Сегмент малого и среднего бизнеса (SMB) из-за кризиса сдал позиции - количество предприятий и их оборот заметно уменьшились. Однако малый бизнес отличается от среднего и крупного тем, что у компаний этого сектора зачастую нет ни IT-департаментов, ни выделенного штатного сотрудника, занимающегося развитием IT. А потому интеграторы могут быть спокойны: даже в условиях экономического спада для малого бизнеса с точки зрения объема потребления IT-услуг мало что изменится.
Прошедший год стал не лучшим для малого бизнеса. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) на 1 января 2009 года в целом по РФ было зарегистрировано 282,7 тыс. малых предприятий. Это на 1,5% меньше, чем в начале 2008 года, и лишь на 0,4% больше, чем в III квартале 2008 года. Наиболее активно малый бизнес развивается в регионах: по данным НИСИПП самым плодовитым федеральным округом по количеству малых предприятий на 100 тыс. человек в 2008 году стал СЗФО. Здесь же наблюдается наибольший оборот малого бизнеса на душу населения (около 117,5 тыс. руб., что на 54,4% превышает средний по России уровень). Однако достижения Северо-Западного федерального округа не изменили картину в целом. Наряду с количеством малых предприятий в России сократились и их финансовые показатели. В частности, по итогам 2008 года совокупный оборот малого бизнеса составил немногим более 10 трлн руб. (против 15,5 трлн руб. в 2007 году).
К факторам, оказывающим негативное влияние на SMB, эксперты НИСИПП относят, прежде всего, кризис ликвидности в банковском секторе. Малый бизнес традиционно испытывает острую потребность в краткосрочных кредитах, которые в основном использует для пополнения оборотных средств. Однако под влиянием кризиса банки существенно снизили объемы кредитования малого бизнеса. И хотя его зависимость от банковского финансирования в отличие от крупных и средних предприятий не очень сильна, это негативно сказалось на развитии всего сектора рынка.
Большие надежды на SMB
Скромные достижения малых предприятий в 2008 году стали поводом для пессимистичных оценок перспектив развития IT в этом сегменте. По мнению Вадима Ванькова, директора по маркетингу ОАО "Комкор" (торговая марка "АКАДО Телеком"), малый и средний бизнес наиболее подвержен кризисным явлениям, и в случае их усугубления ориентированные на этот сегмент поставщики IT-услуг пострадают первыми. В беседе с корреспондентом "Стандарта" Константин Усаковский, руководитель отдела среднего и малого бизнеса компании "АйТи", сообщил, что бюджеты на развитие большинства компаний, в том числе и SMB, заморожены.
Однако, согласно исследованию аналитической компании ITResearch, несмотря на финансовые проблемы, замораживание инвестиций в IT-проекты практикует лишь 30% компаний, тогда как 20% предприятий не планируют сокращать издержки на IT. Кроме того, развитие малого предпринимательства провозглашено одним из ключевых приоритетов государственной антикризисной политики. "Малый и средний бизнес играет все возрастающую роль в экономической жизни России, в диверсификации и модернизации ее экономики, создании новых рабочих мест, формировании массового и устойчивого среднего класса. Решение подобных задач особенно важно в условиях глобальных финансово-экономических трудностей. В связи с этим поддержка данного сектора предпринимательства находится в числе безусловных приоритетов правительства России", - говорится в письме Владимира Путина, адресованном участникам IX Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий, которая состоялась в Москве в конце весны.
Все это дает основания предполагать, что по итогам 2009 года уровень совокупных затрат на IT в сегменте SMB будет сопоставим с 2008 годом. Сергей Хомяков, руководитель компании Nortel по корпоративным продажам и решениям в России и СНГ, убежден, что постепенное увеличение количества малых и средних предприятий, а также поступательное качественное развитие их бизнеса позволяют прогнозировать высокий спрос на SMB-решения даже в сложный экономический период.
Давно замечено, что в России доходы от IT-услуг в корпоративном сегменте подчиняются закону Парето, согласно которому 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата. В середине прошлого года количество проектов в сегменте SMB у IT-компаний в среднем относилось к проектам у крупных заказчиков как 80/20, а доход от них - ровно наоборот. Однако интеграторы отмечают, что на фоне кризиса доля доходов от IT-услуг для SMB как минимум не снизилась, а в некоторых случаях даже выросла по сравнению с результатами прошлого года. "Большую часть доходов мы получаем от работы с крупными заказчиками, а доля SMB в обороте компании за прошлый год составила около 8%", - сообщила Светлана Грибкова, директор департамента SMB компании "Открытые Технологии". По ее словам, в первые два квартала 2009 года эта цифра не изменилась. "Ранее мы больше ориентировались на крупных корпоративных клиентов, а теперь дифференцировали подход и активизировались в сегменте SMB", - комментирует Анна Любинская, заместитель технического директора по развитию бизнеса компании ISG.
От коробок к услугам
По мнению Константина Усаковского из компании "АйТи", спрос на IT в сегменте малых предприятий развивается по сценарию крупных организаций, которые в условиях кризиса максимально осторожно инвестируют в любые инновационные проекты. "Это связано с тем, что IT-бюджеты были пересмотрены с акцентом на поддержку операционной деятельности компаний", - поясняет Константин Усаковский. При этом структура спроса на IT-услуги в условиях кризиса смещается от внедрения IT-решений в сторону их обслуживания. В связи с этим растет спрос на IT-аутсорсинг, тогда как консалтинг и интеграция востребованы в меньшей степени. "Кризисные явления в мировой экономике заставили компании по всему миру провести переоценку показателей эффективности работы, заново взглянуть на проблемы снижения затрат и стремиться к максимальной отдаче от имеющихся ресурсов", - комментирует Светлана Грибкова из "Открытых Технологий". По ее словам, помимо аутсорсинга, у SMB-клиентов востребованы также решения для виртуализации, которые позволяют сократить расходы на электроэнергию, уменьшить цикл развертывания новых сервисов и обеспечить динамическую балансировку вычислительных ресурсов. Однако пока далеко не все малые предприятия могут себе это позволить.
В целом различия в потребностях SMB и крупного бизнеса в сфере IT-услуг продолжают стираться. Однако малые предприятия куда более осторожно относятся к решениям и услугам, реальная отдача от которых не очевидна в ближайшей перспективе. "Правильное использование большинства IT-решений ведет к повышению эффективности бизнеса и вполне формализованной экономической выгоде, но это не всегда можно увидеть за два месяца. И если крупные компании уже давно оценили влияние информационных технологий на конкурентоспособность бизнеса и его управляемость, то у малых предприятий такое понимание присутствует далеко не всегда", - сетует Константин Усаковский из "АйТи". По его словам, это достаточно большая проблема для IT-рынка, которая в свете кризиса только усугубляется.
Рынок IT в секторе SMB исторически развивался обособленно от крупных IT-компаний и в основном был наводнен так называемыми "коробочными" решениями. Однако, по мнению Светланы Грибковой из "Открытых Технологий", кризис заставил малые предприятия более внимательно относиться к использованию пространства, расходу электроэнергии, а также производительности IT-инфраструктуры и общей стоимости владения ею. В условиях кризиса эти показатели одинаково волнуют предприятия любых масштабов. Анна Любинская из ISG полагает, что интеграторы могут проецировать на SMB наработанные подходы к работе с крупными заказчиками. При этом сегмент крупных предприятий всегда будет оставаться наиболее привлекательным для IT-компаний, поскольку даже в условиях экономического спада отдача от него значительно больше, чем от SMB. Однако в сложившейся ситуации у поставщиков IT-услуг и, в первую очередь, у IT-аутсорсеров появилась возможность отточить технологии работы с SMB-клиентами и занять новую рыночную нишу.
"И Enterprise, и SMB - привлекательные сегменты для поставщиков IT-услуг, однако любой IT-проект это, прежде всего, выстраивание доверительных и взаимовыгодных партнерских отношений с заказчиком", - комментирует Константин Усаковский из "АйТи". По его словам, обсуждение IT-проекта с небольшой компанией часто оказывается более трудозатратным, чем общение с крупным заказчиком. Далеко не всем интеграторам такая работа интересна и выгодна, поэтому наиболее крупные из них достаточно осторожно и избирательно подходят к работе в сегменте SMB. Причем, по мнению Светланы Грибковой из "Открытых Технологий", на успех в этом деле могут рассчитывать только те из поставщиков IT-услуг, кто уже успел выработать комплексные решения для SMB. Несмотря на более скромные по сравнению с крупными компаниями потребности, IT-инфраструктура малых предприятий требует уже не "коробочных" поставок, а достаточно сложных интеграционных услуг.
Совокупные инвестиции малых предприятий РФ в основной капитал в 2008 г. (млрд руб.)
Источник: НИСИПП
IT-стратегия компаний в России
в условиях кризиса
Данила Шеповальников