В предыдущем обзоре мы обсуждали скандал, случившийся на 5 канале Петербурга из-за выходки чиновника питерской мэрии. Так вот, на минувшей неделе проблема разрешилась - начальник комитета экономики извинился перед журналистами, отказался от оскорбительных высказываний в адрес телезрителей и объяснил все нервным срывом после напряженного прямого эфира, к которому он оказался не готов. Об угрозах в адрес журналистов - отправить их пожизненно на биржу труда речь уже, понятно, не шла. Консолидированная реакция журналистского сообщества свое дело сделала - питерская губернская власть поняла, что совсем не считаться с общественным мнением нельзя. Увидим, как надолго хватит этого урока и где еще проснется чиновничий раж борьбы - нет, не с журналистами и не с прессой - с общественным мнением, которое пресса только транслирует - на то она и пресса. Журналист живет внутри событий, происходящих в обществе, и если это человек интеллигентный и образованный (интеллигентность и образованность - взаимодополняющие вещи, но не одно и то же - и среди образованных людей встречаются трамвайные хамы), то он может обобщать, агрегировать то, что на уме и на устах у разных малых и больших социальных групп. И обязанность журналиста - и в этом заключена институциональная функция СМИ - доносить до начальства глас народа, приглашать всех к диалогу. Пресса обязана переводить конфликт в дискуссию, поэтому она обязана искать и выявлять точки напряженности в обществе, чтобы эти “температурные аномалии” стали предметом обсуждения раньше, чем они станут предметом разборок, тем более с применением силы.
Одна безусловно конфликтная тема стала на предыдущей неделе предметом диалога на самом высшем уровне - малый и средний бизнес. Мы на эту тему говорили на страницах “Волги” очень много, но тут дело такое, что, во-первых, много не бывает, а во-вторых, никаких сдвигов в течение многих лет в нужную сторону-то не видно. Скорее наоборот.
В предыдущем обзоре цитировались социсследования, доказывающие, что популярность занятий бизнесом в нашем обществе с 2000 г. резко упала. Молодежь стремится на государеву службу, так как там - ты начальник и все должны тебя уважать за это, к тому же зарплату платят регулярно и ответственности никакой. Добавим - средняя зарплата на государственной и муниципальной службе в большинстве регионов России выше, чем в среднем в экономике, в Астрахани, кстати, дела обстоят именно так.
У людей в массе исчезла мотивация заниматься собственным бизнесом, потому что это трудно, опасно дважды - во-первых, потому что если ошибешься и прогоришь, то спасать тебя никто не обязан, во-вторых, опасно в прямом смысле: если теперь разборки с бейсбольными битами или автоматами стали редкостью, то травля, уголовные дела или, в лучшем случае, бесконечные суды в попытках отстоять свое кровное - это нынешние реалии. В такой обстановке никакого бизнеса нормального не вырастет - он будет или полузадушенным, или аффилированным с чиновниками и, следовательно, малоэффективным, потому что бизнес, который не может существовать без чиновничьей крыши, нежизнеспособен. Поэтому наша бюрократия так не любит бизнес, способный выжить без ее помощи.
Кстати, еще о социсследованиях. На сайте ВЦИОМа выложены материалы исследований малого бизнеса по регионам России по итогам 2006 г. Так вот, астраханский малый бизнес там на первый взгляд живет неплохо. Если представить такого среднестатистического астраханского малого предпринимателя, представшего перед анкетером, то диалог выглядел примерно так: “А что, жить тут (в Астрахани) бизнесу малому можно?” - “Да ниче, живем”. – “А что, этот контрольный орган допекает?” - “Да не, особо не допекает”. – “А тот надзорный орган досаждает?” - “Да не-а, не досаждает”. И так все идет до вопроса - а не приходится ли платить за то, чтобы не допекали и не досаждали? И вот тут все становится на места - 75% опрошенных астраханских предпринимателей “по секрету” признали, что платят за спокойную жизнь. Вот так - понятны масштабы проблемы. И хотя это исследование проводилось два года назад, нет никаких доказательств, что дела стали с тех пор лучше. Вероятно, поэтому согласно только что опубликованным данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства Астрахань по размеру оборота предприятий малого бизнеса находится где-то в середине шестого десятка среди регионов России - дышать малому бизнесу в Астрахани крайне сложно. Кстати, отсюда легко высчитать валовой объем чиновничьей наценки на все продукты, товары и услуги, которые потребляет среднестатистический астраханец.
К чему столько разговоров о малом бизнесе на самом верху? Причем на этот раз дошло даже до обсуждения всерьез много лет назад перезревшего вопроса отмены использования ККМ (контрольно-кассовых машин) для тех, кто сидит на “упрощенке”. Проблема возникла из-за того, что кто-то из очень больших “генералов” пролоббировал монополию производителей блоков памяти для ККМ - эти блоки памяти забиваются при интенсивной торговле за пару месяцев, а новый стоит почти как сама ККМ, хотя реально его себестоимость - гроши. То есть кто-то в масштабе всей России нагло наживался на всем малом бизнесе всей страны - представляете масштабы этой коррупционной операции, за которую никто не ответил и не ответит.
Малый бизнес способен поглотить огромную массу рабочей силы. Но если бы не кризис, наша власть никогда всерьез проблемами малого бизнеса бы не занялась, да и сейчас есть серьезные сомнения в искренности начальнических речей. Но менять положение придется. Россия переживает кризис тяжелее, чем Европа или США. У нас гораздо глубже спад производства, у нас даже безработица, официально зарегистрированная, опережает ЕС и США, а регистрируется у нас только часть ее.
Но поезд ушел, слишком поздно власть вспомнила о предпринимательской жилке населения, и теперь привычными полумерами или декларациями обвал или социальные кризисы не предотвратить.
Главные враги малого бизнеса - коррупционный союз власти и крупного бизнеса. “Крупный” в Москве и регионах - это очень разные вещи, но механизм всюду одинаковый. Чиновники заинтересованы в некоторых предприятиях, и эти предприятия при помощи чиновников деформируют рынки, мешая работать на них более жизнеспособным субъектам. Плюс прямая коррупция и попытки отъема успешного бизнеса чиновниками, или их родней, или их челядью придворной - просто от зависти и жадности. Вот об этом пока ни наш президент, ни премьер в своих речах “за малый бизнес” ничего не говорят. Борьбу с коррупцией надо начинать с Москвы, на местах она поддерживается вовсе не “местной самодеятельностью”, хватать гаишников или мелких клерков за шиворот - это, конечно, здорово для правоохранительной статистики, но по сути ничего не меняется, и общество это видит. Какую крышу надо иметь в Москве, чтобы безнаказанно обналичить через крошечный местный банк сумму, многократно превышающую бюджет города Астрахани? И это только одна из тем, которая широко обсуждается в астраханском обществе. Народ не надуешь, он хоть и перебрался обратно в кухни, но думать не перестал.