие смогли перепрофилировать производства и перенацелить свой бизнес. А если мы направим всю мощь налоговой системы на малый бизнес, то он будет попросту раздавлен и его не будет.
Налоговые льготы в кризисный период могли бы стать реальной поддержкой, к сожалению действенных льгот бизнес не дождался. У нас произошли лишь изменения по УСН (доходы минус расходы) - муниципалитетам дано право снижать налоговую ставку с 15 до 5 % однако воспользовалось таким правом только около 30 регионов. А как же ЕНВД и УСН (доходы) - им никаких преференций предоставлено не было и это несколько несправедливо.
15:37
Александр Коган, зампредседателя комитета ГосДумы по бюджету и налогам
Эффективность может быть высокой как в малом, так и крупном бизнесе. Когда так говорят, имеют ввиду скорее гибкость и мобильность такого бизнеса. Тем не менее, с учетом социальной значимости малого бизеса- это рабочие места, максимальная приближенность к потребителю - он нуждается в поддержке. Разве можно сравнивать доходы нефтедобывающей корпорации и парикмахерской? Нужно ли им платить одинаковые ставки налогов?
19
12:12
А есть ли какие-то исследования на тему того, насколько прибыльным является малый бизнес для государства по соотношению уплачиваемых налогов и расходов на контроль за ним. Условно говоря, один большой завод платит налогов столько же, сколько 100 малых предприятий. А вот тех же налоговых инспекторов, сотрудников СЭС, пожарных и т.д. для контроля над ними нужно гораздо больше.
14:52
Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
Нет, не думаю, что кто-то это считал. Но Вы тоже не перечисляете все аспекты того, что нужно принять во внимание, оценивая прибыльность бизнеса для государства. Например, каковы будут социальные последствия того, что в условиях кризиса закроется один большой завод по сравнению с тем, что закроется 100 малых предприятий? Вероятность того, что на месте одного большогозакрытого завода быстро появится новый большой завод - блика к нулю. А вот вероятность того, что на смену 100 закрытым малым предприятиям быстро придут 50 новых - очень даже положительна.
Так что нельзя только по одному критерию сравнивать большой и малый бизнес. Оба типа важны для экономики. Более высокая прибыльность и меньшая поворотливость одних компенсируется низкой прибыльностью и большей гибкостью других.
18
12:09
У одного американского аналитика прочел определение малого бизнеса как формы скрытой безработицы - мол это не бизнес а просто возможность обеспечить себя хоть какой-то работой. Вы с этим согласны?
13:28
Алексей Шестоперов, руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства
Не стал бы говорить, что малое предпринимательство - это безработица. Наоборот, здесь скорее всего имеется в виду другое - теневой и полутеневой сектор. Более 50% малых предприятий применяет теневые или полутеневые схемы в своей деятельности, что не позволяет дать адекватную оценку количества занятых на них.
14:53
Андрей Шубин, начальник отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
В добавление к словам Алексея хочется добавить, что статистика по малому бизнесу ведётся очень скудно. 209-ФЗ закрепил обязанность ведения сплошных статистических исследований лишь с 2010 года.
17
12:08
Если сравнить долю малого бизнеса в экономике разных стран и то, как сильно по ним ударил кризис, становится понятно, что чем больше доля малого бизнеса, тем хуже экономическая ситуация. В США малого бизнеса больше всего и у них самые большие проблемы, в ЕС 50% - им полегче. Меньше всего доля малого бизнеса в России, Китае.
14:42
Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
Согласно Вашей логике вообще, чем более развита экономика, тем хуже в ней экономическая ситуация :)
Во-первых, не соглашусь с тем, что кризис ударил по США в большей мере, чем по ЕС. В оценке последствий кризиса много аспектов, и сказать, что в США ситуация хуже по всем - это не верно. Безработица в США и сейчас ниже европейской. Во-вторых, связывать последствия кризиса с долей малого бизнеса - это тоже не верно. И корни кризиса, и самые значительные его последствия - это связано как раз с большим бизнесом. А вот, что точно зависит от малого бизнеса - это способность экономики быстро и с меньшими издержками перестриваться и подстраиваться под новые экономические условия. То есть гибкость экономики, в том числе и в кризисные времена, когда это особенно важно, положительно зависит от доли малого бизнеса.
15:03
Александр Осин, главный экономист УК "Финам менеджмент"
По данным МЭРТ, в развитых странах доля МСБ в ВВП составляет порядка 50%, а в Китае — более 60%.
16
12:06
Не кажется ли вам, что малый бизнес сам виноват в том, что его проблемы власть не волнуют? Если бы все владельцы малого бизнеса, члены их семей и работники голосовали за либеральные партии, а не за Путина с ЕР, у власти были бы те, кто готов защищать их интересы.
