Госслужащих обязали сообщать о каждой предложенной взятке.
Соблюдение и защита прав граждан определяют основной смысл работы государственных служащих. Такое положение Президент РФ Дмитрий Медведев внес в правила служебного поведения российских чиновников.
Президентский указ, утвердивший эти правила, действует в России с 2002 года. В этом году было решено внести в него поправки. В связи со вступлением в силу федерального закона «О противодействии коррупции» для чиновников вводятся дополнительные ограничения и устанавливаются дополнительные обязанности. В итоге госслужащие получили свои восемнадцать «заповедей». Правда, на премьер-министра, федеральных министров, губернаторов, судей и депутатов эти правила не распространяются.
Итак, государственный служащий должен добросовестно исполнять свои служебные обязанности, соблюдать законы и внутренние инструкции. При этом он обязан не оказывать предпочтения профессиональным или социальным группам и организациям, исключать действия, «связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей». То есть черным по белому написано, что для чиновника, от которого зависит принятие решения, все стоящие к нему в очередь граждане должны быть равны. Никакие заветные слова вроде «я от Ивана Ивановича» не могут быть пропуском на прием вне очереди.
В то же время сегодня не существует механизмов контроля за исполнением чиновниками правил служебного поведения. Ни в самом указе, ни в законе о государственной гражданской службе, ни в пакете антикоррупционных законов такие механизмы не оговорены. Так что новые правила, по оценке некоторых столичных экспертов, это своего рода некий моральный кодекс, за неисполнение которого уголовная ответственность не предусматривается.
Отныне чиновники обязаны «уведомлять представителя работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений». В прошлом году депутаты Госдумы, обсуждая антикоррупционное законодательство, похожее положение из него решили убрать. По мнению законотворцев, если обязать чиновника сообщать о том, что кому-то из его коллег собираются дать взятку, это может привести к возрождению в стране повального стукачества.
Подобные опасения год назад высказывали и сотрудники областной администрации. В январе 2008 года, еще до принятия федерального антикоррупционного пакета законов, первый вице-губернатор Мурманской области Александр Макаров заявил о необходимости принятия регионального кодекса поведения чиновника. В этом документе планировалось записать: если человек пришел в законодательную или исполнительную власть из бизнеса, то он не имеет права действовать в интересах этого бизнеса. Предполагалось, что с чиновниками, которые занимают государственные должности, так сказать, повышенной «коррупционности», будут заключаться срочные контракты. И в каждом таком контракте будет обязательный пункт: нарушение кодекса поведения госслужащего является основанием для разрыва контракта. Но до появления регионального «кодекса бюрократа» тогда дело так и не дошло.
Марина КУМУНЖИЕВА.
К теме
В ноябре-декабре 2007 года Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства по заказу областного департамента законопроектной деятельности и реформы местного самоуправления провел в Мурманской области исследование общественного мнения. Оно показало, что только 33 процента северян, обращавшихся в органы власти, оценили качество полученной государственной услуги как приемлемое. О том, изменилось ли за два года мнение жителей Заполярья, в частности, о работе муниципальных чиновников, можно будет судить по итогам соцопроса, который в июне провел в области Северо-Западный Центр социологии, маркетинга и коммуникаций.