Некоторое время назад на интернет-портале Mega-mir.com был опубликован проект целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2010-2012 годы». Этот проект программы вызвал живой интерес у жителей Хабаровского края и, в первую очередь, предпринимателей. Форум посетили более тысячи человек, 57 из них оставили свои комментарии. И сегодня мы встретились с Ниной Петровной Поличка, директором Дальневосточного научного центра местного самоуправления, профессором Дальневосточного юридического института Тихоокеанского госуниверситета, которая дала для вас интервью.
Александр Жириков (главный редактор портала): Нина Петровна, как Вы оцениваете состояние малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае?
Нина Поличка: В мае 2009 г. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства опубликовал очередные данные мониторинга уровня развития малого предпринимательства в России в 2008 году. Вот лишь три цифры из этого документа:
- по количеству малых предприятий на 100 тыс. жителей на 1 января 2009 года Хабаровский край занимает последнее место в Дальневосточном федеральном округе и 71-е в России из 83 субъектов федерации;
- по среднесписочной численности занятых в малом предпринимательстве мы также на последнем месте в ДФО и уже 75-е в стране;
- по инвестициям в основной капитал на малых предприятиях Хабаровский край восьмой в ДФО (после нас только Чукотка) и 75-е в России.
Из этого следует, что предпринимательство в крае находится в глубочайшем кризисе и очередная Программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2010-2012 годы», подготовленная Министерством экономического развития и внешних связей Хабаровского края должна носить, как минимум, антикризисный характер. К сожалению, таковой она не является.
Александр Жириков: Почему?
Нина Поличка: Во-первых, данная Программа должна быть средством решения системных проблем развития предпринимательства в крае. Спору нет, проблемы, которые сформулировали её авторы, имеют место быть. Однако в этом перечне нет главной, о которой говорят в опросах 75% хабаровских предпринимателей. Это коррупция на всех уровнях власти. 94% считают, что все муниципальные заказы построены на откатах и государственные заказы тоже (89%). А на вопрос «Что вы считаете главной причиной коррупции?» 85% опрошенных говорят «узаконенная безответственность власти всех уровней». Однако про борьбу с коррупцией в Программе нет даже упоминая.
Во-вторых, для того, чтобы количество предпринимателей увеличивалось и они создавали рабочие места для себя и для других, необходима система воспроизводства предпринимателей, а именно система подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а не разовые образовательные мероприятия. Эту задачу могли бы решать бизнес-инкубаторы, но их тоже нет, а в Программе на 2011 год запланирован всего лишь подготовка проектной документации для одного регионального бизнес-инкубатора. Впору вспомнить первые годы перестройки и курсы директоров малых предприятий, из которых вышли многие преуспевающие сегодня бизнесмены.
В-третьих, должен быть доступ к информации, необходимой для ведения бизнеса, которого тоже нет. В частности, нужна информация о ситуации на муниципальных и краевых отраслевых рынках, поскольку самостоятельно малый бизнес проводить и заказывать такие исследования не в состоянии. Необходима информация о муниципальном и краевом имуществе, о муниципальных имущественных фондах, которые должны быть созданы для имущественной поддержки предпринимательства в соответствии с федеральным законом 209-ФЗ. Нужна информация о правовых основах организации и ведения бизнеса во всех сферах, причём не в виде перечня федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов, а в форме правового анализа или комментариев. В противном случае, предприниматели и впредь будут нарушать законы и установленные правила, так как они даже добраться до них и причитать не в состоянии.
В-четвёртых, нужны нормальные условия для добросовестной конкуренции, а их тоже нет. Большинство отраслевых муниципальных правовых актов содержать нормы, создающее необоснованные преимущества для муниципальных предприятий и учреждений. Поэтому, а также для реализации в крае Программы развития конкуренции в РФ, принятой Правительством РФ в феврале 2009 года, необходима поголовная экспертиза всех краевых и муниципальных правовых актов на предмет наличия в них норм, создающих условия для антиконкурентных действий органов власти и их должностных лиц.
В - пятых, в соответствии с законодательством, содействовать развитию предпринимательства должны также органы местного самоуправления. Для этого они разрабатывают и осуществляют свои муниципальные целевые программы по поддержке предпринимательства, которые, как правило, просто калька с краевой. Те же проблемы, цели и задачи, только вот мероприятий и финансирование на порядок или даже два меньше. Однако в каждом муниципалитете (как и в каждом регионе), есть своя специфика развития предпринимательства и муниципальные программы должны быть ориентированы именно на неё. А вот общие для всех проблемы должны решаться в краевой программе.
В связи с этим, представляется весьма интересным опыт наших соседей из Приморья, которые в своей краевой программе поддержки предпринимательства поставили задачу «Содействовать в подготовке и реализации муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства». Для её решения они организуют учёбу муниципальных служащих, готовят соответствующие методические рекомендации для разработчиков муниципальных программ, а также субсидируют местным бюджетам часть расходов, связанных с реализацией этих программ.
Одним словом, Программу в таком виде принимать нельзя, слишком много ещё в ней вопросов и пробелов на уровне постановки задачи. А плохо поставленная задача - деньги на ветер!
Александр Жириков: А какие тогда рекомендации Вы могли бы дать Губернатору Хабаровского края В.И.Шпорту и тем, кто разрабатывал проект программы? Назовите, пожалуйста, хотя бы основные.
Нина Поличка: Главная и основная рекомендация - сменить саму методологию и порядок разработки таких программ, утверждённую Постановлением Правительства Хабаровского края от 06.10.2008 №236-пр.
Во-первых, надо очень чётко и пошагово описать первый и самый важный этап разработки целевых программ – отбор проблем для программной разработки, поскольку ошибки в этом этапе обрекают на неуспех всю дальнейшую работу. А этого алгоритма, к сожалению, там нет вообще. Но тогда откуда берутся проблемы, кто и как их зафиксировал, кто выбрал самые приоритетные,…?
Во-вторых, исключительно важен и второй шаг – разработка концепции программы, который, к сожалению, тоже не прописан, указано только из каких разделов должна состоять концепция. А кто, как и на каких методологических подходах её РАЗРАБАТЫВАЕТ, насколько при определении проблем, целей, задач и приоритетов учитывается мнение тех, ради которых эти программы и пишутся?
И здесь не надо ничего изобретать. К сожаление или к счастью, но Хабаровский край идёт сегодня в арьергарде большинства реформ, которые осуществляются в стране (административной, местного самоуправления, реструктизации бюджетного сектора, развития малого и среднего предпринимательства,…. ). И всё уже придумано и апробировано в других регионах страны и на федеральном уровне. Поэтому надо изучать этот опыт, брать оттуда лучшие и наиболее адекватные для нашего региона практики и применять. А не изобретать колесо методом проб и ошибок.
Требуется технологическое перевооружение всей краевой власти как законодательной, так и исполнительной.
Без этого никакие реформы в крае осуществить невозможно, а про инновационное развитие региона вообще можно забыть.
Александр Жириков: Большое спасибо, Нина Петровна, за интервью. Надеемся, что Ваши советы будут учтены и что наш край в ближайшие годы выйдет в лидеры по всем показателям.
От редакции:Редакция интернет-портала Mega-mir.com рассчитывает на участие в обсуждении этой важной темы всех заинтересованных лиц, осознающих, что малый и средний бизнес, действительно, с одной стороны, является движущим механизмом экономического развития, с другой, может стать инструментом решения проблем занятости населения, сокращения безработицы, борьбы с коррупцией, внедрения инноваций, реализации иных антикризисных мер.