14:24
Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
Вы частично правы. Проблема еще и в том, что сегодняшние власти успешно потрудились над тем, чтобы лишить избирателя этой возможности. И все избирательные инициативы власти последних лет были нацелены ровно на это, и массовая скупка властью и приближенными средств массовой информации способствовали этому. Так что я бы не стала обвинять только бизнес в том, что он голосует не за тех.
15:01
Александр Коган, зампредседателя комитета ГосДумы по бюджету и налогам
Светлана, я сам являлся предпринимателем до того, как был избран депутатом. Поэтому о проблемах малого и среднего бизнеса знаю непонаслышке. И понимаю, какой экономический и социальный эффект дает его развитие. Пакет мер по обеспечению господдержки предпринмательской деятельности, который мы приняли в прошлом - начале этого года является подтверждением, что власть, и "Путина с ЕР" эта проблема не просто волнует, а сподвигает к конкретным шагам. Конечно, дело не только в законах, но и в том, как их исполняют. Поэтому нам нужна обратная связь, конкретные факты, активная позиция бизнеса.
15
12:02
Mg
Уважаемые эксперты как вы сами оцениваете результативность данного закона?
14:18
Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
Мы несколько лет проводим опросы малого бизнеса. В прошлом году провели и опрос чиновников. Наши результаты указвают на то, что результативность законов о снижении административных ниже, чем хотелось бы по очень банальной причине - низкий уровень квалификации чиновников, работающих с бизнесом на местах. Они просто -напросто не знают основных положений законов. То есть, можно принимать сколь важные и хорошие законы, но они не будут доходить до малого бизнеса, так как те, кто исполняет эти законы, не в полной мере знакомы с ними, а очень часто не знают даже основных положений.
14:39
Алексей Шестоперов, руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства
Смотря о каком законе идет речь. Если говорить о "проектной карте", предложенной Министерством экономического развития, то она была только предложена, рано говорить о ее реализации. Если говорить о 209-ФЗ о развитии малого и среднего предпринимательства - он получился довольно рамочным. Оценивать новый закон о проверках пока рано, он только вступил в силу. Однако опросы предпринимателей подтверждают, что административное давление (в том числе давление налоговых органов) сейчас значительно усилилось.
Понятно, что законы формируют базовые условия для функционирования малых предприятий. В 2004-2007 годах сектор малого предпринимательства являлся одним из самых динамичных в российской экономике (рост количества малых предприятий, рост числа занятых и объемов оборота малых предприятий 7-10% в год). В начале же 2009 года фиксируется сокращение статистических показателей, характеризующих сферу малого предпринимательства, что может являться одним из признаков снижения качества регулирования, в том числе и нормативно-правового регулирования.
15:16
Андрей Шубин, начальник отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОСИИ
Пока все законодательные новации направленные на поддержку МСП наталкиваются на противодействие чиновников. Многие из не привыкли видеть в предпринимателях своих союзников, хотя именно бизнес наполняет бюджеты муниципалитетов.
14
11:55
Mg
Какое предприятие малого бизнеса может получить сегодня кредит? Вопрос о "проходном" и "непроходном" бизнесе.
14:39
Андрей Шубин, начальник отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
Всё заисит, в первую очередь, от условий банка и региона. В некоторых есть специальные программы, направленные на поддержку той или иной отрасли. Ключевым для банков являются наличие гарантий, поручительств, наличие залогового имущества, хорошей кредитной истории.
14:47
Алексей Шестоперов, руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства
По данным Минэкономразвития, за первое полугодие 2008 года темп прироста кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства составил 31%, а за второе полугодие этот показатель упал до 2%. Получить кредит малому предприятию сейчас, к сожалению, очень сложно.
14:58
Андрей Шубин, начальник отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
Даже предприниматели, у которых есть обеспечение на 10 млн.руб. не могут получить в банках кредит на сумму до 1 млн.руб. Во многом такая тенденция идёт от руководителей территориальных отделений банков, которые иногда даже требуют финансового вознаграждения за выдачу кредита. К сожалению документальных подтверждений нет, однако предприниматели обращались к нам с подобными обращениями. Более того, по результатам исследования ОПОРЫ РОССИИ "Влияние кризиса на деятельность малого бизнеса" получить кредит стало достаточно сложно - отметили более половины респондентов.
15:00
Александр Осин, главный экономист УК "Финам менеджмент"
Несмотря на то, что ЦБР и правительству удалось существенно сократить стоимость заимствований для крупных компаний, ставки по кредитам даже среднему сегменту российского корпоративного рынка сейчас, как известно, часто превышают 25% годовых.
Тем не менее, процесс выравнивания стоимости займов для МСБ и компаний первого «эшелона» в ближайшие годы будет, на мой взгляд, развиваться. Сжатие спекулятивных рынков вынуждает банки диверсифицировать структуру вложений в пользу реальных инвестиций. Кроме того, есть очевидные меры по сокращению реальных кредитных ставок со стороны государства. Наконец, я бы отметил признаки развития в экономике бартерных операций.
15:22
Александр Коган, зампредседателя комитета ГосДумы по бюджету и налогам
Приоритеты в развитии определяются каждым регионом самостоятельно, в зависимости от специфики территории. Кроме того, Банку России ежемесячно банки предоставляют информацию об объемах средств, направляемых на кредитование приоритетных секторов экономики.
13
11:54
Кед
Бизнес в России не дикий-одичалый, неуверенный в завтрашнем дне и потому хапковый. Закон об одноразовых проверках глупый и дурной. Не говорю о СЭС, даже пожарники должны проверять чаще: может мало жертв от пожаров у нас? Нужны цивилизованные законы: замарал рыло в пуху - в бизнесе тебя нет лет 10. Взял проверяющий "на лапу"-нет тебя на свободе столько же. Лучше освободить мал. и ср. бизнес от ГНИ и от коррупции сверху. Спасибо.
14:11
Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
Вы сами в своем вопросе указываете на то, что "хапковость" бизнеса связана с его неуверенностью в завтрашнем дне. Часть этой неуверенности связана как раз с тем, что бизнес не защищен от произвола чиновников. Рост числа проверок не увеличивает эту защищенность, а снижает ее. Отсюда и снижение стимулов бизнеса инвестировать в свое будущее - то есть в современные системы предотвращения пожаров и пожаротушения. Дешевле заплатить чиновникам. Поймать каждого коррумпированного чиновника невозможно, а вот создать условия, когда бизнес начнет думать о более долгом своем существовании и инвестировать в успешность и сохранность своего бизнеса - это вполне реально.
12
11:53
Уважаемые Александр Коган и Алексей Шестоперов, Вопрос Вам !! Когда наше СВЕРХСУПЕРУМНОЕ и В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ правительство перейдет от пустых фраз и громкой популистской риторике , К реальным действиям по поддержке малого и среднего бизнеса ? Может ВАМ всем вместе посмотреть на Китай Сингапур Тайвань, что тут придумывать Вот где реальные результаты развития малого и среднего бизнеса . А Выгодно ли вообще в правителям России развивать и поддерживать класс свободномыслящих , грамотных и предприимчивых людей ? Чиновникам же придется потесниться ведь сегодня именно они в России средний класс учитывая их доходы от взяток и откатов ! Спасибо
15:13
Алексей Шестоперов, руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства
Безусловно, лучший опыт и практику поддержки малого предпринимательства в зарубежных странах необходимо изучать.
Что касается конкретных реальных действий по поддержке малых предприятий, соглашусь, что их, к сожалению, довольно мало, больше заявлений.
11
11:41
Чем обусловлена логика помощи именно малым, я бы сказал, "микропредприятиям", а не среднему бизнесу? Насколько я понимаю, основные преференции, деньги на поддержку получают малые предприятия?
13:57
Алексей Шестоперов, руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства
Здесь есть большая проблема. В настоящий момент все программы (в т.ч. антикризисные) развития малого и среднего предпринимательства в России не предусматривают специальных мер поддержки в зависимости от категории предприятия - микропредприятия, малого предприятия и среднего предприятия. Как правило, говорится о малом и среднем предпринимательстве в целом. Однако представляется, что потребности (и размеры поддержки) у микропредприятий, малых предприятий и средних предприятий являются разными. Закон 209-ФЗ создал предпосылки для разделения мер поддержки, однако на данный момент в этой области мало что сделано. Что касается программы антикризисных мер, то мер для средних предприятий там действительно почти не встречается.
14:36
Андрей Шубин, начальник отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
НА самом деле есть очень серьёзный ресурс помощи в том числе и средним предприятиям, который пока не используется в полной мере - это региональные и муниципальные программы поддержки малого и среднего предпринимательства, создание которых предусмотрено 209-ФЗ. С помощью данного механизма можно направить реальную помощь (не обязательно) финансовую именно среднему бизнесу.
14:49
Александр Осин, главный экономист УК "Финам менеджмент"
Государство, возможно, просто не спешит с расширением финансовой поддержки МСБ. Можно финансовыми инъекциями стимулировать предложение товаров и услуг, но пойдут ли эти деньги в производство, когда сохраняется нестабильность реального спроса в экономике в целом? Здесь комплексный подход необходим. Для малого и крупного бизнеса.
