Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Полсотни с ложкой. "Санкт-Петербургские ведомости"

На каждого предпринимателя приходится 50 контролирующих органов

В условиях кризиса остро ощущается потребность в законодательных реформах. Особенно в тех сферах, что тесно связаны с «экономическим выживанием» людей – например, в малом бизнесе. Имеющие хоть какое-то пусть небольшое, но доходное дело граждане не будут просить у государства лишних денег. Сейчас в России насчитывается более 3,5 млн субъектов малого бизнеса – как юридических лиц, так и предпринимателей без образования юридического лица. Ежегодный прирост инвестиций в сфере малого бизнеса достиг 35%, в этой области работают около 9,5 млн человек, и число занятых ежегодно растет.

Учитывая важность малого предпринимательства, в Петербурге при секвестировании бюджета не коснулись программ его поддержки. В этом году «малые» бизнесмены получат более 800 млн руб. помощи из городского и еще 282 млн руб. из федерального бюджетов.

«Дополнительно для нужд малого предпринимательства будут направлены еще 200 млн руб.», – сказал глава финансового комитета правительства Петербурга Эдуард Батанов. Столь многообещающее заявление было сделано на недавней конференции по поддержке малого бизнеса в торгово-промышленной палате Петербурга. Батанов подчеркнул, что останутся в силе такие формы поддержки, как кредит при недостаточном обеспечении, финансирование арендных ставок и субсидирование подключения к энергосетям.

«Если раньше мы больше поддерживали инновации, то теперь наступили другие времена и поддержка коснется сферы торговли», – заверил чиновник.

Сами малые предприниматели считают, что надо просто дать им возможность развивать свое дело, не вставлять палки в колеса. Государство до сих пор делает как раз наоборот: чрезмерный чиновничий контроль, бесконечные проверки, часто изменяющиеся условия ведения бизнеса, произвол по части выделения торговых площадей и пр.

По данным экспертов, общее число инстанций, контролирующих сферу предпринимательства, достигает 50. При этом состав и количество проверяющих структур в каждом регионе свои. Нет смысла даже говорить лишний раз о том, что бюрократический прессинг – питательная среда для коррупции, по уровню которой наша страна занимает одно из первых мест в Европе. Экспертами подсчитано, что примерно каждый десятый рубль потребителя идет на оплату «преодоления торговлей и промышленностью административных барьеров». Говоря по-простому, на взятки.

По данным национального института системных исследований проблем предпринимательства, полученным в ходе опроса малых предприятий в пяти регионах, более 70% опрошенных оценивают качество работы контролирующих органов власти как низкое и очень низкое. Только 5% оценили эту работу достаточно высоко.

Получали же материальную помощь от властей не более 2 – 5% малых предпринимателей. При этом основная часть бизнесменов считают, что для получения поддержки нужно обладать необходимыми личными связями.

С 1 июля текущего года вступает в силу новый закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Одним из важных нововведений станет закрепление принципа уведомительного начала предпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса.

Требование органами власти всевозможных разрешений и заключений для начала предпринимательской деятельности теперь не допускается. Плановые проверки должны проводиться не чаще чем один раз в 3 года (ранее предусматривалась норма 1 раз в 2 года). Утвержденный ежегодный план проведения проверок должен доводиться до сведения заинтересованных лиц путем размещения на официальном сайте либо иным доступным способом.

О проверке субъекты малого бизнеса должны уведомляться контролирующим органом не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Внеплановые проверки можно будет проводить только с санкции прокурора.

Правительство обещает сократить и список видов деятельности, требующих получение лицензии. Так, с 1 января 2010 г. будет прекращено лицензирование частной охранной и сыскной деятельности, аудиторов, работы по проектированию и строительству зданий и сооружений (за некоторыми исключениями).

Помимо законодательной поддержки малое предпринимательство нуждается в денежных займах – например, для увеличения оборотных средств или для выкупа арендуемых площадей. Есть надежда, что банки перейдут к активному взаимодействию с малым бизнесом. Подвижки уже есть: в среде банкиров стало модным говорить о том, что «малый бизнес всегда был быстрорастущим сегментом экономики» и «он имеет существенные преимущества по сравнению с крупным производством, потому что инвестиции окупаются быстрее». Остается слова превратить в дела.

В прошлом году действительно выросло кредитование малого предпринимательства: объем «совокупного кредитного портфеля» вырос с 1 до 3 млрд долларов. Появились даже беззалоговое кредитование и микрокредиты (до 1 млн рублей сроком до 24 месяцев).

Сокращение объемов строительства, перевозок, продаж дорогостоящих предметов потребления (например, автомобилей) больно ударило по малому бизнесу. Реальной помощью со стороны государства мог бы стать госзаказ для малых и средних предприятий, но в 2008 г. его получили лишь 400 субъектов малых предприятий. Это, согласитесь, для нашей страны капля в море. Программы же государственной поддержки вновь созданных компаний отсутствуют и вовсе.

Пока никто из ведущих экономистов не может определить, когда же закончится кризис. Значит, необходимы специальные меры, которые позволили бы малому бизнесу выжить и прокормить и себя, и «того парня».

Андрей ГАЛИЦКИЙ

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости