Сергей Мигин, заместитель генерального директора Национального института системных исследований проблем предпринимательства
"Российская Бизнес-газета" №710 (26) от 14 июля 2009 г.
С 1 июля вступила в силу статья нового закона о госконтроле, предусматривающая переход на уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности взамен разрешительного. Однако реально воспользоваться им бизнес пока не в состоянии.
Идея новации проста и по нынешним временам более чем уместна - запретить истребование каких бы то ни было документов у предпринимателей, приступающих к наиболее массовым и относительно безопасным видам деятельности. В том числе "подтверждающих" бумаг, выдаваемых третьими лицами. По закону, предприниматели должны теперь сами заявлять о готовности соблюдать все требования, перечисленные в уведомлении, форму которого разработает правительство. При этом виды деятельности, на которые предполагалось распространить уведомительный принцип, мыслилось подбирать так, чтобы его преимуществами воспользовался прежде всего малый и средний бизнес.
Однако базовый постулат "ничего лишнего!" по ходу подготовки Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" претерпел неброскую для глаза, но существенную трансформацию. В проекте речь шла о любых предварительных разрешениях и согласованиях, в принятом тексте закона - лишь о документах, выдаваемых органами государственной власти и местного самоуправления. Но ведь не секрет, что значительное число экспертных заключений, справок и прочих документов предпринимателю приходится получать не в органах власти непосредственно, а в подведомственных или аффилированных структурах.
Так, открывая свое кафе или торговую точку, вы неизбежно будете иметь дело не только с представителями Роспотребнадзора, но и столкнетесь с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии". Для оформления ветеринарных документов придется обратиться в лаборатории системы государственной ветеринарной службы. Вам также придется согласовывать лимиты на отпуск электроэнергии и пройти не одну экспертизу, без которых доказать соответствие установленным требованиям никак не получится. И все это, естественно, небезвозмездно.
В результате возникает серьезный риск сохранения статус-кво в виде прежних административных барьеров, а у чиновника - вполне законное основание обойти запрет на запрет, фактически ничего не запрещая.
Еще большее искажение смысла нововведения может произойти на уровне подзаконных актов. Вопрос даже не в том, что к началу июля так и не подоспело соответствующее правительственное постановление (а ведь многое в законе оставлено на его усмотрение и именно его отсутствие остановило дело). Экспертов насторожила уже первая весенняя редакция проекта документа, определяющая поименный "уведомительный" перечень работ и услуг. Конкретизация списка, приведенного в законе, обернулась его заметным и зачастую малообоснованным сужением.
Административное давление чувствуется и в необходимости получения дополнительных разрешений и экспертиз. К примеру, регистрации контрольно-кассовой техники и подтверждении экспериментальным методом класса опасности образующихся отходов.
Пока проектируемая схема непроста и требует от бизнеса обязательств, связанных с исполнением массы запутанных и непрозрачных требований, да еще вкупе с жесткой ответственностью за недостоверные сведения. Вряд ли от всего этого жизнь предпринимателя станет намного легче.