10
11:32
Согласны ли вы с мнением, что поддержка государством и выделение на поддержку малого бизнеса из бюджета 1 трлн. рублей - мера несвоевременная в условиях кризиса и скорее, носит популистский характер? Действительно, бюджет у нас будет дефицитным, а вот поддержать более важные, стратегические направления, например, армию и ВПК в условиях политической напряженности было бы более разумным. Как вы считаете?
14:00
Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
Нет, не считаю. Ваш вопрос о кризисе или политической напряженности? В условиях кризиса рост выживаемости малого бизнеса позволит сохранить рабочие места, а если это будет способствавать росту малого бизнеса, то поможет и тем, кто потерял работу в большом бизнесе найти новую работу и доход. Как стратегические направления, о которых Вы говорите, могут помочь пережить кризис мне не понятно.
14:37
Александр Осин, главный экономист УК "Финам менеджмент"
Нет, ситуация в мировой, российской экономике меняется. Показатели риск-доходность реальных инвестиций и вложений на финансовом, риэлтерском рынке выравниваются. Растет роль государственного регулирования и планирования. Это - долгосрочная база для развития в том числе МСБ.
14:52
Алексей Шестоперов, руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства
Когда выделенные бюджетные средства действительно дойдут до малых предприятий, тогда от характеристики "популисткая мера" можно будет избавиться.
15:48
Андрей Нечаев, президент банка "Российская Финансовая Корпорация", экс-министр экономики РФ
Я считаю ровно наоборот. Я считаю, что поддержка малого бизнеса это как раз потенциально одна из наиболее эффективных антикризисных мер, потому что это и создание рабочих мест, и обеспечение так называемой самозанятости населения. Плюс малый бизнес это, действительно, наиболее мобильная часть бизнеса, во всем мире именно через малый бизнес идут инновации, то есть разрабатываться они могут и крупными компаниями, а вот их внедрение часто идет именно через предприятия малых форм бизнеса. А учитывая, что у нас уровень развития малого бизнеса в 2 раза ниже в сравнении с рядом европейских стран, а, например, с Германией в 3 раза ниже, то, мне кажется, что развитие малого бизнеса должно быть как раз должно быть одним из приоритетных направлений экономической политики. Я боюсь только, что вот эти анонсированные 300 млрд, потом 1 трлн, что все это останется, к сожалению, на бумаге. Тем более, что малому бизнесу нужны вообще-то говоря не столько деньги, сколько свобода.
9
11:32
Сергей Николаевич
У меня свое небольшое предприятие в регионе. Я не использую кредиты уже несколько лет, с тех пор как расплатился с кредитом, который брался в самом начале, лет уж 7 как назад. Так вот - я не вижу основной проблемы этого сегмента в отсутствии финансирования, более того - такая помощь государства мне не нужна, потому что воспринимается изначально как кабала. Главное, чтобы многие и многие муниципальные, региональные и какие угодно ходоки, которым бесконечно приходится платить за какие-то абсурдные вещи, не трогали нас. Я не прав?
13:53
Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
Вы абсолютно правы. Большая доля существующего малого бизнеса не жалуется на отсутствие кредитов, а на засилье чиновников. Доступность кредитов в большей мере важна для тех, кто хочет начать бизнес. Но и для них меры государства по росту доступных кредитов не станут решающими, если не сократятся фактические и косвенные издержки, которые бизнес несет на оплату чрезмерного регулирования. Более того, в условиях высокой коррумпированности чиновников на местах рост доступных кредитов выльется и в рост доходов чиновников.
14:01
Андрей Шубин, начальник отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
Вы абсолютно правы! Провеки контролирующих органов всегда являлись серьёзным препятствием для эффективной деятельности бизнеса, особенно микро и малого.
Принятый 294-ФЗ призван как раз исключить сильного вмешательства контролирующих органов в деятельность бизнеса и направлен на более строгую регламентацию процедур проверки предпринимателей, однако очень многое будет зависеть от правоприменения.
14:27
Александр Осин, главный экономист УК "Финам менеджмент"
Государство в условиях ослабления экономики, очевидно, ограничено в сфере финансовой поддержки в том числе МСБ. А вот действия государства, направленные на наведение порядка в сфере исполнения законов определяющих его деятельность не зависят напрямую от существующих экономических условий и потому, с точки зрения ближайших лет, представляются в сложившейся ситуации наиболее важной мерой поддержки этого сектора российского предпринимательства.
14:48
Александр Коган, зампредседателя комитета ГосДумы по бюджету и налогам
У каждого предпринимателя своя стратегия ведения бизнеса, у каждого свое видение, как должен соотноситься собственный и заемный капитал. Но могу сказать, что такие кредиты востребованы.
По поводу "не трогали" - полностью согласен, что сегодня фискальные органы часто просто наглеют, путая общегосударственные и личные цели цели проверок. Для того, чтобы такие факты исключить, мы приняли закон о защите прав юридических лиц и ИП осуществлении государственного и муниципального контроля. Кстати, только что ответил на вопрос, где гражданин недоволен тем, что мы бизнес защищаем.
