Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Не с кого спросить. Интернет-журнал "Новая политика"

Проблема невыплаты зарплат усугубляется несовершенством законодательства

В минувший понедельник ситуация с выплатой зарплат в России вновь обострилась. Рабочие Чажминского судоремонтного завода Минобороны в поселке Дунай в Приморье положили на стол директору предприятия заявления о том, что они приостановили работу из-за невыплаты зарплаты. Как утверждает представитель профкома, речь идет о 23-миллионном долге завода перед своими работниками.

Отличительной чертой приморского конфликта стало то, что президент Дмитрий Медведев еще два месяца назад поручал полпреду на Дальнем Востоке и губернатору Приморья разрешить эту ситуацию. И вот итог.

Очень возможно, что вслед за рабочими Чажминского завода могут пойти тем же путем и сотрудники других предприятий: "пикалевский синдром" с попыткой перекрытия дорог и в других регионах России свидетельствует о возможности такого развития событий.

Еще в мае аналитики группы компаний HeadHunter, занимающейся рекрутингом, провели исследование, показавшее: в 58 % компаний зарплаты не выдаются вовремя. При этом на предприятиях, где численность работников не превышает 50 человек, зарплату задерживают в 69 % компаний, на крупных (более 1000 человек) – вдвое реже, в 34 %.

"В малом бизнесе, – комментирует эти данные эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов, – задержки зарплат существовали и раньше. Работники малых предприятий в этом отношении менее всех защищены: сотрудник вряд ли пойдет жаловаться на работодателя, боясь немедленно потерять работу. А работодатель всегда чувствовал здесь себя спокойнее. Теперь же, в кризис, когда сократился спрос, практически нет доступа к заемным средствам, хозяева малых предприятий вынуждены искать, на чем сэкономить. И экономят на зарплатах".

Ответственность за невыплаты у нас по закону несет официальный глава предприятия, а не его владелец

Официальная статистика показывает, что объем задолженности по зарплатам с начала года неуклонно рос. Очень резко – на 93 % – эта задолженность выросла в ноябре 2008 года, достигнув 7,76 миллиарда рублей. Однако в декабре она сократилась на 39,8 % (до 4,674 миллиарда рублей). Увы, это был единичный отрадный факт. В январе рост задолженности по зарплатам составил 49 %, в феврале – 16 %, в марте – 8,3 %. По данным Росстата, на 1 апреля 2009 года объем задолженности предприятий работникам составлял 8,75 миллиарда рублей.

Лишь на прошлой неделе, выступая на совместном совещании Генпрокуратуры с представителями полпредства в ЦФО, генеральный прокурор России Юрий Чайка заявил, что задолженность по зарплатам сократилась до 7,2 миллиардов рублей. И хотя само снижение долга – фактор, безусловно, положительный, цифра задолженности остается очень велика. К тому же есть и еще один немаловажный момент.

"Официальные сокращения зарплат и их невыплаты в малом бизнесе в ряде случаев связаны с уходом части бизнеса в тень, – уверен Алексей Шестоперов. – Хозяева малых предприятий экономят на налогах. А работники, с одной стороны, боятся увольнений, с другой стороны, считают: зачем поднимать шум – вдруг завтра будет лучше. Вспомним то же Пикалево, где люди полгода терпели, прежде чем устроить акции протеста".

Как действовать тем же прокурорским работникам в ситуации, когда никто не жалуется и все вроде бы довольны?

Но и в тех случаях, когда кажется, что виновные найдены, дело обстоит не так просто. Чайка назвал в своем выступлении нескольких конкретных руководителей предприятий: гендиректора Новой ивановской мануфактуры Вячеслава Ермилова (700 работников, долг по зарплате – 14 миллионов рублей), гендиректора ДСК-3 Дмитрия Копырина (3000 работников, долг – 120 миллионов рублей), гендиректора Промзавода Сергея Лашкова (400 работников, долг – 4,5 млн. рублей) и гендиректора Московского экспериментального завода древесно-стружечных деталей Алексея Толстых (417 рабочих мест, долг – 46 млн. рублей).

Однако проблема в том, что самый крупный из названных должников не является отдельным самостоятельным предприятием, а входит в группу ПИК. И претензии, на самом деле, должны предъявляться не Дмитрию Копырину, а совсем другим людям. Просто ответственность у нас по закону несет "работодатель" – официальный глава предприятия, а не владелец контрольного пакета акций, являющийся фактическим главой. И пример с ДСК-3, где ответственность за задержку зарплаты должен нести гендиректор комбината, а не реальный владелец группы ПИК – яркое тому подтверждение.

Уголовная ответственность за невыплату заработной платы установлена у нас в стране статьей 145.1 УК РФ. Согласно ее первому пункту, "невыплата свыше двух месяцев зарплаты, совершенная работодателем из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере от 120 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет". Второй пункт статьи определяет еще более суровые кары для тех, по чьей вине "невыплата зарплаты свыше двух месяцев повлекла тяжкие последствия". В данном случае "работодатель наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового".

Но работодатель-то кто? Кто имеет шанс оказаться на три года в "местах не столь отдаленных" за тяжкие последствия, причиненные невыплатой зарплаты? Да именно тот, у кого в вопросе обеспечения работников этой самой зарплатой меньше прав, зато больше ответственности.

Сокращения зарплат и их невыплаты в ряде случаев связаны с уходом части бизнеса в тень

Есть у нас и административная ответственность за нарушение сроков выплаты заработной платы, установленная статьей 5.27 КоАП РФ. Согласно ее первой части, за совершенные впервые нарушения законодательства о труде и об охране труда положен штраф в размере от 5 до 50 МРОТ. Он накладывается на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Также возможно "административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток" для юридических лиц.

Лица, "ранее подвергнутые административному наказанию за аналогичное административное правонарушение", могут (согласно второй части указанной статьи) быть подвергнуты наказанию "в виде дисквалификации на срок от одного до трех лет".

Однако и здесь речь идет о "должностных лицах". У нас в законодательстве учтена должность "хозяин"? А ведь хозяин и директор зачастую являются одним и тем же лицом только в малом бизнесе. Чем крупнее предприятие, тем чаще это – разные люди.

Разумеется, премьер Путин, решив посетить бунтующее Пикалево, захватил с собой Олега Дерипаску. Более того, господин Дерипаска поставил свою подпись под составленным там документом. Но кто он такой на пикалевском заводе с точки зрения российского законодательства? Какую ответственность он может нести по суду? Да никакой. Он может лишиться своих денег, вложенных в предприятие, если оно обанкротится. А по закону за невыплату зарплаты ответит наемный директор. Человек, к которому не стоит даже обращаться на этот счет. Ведь деньги-то не его.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости