Сегодня в Волгограде насчитывается больше тридцати тысяч предприятий малого и среднего бизнеса с общей численностью работающих около 450 тысяч человек. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Волгоградская область – абсолютный лидер и по числу МП на душу населения, и по доле занятых в этой сфере. В чем секрет? |
С началом лета администрация Волгограда пересчитала индивидуальных предпринимателей. По данным чиновников, число медленно, но верно растет. В настоящее время зарегистрировано свыше 30 тысяч индивидуальных предпринимателей, восемь с лишним тысяч юридических лиц, работающих в сфере малого и среднего бизнеса. Более 50% малых и средних осуществляют свою деятельность в сферах торговли, бытового обслуживания, строительства, ремонта автотранспортных средств и домашней техники. Оборот малых предприятий в Волгоградской области составляет 28,5 млрд рублей в год. Для сравнения: региональный бюджет – 55,4 миллиарда. Власти довольны: область развивается. Каждому – по кризису Возможно ли вести честный и одновременно доходный бизнес в России? По результатам опроса, проведенного исследовательским центром «Ромир мониторинг», 59% опрошенных россиян в это не верят, 45% считают, что понятия «прибыльность» и «прозрачность или честность» заведомо несовместимы, 42% во всем полагаются на взятки и лишь 27% считают, что честно вести свое дело мешают высокие налоги. Волгоградец Сергей Черненков ушел в бизнес сразу после перестройки. Сейчас преуспевает, но говорит, что раньше было меньше чиновничьего произвола, а правовая база отличалась гораздо большей стабильностью. Сегодня, по словам Черненкова, открыть в Волгограде свое дело – проблема. «Взял кредит на определенную сумму, а в течение года изменились налогообложение, арендная плата, и отдать банку деньги уже нереально», – замечает Черненков.– Он программист. Руководит компанией, поставляющей IT-разработки. С трудностями кредитования ему, как и многим представителям малого бизнеса Волгограда, приходится сталкиваться постоянно. Развивать некогда созданное при поддержке родственников предприятие все сложнее. «Сейчас мне необходимо докупить основные средства и получить кредит, – рассказывает Сергей Черненков. – Я обращался во многие банки, но получил отказ. Большинство волгоградских предпринимателей выходят из положения, получая потребительский кредит. Хотя это и не по назначению, но многие начинают дело именно на такие деньги…» Кризис отразился на малом бизнесе напрямую. Среднестатистический россиянин стал меньше потреблять. По оценкам специалистов, платежеспособный спрос волгоградцев упал примерно на 20 процентов. А тут еще банки ужесточили политику. «Если раньше для получения кредита малому бизнесу под залог движимого и недвижимого имущества заемщика достаточно было иметь полгода эффективной работы, то сегодня этот срок удвоился, – комментирует Максим Дудин, заместитель председателя Волгоградского отделения общественной организации «Опора России». – К кредитованию этого сегмента банки всегда подходили с осторожностью. Малые предприятия и частники не считались надежными заемщиками, а потому большого желания работать с ними банки не выказывают и по сей день. Даже несмотря на то, что в последние три года объем кредитования малых в нашем регионе рос, реальные потребности, по мнению экспертов, удовлетворялись только на 10 процентов. А сегодня и того меньше – на пять…» Свое отношение к ЧП и ПБОЮЛ банкиры объясняют непрозрачностью местного малого бизнеса и отсутствием у них надежных залоговых средств, так называемого ликвидного имущества. Что, к примеру, взять с мастерской бытовой техники или парикмахерской, кроме инструментария, груды запчастей да кучи остриженных волос? А если к тому же предприниматель успел «засветиться» в банках как недобросовестный клиент, то и вовсе – прости-прощай. В нынешних условиях банки стали еще более разборчивы. «Если бы для недобросовестных клиентов создали какой-нибудь Фонд содействия кредитованию малого бизнеса, то он бы мог выступить поручителем и в качестве дополнительного обеспечения, – считает Маргарита Пронина, владелица салона красоты. – А сегодня получается, что начинающие предприниматели могут и не начинать. А когда кончится кризис, не знает никто…» А предпринимателей все больше… Как ни парадоксально, число предпринимателей в Волгограде, несмотря на трудности, не уменьшается, а только увеличивается. Стремительное развитие малого бизнеса в городе на Волге началось в 2006 году, когда были разрешены основные противоречия в отношениях власти с коммерсантами. Ситуацию улучшили законодательные и нормативные акты Городской думы, касающиеся аренды муниципальной собственности. Была определена взаимовыгодная такса за пользование городским нежилым фондом. Она действует и по сей день, арендная плата для малого и среднего бизнеса в течение этого года остается на уровне 2008-го. По мнению большинства предпринимателей, 6000 руб. за 1 кв. метр коммерческой недвижимости в год – это много, но посильно. Кроме того, принято решение о безвозмездной передаче сроком на пять лет представителям малого и среднего бизнеса муниципальных нежилых помещений, не востребованных съемщиками в течение трех лет. В Волгограде работает координационный совет по предпринимательству, при котором действуют межведомственные комиссии, которые в свою очередь исследуют и обобщают проблемы малого и среднего бизнеса, создают механизмы их решения, продвигают предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, финансово-кредитной, налоговой политики. Параллельно власти города активно привлекают инвестиции. Многие волгоградские предприниматели работают по франчайзингу, то есть покупают право на использование брэнда известной фирмы и реализуют ее продукцию. «Если верить статистике, желающих начать свое дело меньше не становится, – констатирует Александр Новиков, руководитель городского департамента по развитию предпринимательства. – Есть незанятые ниши, открыть свое дело можно практически в любой сфере. До минимума упрощена процедура регистрации индивидуального предпринимателя. Проводится она территориальными налоговыми инспекциями в течение пяти дней, стоимость – до 5000 рублей. Для регистрации достаточно предъявить паспорт и ИНН. Кроме того, некоторые банки Волгограда пересматривают кредитную политику: они готовы работать над услугами и продуктами, чтобы максимально приблизить их к запросам бизнес-сообщества…» По информации комитета по предпринимательству администрации Волгограда, наиболее привлекательной для новоявленных предпринимателей отраслью является строительство. Здесь прирост числа ИП за первое полугодие составил 17,7 процента. На втором месте по темпам – транспорт и связь. Здесь предпринимателей стало больше на 12,2 процента. В обрабатывающих отраслях их прибыло на 5,7 процента. Малый и средний бизнес охватывает все сферы экономики города. Отраслевая структура в последние годы не меняется. Наибольшее число предпринимателей – в оптовой и розничной торговле, бытовом обслуживании. Успешно развивается рынок информационных услуг и связи, транспорт. По оценке специалистов администрации Волгограда, во втором полугодии ожидается увеличение доли малых и средних предприятий в сфере бытовых услуг. Регионы с наивысшим уровнем развития малого бизнеса (количество МП на 100 тыс. жителей) 1. Волгоградская обл. – 559,6 2. Томская обл. – 550,7 3. Новосибирская обл. – 504,6 4. Ярославская обл. – 410,6 5. Камчатский край – 405 6. Приморский край – 345,7 7. Рязанская обл. – 343,5 8. Липецкая обл. – 342,2 9. Санкт-Петербург – 337,1 10. Самарская обл. – 327,8 … 19. Москва – 275,1 В среднем по стране – 199,1 Источник: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Регионы с максимальной занятостью жителей на предприятиях малого бизнеса (в процентах от общей численности трудоспособного населения без учета совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) 1. Волгоградская обл. – 29,0 2. Санкт-Петербург – 20,9 3. Калужская обл. – 18,7 4. Рязанская обл. – 17,9 5. Новосибирская обл. – 17,5 6. Томская обл. – 17,4 7. Ивановская обл. – 17,2 8. Воронежская обл. – 16,8 9. Еврейская АО – 16,7 10–11. Алтайский край – 16,6 10–11. Ярославская обл. – 16,6 … 80. Москва – 7,8 В целом по стране – 12,6 Источник: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Евгения Серкова |