Дмитрий Медведев провел совещание по малому бизнесу: оказалось, что "кошмарить" предпринимателей не перестали.
Получается, что борьба за свободу от произвола чиновников идет, а произвола меньше никак не становится. Прокуратуре в очередной раз поручили изучить вопрос. Однако эксперты продолжают сомневаться в эффективности принимаемых мер.
— Мы не видим, чтобы проверок становилось меньше,— заявила "Огоньку" Елена Панфилова, гендиректор Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р".— Наоборот, в некоторых случаях число таких проверок растет. Например, нам сообщили граждане и предприниматели, что на таможне появились новые требования по фитосанитарному контролю ввозимых подержанных машин. Понятно, что каждая новая справка — это дополнительные возможности для вымогательства, а подобные требования часто не поддаются общественной огласке и предприниматель просто ставится перед фактом.
Кстати, по данным Федеральной налоговой службы, в первом полугодии 2009 года в России появилось почти вполовину меньше новых коммерческих организаций, чем за тот же период прошлого года. Другая неутешительная цифра: за первые шесть месяцев этого года свой бизнес закрыли 250 тысяч бизнесменов. Прежде всего это связано с кризисом, но и коррупция развитию малого и среднего предпринимательства явно не помогает.
Книга жалоб и предложений
Президент получил множество отзывов, всего на момент сдачи номера на соответствующий пост было оставлено 549 комментариев. Среди них и жалобы предпринимателей. Так, пользователь zttt из Свердловской области пишет, что чуть ли не каждый месяц приходилось ходить в налоговую по различным делам. "Один раз они "потеряли" мою отчетность. При этом они же не разбираются ... сразу счет блокируют. Общение с налоговой стало отнимать столько времени и усилий, что заниматься фирмой стало совершенно бессмысленно". Житель Екатеринбурга grumbler eburg не смог продать свою ИТ-разработку, потому что "все виденные мной конкурсы городского и областного уровня рассчитаны на победу избранной организации". У предпринимателя из Московской области vaniller, который занимается реализацией лома черных и цветных металлов, другая беда: "За последние полгода уже дважды повысились тарифы на перевозку грузов по железной дороге". sun13moon из Санкт-Петербурга не может выкупить помещение для бизнеса у городской администрации, потому что "чиновники завышают оценку помещений в два раза". А у директора строительной компании elenakul (Ростов-на-Дону) не получается взять кредит на строительство: банки просто смеются, даже заявку не хотят рассмотреть — фирма, по их мнению, слишком молодая.
Надо не бояться судиться
Владимир Буев, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства
— Среди тех мер, которые приняли и которые реально работают,— закон о защите малых предприятий при проведении всевозможных проверок. Лучше всего показала себя норма, по которой внеплановые проверки можно проводить только с согласия прокуратуры. Статистика из регионов впечатляет: к примеру, в Свердловской области за два месяца контрольные органы подали свыше 300 заявлений на внеплановые проверки. Более чем в 200 случаях прокуратура отказала. Дошло до смешного: одно из местных предприятий в марте проверил Роспотребнадзор, никаких нарушений не нашел, а оно вновь оказалось в списке на проверку. Или Тверская область: 89 заявлений — в 31 случае отказано. Хотел бы уточнить: сейчас, во время кризиса, обороты малого бизнеса и так уменьшились, поэтому стало сложнее платить чиновникам.
К сожалению, другие меры пока что работают хуже. Так, ограничение времени проверок пока не работает. Должна сложиться правоприменительная практика: предприниматели, которых проверяют больше положенного, должны подавать в суд, также подобные нарушения необходимо отслеживать прокуратуре.
Больше всего нареканий вызывают проверки Ростехнадзора, Роспотребнадзора. А вот пожарные стали давить на бизнес гораздо меньше. Много жалоб поступает на муниципальные органы контроля. Сегодня, считаю, власть все делает правильно, есть и политическая воля решить проблему, но, как показывает западный опыт, это системный вопрос. Коррупцию надо победить в обществе, тогда и малый бизнес от нее страдать не будет.
Брифинг
Игорь Юргенс, вице-президент РСПП
— Было знаменитое заявление президента "Прекратите "кошмарить" бизнес", после этого было несколько разъяснений, поправок в закон, затем спецпрограммы Эльвиры Набиуллиной по помощи малому и среднему бизнесу... И так далее. Ничего не работает! Сегодня моя приятельница, я назову ее средним бизнесменом, получила предложение от налогового инспектора, который приехал с регулярной проверкой, не надеясь ничего найти, потому что абсолютно все чисто. "Чтобы тебя не отвлекать от бизнеса, мы объемы твои подсчитали, 21 млн вот туда принеси, и я не буду тебя "кошмарить", а так три месяца будут носить твои документы".
Источник: "Эхо Москвы"
Иван Грачев, лидер общественного движения "Развитие предпринимательства", депутат Государственной думы
— Начиная с 1993 года малое предпринимательство работало в постепенно ухудшающемся климате. Достаточно посмотреть на налоговые условия, предусмотренные старым законодательством, когда в первые годы существования малого предприятия вообще можно было не платить налог на прибыль, и сравнить с тем, что есть сейчас. Были отдельные проблески... Но в целом, безусловно, никаких переломов в судьбе малого предпринимательства не наблюдалось и не наблюдается. В кризис же в крайне тяжелом положении оказались до трети малых предприятий.
Источник: Радио "Свобода"
Сергей Борисов, президент "Опоры России"
— Я могу перечислить те меры, которые предпринимаются в странах, где развитие малого бизнеса — один из важнейших приоритетов для государства. Это, во-первых, наличие специализированных структур, таких как Администрация малого бизнеса (SMA) в США, а также структур, продвигающих малые предприятия на международные рынки, таких как Jetro в Японии. Во-вторых, в тех странах ... эту тему курирует лично глава государства. Кроме того, действуют десятки программ поддержки, рассчитанные на разные слои населения. Созданы и эффективно используются инфраструктурные объекты — бизнес-инкубаторы, промышленные и технопарки.
Источник: "БИЗНЕС Online"
Фото: Алексей Куденко/Коммерсантъ