PricewaterhouseCoopers провела исследование, в котором оценивалась готовность российского бизнеса к работе в период кризиса. В нем приняли участие руководители около 40 крупнейших компаний. 65% респондентов оценили готовность отечественного бизнеса к кризису на «тройку», остальные 35% сказали о том, что российский бизнес готов к кризису «плохо», высшими баллами не порадовал никто из участников.
Сходное исследование проводили в Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства. Их результаты показывают, что долгосрочным или даже среднесрочным планированием российский бизнес не занимается, даже в начале двухтысячных годов горизонт планирования ограничивался годом.
Данные другого исследования, проведенного КPMG говорят о том, что 23% представителей наших деловых кругов стремятся к радикальным изменениям. Для сравнения: у тройки лидеров – Японии, Сингапура и Индии – этот показатель составляет 87, 84 и 72% соответственно. При этом российские бизнесмены активнее своих коллег из других стран рассчитывают на государственную поддержку, в том числе финансовую.
Комментирует депутат фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе РФ, член Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Константин Бесчетнов:
– Согласны ли Вы с оценками, приведенными в исследованиях?
– Не согласен: в отличие от западных и европейских держав, российский бизнес был готов к кризису, так как за последние восемнадцать лет переживал его не раз. Поэтому у нас сегодня ситуация намного лучше, чем в других странах.
Безусловно, в наступивших экономических условиях некоторые бизнесмены испытывают растерянность: возникают новые рынки, рвутся старые связи, деловые отношения, завязываются новые. Поэтому есть некая растерянность, неверные шаги, действия, как следствие, экономические показатели начинают падать.
Для того, чтобы ситуация начала резко меняться в лучшую сторону, мы должны достичь дна кризиса: русские долго запрягают, но быстро едут. Российские бизнесмены должны понять, что кризис – это не застой, наоборот, новые возможности для развития, которые нужно уметь видеть. Помочь ему в этом может государство: в стране есть потенциал, но нет умения и навыков. В той же Индии, умения и навыки нарабатывались столетиями. Или в Англии, история рыночных отношений гораздо длиннее, чем в России. Нам в этом плане очень не повезло в советский период, когда бизнесменов, как класс вообще не существовало, торговля приравнивалась к спекуляции, к чему-то постыдному, не правильному, преступному. И это мировоззрение, к сожалению, бытует в народе по сей день. Поэтому следует вырабатывать другие модели отношений, и тогда российский бизнес научится использовать свои преимущества, сможет развиваться, доминировать, осваивать новые экономические ниши.
– Почему российский бизнес не проводит длительного планирования, и почему он серьезно рассчитывает на поддержку со стороны государства?
– То что российский бизнес рассчитывает на поддержку государства, считаю, как минимум странно. Собственно, такую позицию поощряет само государство, так как допускает довольно много людей к госказне, в следствие чего та неэффективно расходуется. Именно из-за такой недальновидной политики и происходит задержка развития бизнеса, который надеется не на собственные силы, а на государство. С точки зрения эффективности – это крайне невыгодная, заведомо проигрышная позиция.
Это первое. Второе, что касается планирования. Понятно, что в условиях кризиса долгосрочно, на три-пять лет, планировать крайне затруднительно: очень много факторов можно упустить, проглядеть. Планировать следует среднесрочно или краткосрочно. Главное – не написать план, а выполнить его. Поэтому у многих руководителей возникает апатия и нежелание выстраивать стратегию. Вместе с тем, конкурентное преимущество получат те, кто запланирует продвижение своего бизнеса и будет настойчиво идти по пути его реализации, капитализирует его, и впишет в новую экономику России.
Отсутствие плана приведет к тому, что кто-то внесет в свои проекты чужой бизнес, впишет чужую роль под свои задачи, в итоге предприниматели потеряют дело и будут вынуждены работать уже на кого-то, а не на себя.
– Какие условия нужны для того, чтобы бизнес проводил более гибкую, дальновидную политику развития компании, в меньшей степени рассчитывал на поддержку со стороны государства?
– Российский бизнес отчаянно нуждается в мощной PR-поддержке. Поэтому о нем нужно, как можно чаще и позитивнее говорить в СМИ, показывая успешные примеры, благодаря которым развивается и модернизируется российская экономика. Перед молодыми, начинающими бизнесменами должен стоять положительный пример не Билла Гейтса, а российского успешного предпринимателям, которому следует подражать и у которого следует учиться. Только при таких условиях мы вырастим своих Фордов, Рокфеллеров и Вандебильтов.