8
11:32
Кед
А.Когану: считаю последний закон о проверках мал. бизнеса раз в 3 года, антинародным. Госуд-во, давая полную безнаказанность (именно безнаказанность) мал. бизнесу "умывает руки": месите фарш в бетономешалках, делайте колбасу из туал.бумаги, шейте тряпки и игрушки из опасных материалов, делайте авиа и автодетали из картона, лекарство и добавки из фуфла. Зато: 1. Госуд-во помогает и развивает мал. бизнес на деле. 2. В кризис на прилавках не исчезнет основной дешевый продукт под названием "колбаса", пельмени из шариков и дешевые тряпки с игрушками. Вопрос: Александр, Вы, Грызловы и Медведевы обедаете ли в придорожном кафе, покупаете ли простую колбасу, ездите на наших авто? Для чего этот закон? Спасибо.
13:47
Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
Скажите пожалуйста, Вы действительно считаете, что потребитель не в состоянии различить фарш из бетономешалки от нормального? И проголосовать ногами? Снижение госрегулирования бизнеса снижает издержки входа на рынок и способствует росту конкуренции - то есть на место фарша из бетономешалки, когда потребитель отказывается от его покупки, быстро приходит новый производитель. И если он хочет остаться на рынке он будет работать над тем, чтобы потребитель от него не ушел. Надеяться на то, что коррумрированные чиновник заботится о потребителе не приходится, но вот то, что он не дает новым предпринимателям входить на рынок - это точно, так что и остается потребитель один на один с фаршем из бетономешалки и уйти ему некда.
14:06
Андрей Шубин, начальник отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
Хотелось поддержать Наталью.
Принятый закон призван в первую очередь ограничить возможность проверяющих органов беспрепятственно осуществлять проверки МСП и наживаться за счёт предпринимателей.
Ограничение количества проверок и сокращение оснований для их проведения не означает утраты контроля за предпринимателями, а всего лишь запрещает использовать предпринимателей как мешочек с деньгами, который необходимо трясти.
Во многом контрольные мероприятия были направлены не на выявление нарушений с целью их устранения, а на выявление самых мелких нарушений с целью получения отката и вознаграждения за умалчивание. Сама идея проверок полностью извращалась!
14:39
Александр Коган, зампредседателя комитета ГосДумы по бюджету и налогам
Я готов ответить на любой Ваш вопрос.
Ем в кафе, как и вы.
Езжу на авто, которое продается в наших автосалонах, продукты в Ашане...
Закон нужен для того, чтобы под видом проверок "обнаглевшие и зажравшиеся" чиновники не вымогали денег. Сегодня это доходит до абсурда. Если они не могут найти при комплексной или камеральной проверке достаточное количество штрафов, то "выкручивают руки" и продлевают сроки проверки до тех пор, пока не "выморозят" из предпринимателя нужные суммы. Такие проверки никак не связаны с качеством товаров и услуг, и если могут на них повлиять, то только отрицательно в связи с тем , что предпринимателям некогда работать и следить за качеством своей продукции - весь их малый штат отбивается от проверяющих.
Вместе с тем, если есть информация о вреде здоровью, жизни граждан, окружающей среде, ограничения на проверки не накладываются.В случае появления жалобы, соответствующие органы обязаны осуществить такую проверку. А также закон о защите прав потребителей никто не отменял.
7
11:24
Олег
Для «ВЭБа» малый и средний бизнес теперь стал еще одним приоритетом? Где-то читал, что один из руководителей этого банка сообщил, что 3 миллиарда евро, которые они выделят, сохранят полмиллиона рабочих мест. Как вам кажется это адекватная оценка того, как помогать и развивать малый и средний бизнес?
14:17
Александр Коган, зампредседателя комитета ГосДумы по бюджету и налогам
Какую бы сумму сегодня государство не выделило на поддержку малого и среднего бизнеса, она будет недостаточной. Поэтому необходимо оказывать поддержку на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.
Поддержка малого и среднего бизнеса определяется сегодня Наблюдательным советом ВЭБа.
Сложно понять, о чем именно вы говорите... Предоставление рабочих мест в регионах и переобучение, повышение квалификации работников.
Эти суммы скорее будут около 40 млрд. рублей, которые выделяет государство на кредитование и микрокредитование малого бизнеса. А также будет субсидирование ставки по уже полученным кредитам. Приоритетные виды деятельности, которые будут поддерживатьсчя государством, определяют субъекты РФ.
14:22
Александр Осин, главный экономист УК "Финам менеджмент"
Вкдад МСБ в ВВП РФ, как указывалось ниже, это около 20% или порядка 8 трлн. рублей. Помощь ВЭБа - это 5% от этого значения. Это не мало - на мой взгляд - хотя, очевидно, что в данном случае потенциал для роста государственных, частных инвестиций остается большой.
14:28
Алексей Шестоперов, руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства
Согласен, что финансовая поддержка будет недостаточной. Так, например, в 2008 году при выделении 9 млрд. рублей лишь порядка 6 тыс. малых предприятий смогли получить поддержку. Учитывая общий масштаб сектора малого предпринимательства в стране (свыше 1 млн. малых предприятий и 3 млн. индивидуальных предпринимателей), число малых предприятий, имеющих возможность получить средства от государства, выглядит крайне незначительным. Мне кажется, акцент в мерах поддержки нужно делать не на финансовых механизмах, а на организационных и нормативных, например сокращать административные барьеры, сократить количество сертифицируемых видов деятельности, упростить систему бухучета, создать условия для подключения малых предприятий к технологической инфраструктуре.
15:06
Андрей Шубин, начальник отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
Помощь должна быть в любом случае. Средства можно направить и на строительство инфраструктурных объектов, позволяющих обеспечить бизнес имущественными ресурсами. А снижение административных ограничений в бизнесе является одной из антикризисных мер Правительства, однако реализация данной меры идёт с перебоями, как и поддержка МСП - нет единой координации программ поддержки. Они действуют разрозненно. Нужно не вспоминать и забывать про МСП, а постоянно реализовывать мероприятия, направленные на развитие предпринимательства.
16:02
Андрей Нечаев, президент банка "Российская Финансовая Корпорация", экс-министр экономики РФ
Если эти деньги действительно до малого бизнеса дойдут и дойдут не под какие-то драконовские проценты, то, конечно, это будет серьезным подспорьем. Но в принципе для малого бизнеса было бы гораздо более эффективно: 1) освободить его от налогов, если не считать региональных бюджетов, то в целом в масштабах бюджетной системы страны это доля процента, а для конкретных предприятий это очень важно; 2) по максимуму, не так как сейчас это сделано на уровне полумер, освободить, действительно, от проверок и от всего этого давящего бюрократического пресса, который не дает развиваться малому бизнесу; 3) льготная аренда; 4) на практике выполнить то, что сейчас анонсировано – дешевое подключение к инфраструктурным объектам (правда, пока это коснулось только электроэнергетики, дай бог, чтобы хотя бы это было выполнено, но, на самом деле, есть еще подключения к газовым сетям, водоснабжение, канализация и так далее. Ну вот мне кажется реализованный на практике тезис «свобода малому бизнесу от государства» был бы может быть более эффективным, чем выделение каких-то денег
.
6
11:15
Прокомментируйте, пожалуйста, законопроект об увеличении предельного размера доходов для перехода на «упрощенку». Как вы считаете, повышение планки дохода до 56 млн. за год - это адекватная мера в кризисной ситуации?
13:30
Алексей Шестоперов, руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства
Оцениваю меру как положительную, но довольно запаздалую. Данное решение необходимо было принимать еще в 2008 году. Реально мера заработает только со следующего года.
13:38
Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
Одной из причин того, что только незначительная доля малого бизнеса пользуется упрощенной процедурой, является именно низкий уровень предельного дохода. То есть, благодаря этой мере малый бизнес сможет воспользоваться этой мерой в большем числе случаев. Мне не совсем понятен Ваш вопрос, аппеллирующий к кризисной ситуации. В условиях кризиса малый бизнес более уязвим, чем большой бизнес. Поэтому любые адекватные меры поддержки малого бизнеса в кризисных условиях, снижающие издержки этого бизнеса, должны помочь ему пережить эту ситуацию. Если же Вы переживаете по поводу доходов бюджета, то, во-первых, доля налоговых поступлений в бюджет от налогообложения малого бизнеса не столь велика, чтобы об этом стоило переживать.
13:45
Андрей Шубин, начальник отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
Безусловно. мера положительная, однако следует заметить, что даже в 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" одним из критериев отнесения субъекта предпринимательской деятельности к микро, малому или среднему, является выручка за год так вот она установлена для микропредприятий - 60 млн.руб. в год, для средних 400 млн.руб., сдля средних - 1 млрд.ру. в год. Так что следует рассматривать возможность увеличения данного порога с учётом повышения стомиости тарифов, затрат, энергоресурсов и инфляции
14:07
Александр Коган, зампредседателя комитета ГосДумы по бюджету и налогам
Гораздо большее количество предприятий сможет перейти на "упрощенку" , что снизит налоговую нагрузку большего значительного числа предпринимателей.
