Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Кризисные истории. Журнал "Глава семьи"

В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов. Один означает «опасность», а второй - «возможность». О первом значении все говорят в момент экономических потрясений, о втором вспоминают потом, когда финансовая буря миновала, и среди обанкротившихся компаний, разрушенных состояний, разоренных бизнесменов особо выделяются успешные люди, создавшие или развившие свое дело как раз во время кризиса. Нельзя сказать, что эти люди недооценивали опасность. Их секрет в другом: они сосредотачивались на возможностях. В материале «Главы семьи» - истории трех бизнесменов. Для одного кризис страшнее черта, второй не берется загадывать, что будет дальше, а третья уверена в своем будущем.

Машина за бизнес

Константин - хозяин павильона по продаже одежды в одном из торговых центров Екатеринбурга. Недавно он продал свою новую машину по цене на 30% ниже ее стоимости. Срочно понадобились деньги. «Весь бизнес фактически строится на кредитах. Берем деньги у банка, закупаем вещи, продаем, отдаем кредиты. Из долгов не получалось вылезти, никогда особо не шиковал, но и не бедствовал, - говорит Константин, настоятельно попросив не упоминать его фамилию. - Всегда было понимание, к чему стремиться и что будет происходить завтра. Теперь я ничего не знаю». Уверенность пропала в один печальный ноябрьский день (конечно, это был не один день, а несколько недель, когда Константин оббивал пороги банков), когда перестали давать кредиты. Точнее, дали лишь в одном банке. Под 25% годовых. Но впереди был традиционный «торговый сезон» - середина и конец декабря - когда всегда наплыв покупателей. Так и произошло. Потом наступил январь, время традиционного затишья и закупок одежды за рубежом. В долларах. Доллар вырос, а вещи не покупают. Проценты по кредиту капают. Нужно отдавать деньги.

Тогда Константин продал машину. «Выбирать было особо не из чего. Или продаю и погашаю кредит, или оказываюсь фактически банкротом», - поясняет предприниматель. Теперь осталось реализовать проданный товар и снова взять кредит, если дадут. «Все-таки надеюсь, что все это временно, с кредитами разберусь, а спрос на вещи будет. Кризис - не кризис, людям все равно нужно во что-то одеваться», - уверен Константин. Из личной «движимости» и недвижимости у него есть только квартира. Пускай большая, но единственная. Ее бизнесмен не собирается продавать ни при каком раскладе. «Если что, закроюсь, займусь чем-нибудь другим, - говорит он. - Но сейчас пока нет смысла об этом думать».

Дом, который не построил никто

История одной строительной компании сегодня, в условиях кризиса, похожа на истории, наверное, большинства застройщиков. Компания, о которой пойдет речь, работает на рынке строительства с 2004 года. Были планы, проекты, задачи, воплощать которые теперь не имеет смысла. И дело вовсе не в кредитах. Зачем они нужны, если продавать жилье некому? «У крупных банков есть деньги, но реальный сектор экономики не готов их взять. С какой целью банку выдавать строителю кредиты, чтобы они построили жилье, которое на рынке не покупается? Денег у людей стало меньше. Люди потеряли уверенность в завтрашнем дне, многие не знают, сократят ли их на работе», - поделился своими мыслями с «Главой семьи» руководитель компании Александр.

Он рассказал, что в прошлом году планировалось начать строительство трех объектов. Все необходимые документы на землю были получены, экспертизы пройдены, осталось вырыть котлован, заливать фундамент да строить. Но грянул кризис, и стало очевидно, что начинать новое просто глупо. «Хотели дополнительно приобрести технику, привлечь людей. Сейчас все наоборот. Готовы избавиться от части техники», - отмечает Александр. Раньше у него на постоянной основе работали 350 человек, но держать дальше такой штат тоже было нецелесообразно. Сегодня осталось лишь 110 человек. «Таким составом, наверное, будем выполнять намеченное, то есть заканчивать строительство уже
начатых объектов. Их достроим, можно будет выставлять на продажу, и когданибудь квартиры купят», - надеется предприниматель.

Что ожидает строительный бизнес в целом и его компанию, в частности, летом, он прогнозировать не берется. «Пока не понятно, будет ли правительство вмешиваться в ситуацию. Если будет, значит, сфера строительства получит у нас определенный толчок, если нет, то она фактически перестанет существовать. Пока у нас задача завершить то, что начато в этих неказистых условиях. Никаких планов насчет новых
объектов нет. Соответственно, наша компания вынуждена будет сократиться до минимального размера, полгода будем поддерживать жизнь, платить зарплату, а дальше - не знаю», - добавляет Александр.

Группы риска

По данным исследования Национального института системных исследований проблем предпринимательства, к наибольшей группе риска во время кризиса относятся компании, которые активно используют кредиты для производства, маленькие фирмы, производящие продукцию для средних и крупных предприятий, компании, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги, а также компании, работающие в сфере строительства. Более или менее спокойно, напротив, могут себя чувствовать предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса, компании, которые не пользуются кредитами, а также те, кто имеет административную поддержку или работает по госзаказу.


Красоте кризис не помеха

Более оптимистично смотрит в будущее Юлия Аяшева, директор ногтевых студий «Вуаля!» Ее бизнес связан с созданием маленьких шедевров на ногтях, то есть наращиванием ногтей и маникюром. Юлии кризис пока не никак не мешает развивать свой бизнес - ухоженные руки всегда в моде. «Сложно сказать, как скажется кризис на моем бизнесе, так как, например, перед Новым Годом увеличивается поток клиентов, и это обычное явление - все хотят быть красивыми. Да и сейчас интерес к услугам моей ногтевой студии не снижается. Так же, как и раньше приходят постоянные клиенты, и так же звонят и приходят новые люди», - рассказала «Главе семьи» Юлия Аяшева.

Осенью Юлия, несмотря на мировой кризис, создала вторую ногтевую студию. Тем более, что к помощи кредитов прибегать не пришлось. «Открыв первую свою студию, я знала, что не остановлюсь и когда-нибудь будет вторая. И так случилось, что открытие второй ногтевой студии совпало с началом кризиса. Хотя, конечно же, я переживала», - говорит Юлия Аяшева. Как оказалось, переживания были напрасными: вторая студия гораздо быстрее «набирает обороты», чем первая. «Общаясь с клиентами, я поняла, что женщины несмотря на кризис, все-таки хотят оставаться женщинами и ухаживать за собой, и выглядеть великолепно, возможно сокращая расходы на что-то другое. Не будем загадывать, но хочется верить, что все будет хорошо. Все, что нас не убивает, делает только сильнее», - уверена директор ногтевых студий.

Александра Качалова      

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости