Руководитель направления «Национального института системных исследований проблем предпринимательства» Алексей Шестоперов
о сокращении числа предприятий:
Возможно, это [сокращение количества малых предприятий в сфере образования и здравоохранения] связано с уходом отдельных предприятий в теневой сектор либо разукрупнением предприятий, поскольку эта статистика не включает микропредприятия. Возможно, некоторые малые предприятия сокращали количество сотрудников и поэтому переходили в категорию микропредприятий. Эти рассуждения справедливы и для других сфер деятельности, но для образования и здравоохранения в большей степени.
Но я бы обратил внимание на другие сферы деятельности, например, оптовую и розничную торговлю, где относительное сокращение количества предприятий не такое большое, но в абсолютном выражении большее количество предприятий ушло с рынка. Если в здравоохранении и прочих социальных услугах 1500 предприятий ушло, то в оптовой и розничной торговле – 15 тысяч. Эти предприятия либо прекратили существование, либо ушли в теневой сектор, либо, сократив количество сотрудников и уменьшив масштаб деятельности, превратились в микропредприятия.
о сокращении инвестиций:
Инвестиции – это зависимый показатель. В отличие от числа занятых и оборота, которые считаются здесь и сейчас, инвестиции были запланированы за определенный период времени. Значит, малые предприятия в середине – конце прошлого года меньше внимания им уделяли, чем крупные, что и вылилось в отставание по инвестициям в первом квартале 2009-го. У малых предприятий меньше ресурсов, они сталкиваются со специфическими проблемами, и средства уходят на решение именно этих проблем, связанных с арендной ставкой, с административными барьерами, с доступом к дополнительному финансированию.
о росте числа предприятий в Северо-Западном и Уральском федеральных округах:
Этот интересный факт можно попытаться объяснить тем, что в этих регионах, в первую очередь, региональные власти задумались о поддержке малых предприятий, и у граждан было больше стимулов начинать свое собственное дело. Вполне возможно, что некоторые граждане, которые работали на крупных предприятиях и были уволены (особенно в Уральском федеральном округе – он же промышленный), были вынуждены открывать собственное дело, уходить в сферу малого предпринимательства.
о качестве российской статистики:
К сожалению, мы не имеем возможности оперировать данными по микропредприятиям, поскольку их считают не поквартально, а раз в год. Поэтому эти данные отражают только половину положения малых предприятий. Есть два критерия отнесения к малым предприятиям – число занятых и выручка. Число занятых было прописано в законе, а постановление правительства, устанавливающее предельное значение выручки, вышло только в середине 2008 года. Это тоже отразилось на статистике.
о росте оборотов в секторах распределения электроэнергии, газа и воды и предоставления коммунальных услуг:
Вполне возможно, это связано с ростом тарифов ЖКХ. Плюс некоторые смежные сектора, например, рестораны и гостиницы, которые тоже росли, больше потребляли газа и воды. Сектор ресторанов и гостиниц вырос, скорее всего, за счет дешевых услуг общепита. Потребители стали переходить в более дешевые ниши. Кроме того, возможно, что рост в электроэнергетики был за счет запланированных ранее инвестиций. Это связано с модернизацией инфраструктуры.
Николай Дзись-Войнаровский