При упрощенной системе налогооблажения, предприниматели не уплачивают налог на прибыль, НДС, отменен ЕСН, не уплачивается налог на землю, налог на имущество.И, конечно, процентная ставка совершенно другая - 6% с оборота или от 5 до 15% (в зависимости от установленной ставки законом региона) с дохода.
5
11:09
Президентом как-то была озвучена цифра 20% доли малых предприятий в ВВП. Вы согласны с такой оценкой? Лично мне она кажется чересчур оптимистичной - доля малых предприятий сейчас явно сокращается. Как бы вы оценили долю малых предприятий?
13:39
Алексей Шестоперов, руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства
По последним оценкам МЭР, вклад продукции, производимой малыми предприятиями в совокупный объем ВВП ,– 21 % (рост 4 % по сравнению с данными на 1 января 2008 г.).
13:56
Александр Коган, зампредседателя комитета ГосДумы по бюджету и налогам
В крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, доля крупных предприятий превышает 20%, в мелких городах - данная цифра значительно ниже.
в среднем по России 20% и есть доля средних и малых предприятий.
В других странах, по которым принято часто сравнивать статистику, доля малого и среднего бизнеса составляет 40-60 %. Поэтому нам есть к чему стремиться.
Много предприятий закрывается, открывается, но в среднем доля малых и средних предприятий в ВВП по РФ не сокращается.
14:06
Александр Осин, главный экономист УК "Финам менеджмент"
В кнце февраля т.г. глава МЭРТ Эльвира Набиуллина сообщала, что в РФ доля малого бизнеса в ВВП не превышает 17%, тогда как в развитых странах этот показатель составляет порядка 50%, а в Китае — более 60%.
15:50
Андрей Нечаев, президент банка "Российская Финансовая Корпорация", экс-министр экономики РФ
Ну официальная статистика дает нам цифру в 15%. Смотря как считать, по ВВП или по занятости и т.д., показатели могут быть разные
4
11:07
2.На днях Пред. Верховного суда Лебедев внес в Госдуму законопроект, позволяющий взыскивать с физ. лиц налоговыми инспекциями недоимки по налогам, штрафы и пени в упрощенном порядке, т.е. во внесудебном порядке.При существующем бардаке в нал. органах, некопетентности, безответственности сотрудников налоговых инспекций, такие новации приведут к росту взяточничества. Что думают об этом участники конференции?
13:27
Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
Да, данная мера снижает возможность граждан защититься от произвола налоговиков. То есть, ситуацию, когда суды перегружены делами, предлагается решать снижением процедур, требующих судебного вмешательства, вместо того, чтобы работать над улучшением качества и оперативности судопроизводства.
13:40
Александр Коган, зампредседателя комитета ГосДумы по бюджету и налогам
Не думаю, что нужно с этим соглашаться.
Даже если рассматривать гипотетически возможное принятие данного упрощенного порядка взыскания недоимки, штрафы и пенни, то необходимо такую же "зеркальную" норму ответственности вносить для сотрудников налоговых инспекций. То есть в случае, если объем взысканий был неправомерен и есть соответствующее решение суда, то сотрудник налоговой инспекции должен заплатить штраф в размере требований, признанных неправомерными.
В целом считаю, что такая норма не пройдет.
14:03
Александр Осин, главный экономист УК "Финам менеджмент"
Согласен с Александром, Натальей.
3
11:07
1.В конце прошлого года в Госдуму направлялся законопроект, вносящий изменения в Налоговый Кодекс,согласно которому, убытки, понесенные инвесторами-физическими лицами в 2008 году, можно будет переносить на последующие годы и учитывать при исчислении налога на доходы физ. лиц. Почему до сих пор законопроект не принят?
13:21
Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
Наверное, мой ответ не совсем прямо отвечает на вопрос, но хотелось бы отметить, что качество политиков, работающих в Госдуме - это действительно препятствие для развития законодательства. При этом, мы сами голосуем за них. Вряд ли можно ожидать адекватных законодательных инициатив и оперативных действий в этом органе от балерин, гимнасток и т.д. Удивительно, но этот совковый подход к выдвижению кандидатов, вынутый из сундука Единой Россией, находит своих почитателей среди российского электората и сегодня.
2
10:55
Анастасия
Добрый день, не секрет, что основная проблема малого бизнеса это не отсутствие финансирования на первоначальном этапе, а всяческие препоны, которые создают чиновники разного уровня на местах. Имеет ли Правительство России план действий по изменению данной ситуации? Если да, то как собирается с этим бороться в сторону улучшения ситуации для нормального развития малого бизнеса в России? Спасибо.
13:15
Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР
Да, регулирование малого бизнеса на местах является одним из важных препятствий для его развития. Министерство экономики если и не имеет плана действий по улучшению ситуации, то, по крайней мере, предпринимает шаги, нацеленные на улучшение. Основная идея их действий - вывести из-под госрегулирования то, что не является жизненно необходимым. Это и переход к уведомительному принципу регистрации бизнеса, сокращение переодичности проверок, сокращение лицензируемых видов деятельности и т.д. То есть, цель - снизить число случаев, когда существование и развитие бизнеса зависит от воли чиновника.
13:37
Александр Коган, зампредседателя комитета ГосДумы по бюджету и налогам
Уважаемая Анастасия!
Сегодня этот вопрос волнует Правительство РФ и Президента России, политические партии и общественные организации.
В последнее время принято достаточно много законов, которые ограничивают количество проверок.
В случае проведения внеплановой проверки, необходимо уведомлять Прокурора, который имеет право вмешаться вплоть до запрета проведения проверки.
К сожалению, сегодня плановые показатели сбора налогов больше волнуют налоговые органы, чем соблюдение законодательства. Данная ситуация заставляет малый бизнес отстаивать свои права в суде.
Мы не можем с этим мириться - в первой декаде июня 2009 планируется проведение Круглого стола с участием представителей прокуратуры, общественных организаций, представителей от малого и среднего бизнеса, ВПП "Единая Россия", где предметно будут рассматриваться факты и случаи, связанные с бесчинством чиновником и правохранительных органов.
Но, к сожаолению, они не очень быстро желают перестраиваться.
14:01
Александр Осин, главный экономист УК "Финам менеджмент"
На мой взгляд проблема препонов в развитии будет в ближайшие годы решаться не только "сверху" но и самим рынком МСБ. Для ускорения развития сегмента МСП есть макроэкономические предпосылки, которые связаны с ростом рисков портфельных инвестиций и повышением на этом фоне актуальности прямых вложений в бизнес.
14:32
Андрей Шубин, начальник отдела правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства ОПОРЫ РОССИИ
Чиновничий беспредел на местах это отдельная тема. Действительно сейчас мы наблюдаем много примеров нарушения прав предпринимателей. БЫл принят закон о льготной приватизации для МСП - начались тут же его нарушения со стороны муниципалитетов. Прокуратура вынесла множество предприсаний на этот счёт. Необходимо выделить также проблему "своизма" на местах - зачастую все решения администрации и чиновников находят поддержку как в судах, так и у прокуратуры. И только в высших инстанциях предприниматели добиваются справедливости.
Если конкретно отвечать про план, то существует План по противодействию коррупции, однако его реализация осложняется отсутствием конкретного состава преступления в УК РФ. Определение закреплено в соответствующем законе, а ответственности нет.
16:15
Андрей Нечаев, президент банка "Российская Финансовая Корпорация", экс-министр экономики РФ
Это ведь на самом деле вопрос политической воли. Мы живем в Византийской стране в плохом смысле этого слова. И если, действительно, сверху пройдет серьезный сигнал о том, что надо поддерживать малый бизнес, то я думаю, что можно, конечно, дать серьезный импульс его развитию. Но вопрос – есть ли такая политическая воля? Не просто на уровне деклараций, а вот, например, снять одного крупного чиновника за дискриминацию малых предприятий или за избыточные проверки и придать этому прецедентный характер. Я не за кровожадные меры по отношению к чиновникам, но ведь проблемы малого бизнеса – это чиновники на местах, а не федеральные чиновники. Федеральные могут только некие общие правила игры задавать для малого бизнеса. Поэтому очень важно, чтобы региональные начальники поняли, что, допустим, Кремль решил – сейчас это приоритетное направление и за это с них будут спрашивать. Тогда ситуация, действительно, может поменяться. Хотя у нас уже сейчас уровень развития малого бизнеса по регионам очень сильно отличается. Есть обратная корреляция, чем хуже развитие малого бизнеса, тем выше в этом регионе уровень коррупции и бюрократические препоны
1
09:52
А. Когану.Не считается ли малым бизнесом откаты получаемые чиновниками и другими должностными лицами или это другой более высокий уровень?
13:31
Александр Коган, зампредседателя комитета ГосДумы по бюджету и налогам
Такой термин, как "откаты", нигде в законодательстве РФ понятийно не определен.
На мой взгляд, это можно расценивать как взятка высшему должностному лицу.
Таким образом, любые действия чиновников, связанные с получением выгоды, превышающую сумму в размере 3000 рублей, при исполнении своих полномочий уголовно наказуемы.
Есть смысл сказать, что иногда бизнес-сообщество заинтересовано договариться с чиновником за какие-либо вознаграждения с целью получения прогнозируемого результата - госзаказа.
Даные действия оцениваются как преступления, которые наказываются Уголовным Кодексом РФ.
О подобных фактах необходимо незамедлительно сообщать. В противном случае, они не будут раскрыты и наказаны.