Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Невыносимая легкость ведения малого бизнеса. "Cogita!ru"

Что представляет из себя малый бизнес Петербурга? Где проходит грань между реальными проблемами предпринимателей и декларациями властей?.. В этом попытался разобраться Андрей Рысев.

За первое полугодие 2009 года в Петербурге число малых предприятий увеличилось на 6,3 тысячи. Такие данные на заседании правительства 4 августа сообщил глава Комитета экономического развития города Сергей Бодрунов. По его же словам сфера малого бизнеса «оживилась». Всего же, по словам председателя комитета, в городе существует «почти 268 тысяч» субъектов малого бизнеса. Также глава комитета отметил, что количество субъектов малого бизнеса на 100 тыс. жителей города составляет 584,4, что «выше среднероссийского показателя почти в 7 раз». При этом, Сергей Бодрунов подчеркнул, что Петербург – единственный российский город, соответствующий стандартам ЕС по уровню развития малого предпринимательства и существенно опережающий все другие российские регионы, включая Москву.

Городское правительство, в том числе и в рамках антикризисных мер предложило в этом году различные формы поддержки малого бизнеса, отметил чиновник. 4,5 тыс. предпринимателей получили финансовую помощь, заключено 586 договоров на предоставление субсидий на сумму 120 млн рублей.

Тем не менее, за этим фасадом «оживления» малого бизнеса скрыты немало любопытных подробностей.

Торговля на продажу

Самым громким скандалом в последнее время стала ситуация с Хасанским рынком. Еще 16 апреля 2005 года губернатор Санкт-Петербурга осмотрела территорию рынка. Она особо отметила грязь и неухоженность территории рынка, а сам рынок назвала «потемкинскими деревнями». В итоге Валентина Матвиенко пообещала, что в ближайшее время в связи с окончанием срока аренды участок будет разбит на лоты и выставлен на торги целевым образом под торговую зону. При этом губернатор заявила, что рабочие места сохранятся, возможность торговать сохранится. Губернатор отметила, что на этом месте будет возведен опять-таки торговый комплекс, где все работники смогут получить рабочие места.

Действительно на городских рынках, зачастую присутствует и грязь и неухоженность, однако на поверку оказывается, что дело вовсе не в убранстве данных территорий. Представители руководства рынка (последние 5 лет это ООО «ОМИ») рассказали, что только для подведения инженерных инфраструктурных сооружений (электричество, водоснабжение и т.д.) владельцы рынка потратили $ 5 млн.

При развитии ситуации выяснилось, что на эту территорию уже тогда были претенденты и к моменту приезда правительственной комиссии процесс был уже запущен. И это понятно. Ведь инженерно подготовленных территорий в городе постоянно не хватает. Рядом, отметим, располагается торговый комплекс «Лента» и известно, что именно эта компания и претендовала на данную территорию. Однако протесты предпринимателей стали препятствием для реализации этого проекта. В итоге, правительством города было принято решение выставить эту территорию на торги. Руководство попыталось было предложить свою версию реконструкции рынка, а сами предприниматели провели ряд акций протеста, однако городские власти остались непреклонны.

Любопытно, но после проведения нескольких попыток провести торги никто так и не смог выкупить данную территорию.

В итоге город сам решил построить на этом месте новый торговый комплекс, пообещав, что «часть предпринимателей смогут получить рабочие места в новом комплексе». Но только часть…

Другой «горячей точкой» стала зона мелкорозничной торговли у метро «Старая деревня». Изначально здесь пытались возвести торговый комплекс – увы, неудачно. Тогда на эту территорию пришли предприниматели. После того как инфраструктура - как торговая, так и инженерная была организована, неожиданно, одна за другой стали проходить проверки деятельности данной зоны. Естественно, «были найдены многочисленные нарушения». Нарушения стали причиной отказа от продления арендных отношений (она закончилась в 2007 году).

Позднее, правда, выяснилось, что закрытие рынка связано не столько с допущенными нарушениями, сколько с интересом одной из фирм, которая собралась построить на месте рынка многоэтажный паркинг со встроенными помещениями, многоярусную открытую перехватывающую парковку, АЗС и торговый объект.

Причем опять-таки предприниматели попытались оспорить данные решения – один из митингов был вовсе разогнан ОМОНом, другие формы протеста (письма Дмитрию Медведеву, Вадиму Тюльпанову, телеграмма Генеральному прокурору Юрию Чайке), видимо, так и не дошли до адресатов. Рынок уничтожается.

Справедливости ради, стоит отметить, что многочисленное ларечное малое производство отнюдь не всегда украшает ландшафт Петербурга. Однако, главное в этом вопросе люди. Закрытие их предприятий далеко не всегда приводит к обещанным правительством города «альтернативным местам торговли», где бывшие ларечники могли бы себя реализовать. По свидетельству организаций, защищающих права малых предпринимателей в разных районах города, порой, лишь небольшая часть торговцев получают такие помещения.

Запретная недвижимость

Однако малый бизнес не заканчивается торговлей. По статистике 2008 года, отмечает доцент Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета И.Г. Жданова, в Петербурге малый бизнес распределяется следующим образом: оптовая и розничная торговля - 39%; операции с недвижимым имуществом, аренда - 25%; обрабатывающие производства - 14%; транспорт и связь - 3%, другие виды деятельности - 19% от общей суммы валовой добавленной стоимости малых предприятий.

И у остальных есть свои проблемы.

Закон Петербурга от 03.12.2008 года № 748-137 «О предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности… субъектам малого и среднего предпринимательства» предполагает давать малым предпринимателям приоритетное право по выкупу помещений, которые они занимают.

Однако существует ряд препятствий. Одно из них – ограничение максимального размера выкупаемых площадей 500 квадратными метрами. В большинстве регионов РФ эти площади заметно выше. Во-вторых, срок рассрочки выкупа помещений. В большинстве регионов он установлен от трех до 7 лет. В Петербурге - два года.

Также у предпринимателя на 5 августа 2008 года не должно быть задолженностей по арендной плате, а помещения не должны иметь выход на центральные магистрали (их 22, и все они перечислены в законе). Срок аренды должен составлять не менее трех лет. Лишь арендуя помещения свыше указанного срока, предприниматель может участвовать в программе.

Но есть и еще более серьезное препятствие. Оценку рыночной стоимости должна проводить организация, «созданная для осуществления функций технического учета и технической инвентаризации, единственным учредителем которой является Санкт-Петербург». Фактически это подконтрольный КУГИ орган. Закон допускает, что может быть проведена предварительная оценка помещения независимыми, причем лицензированными организациями. Однако, ее результаты не учитываются КУГИ.
В итоге получается, что оцененная официальными органами недвижимость по цене оказывается, порой, в четыре раза выше независимой экспертизы.

Дальше - больше. Подав заявление на участие в программе выкупа помещений, предприниматель уже не может из нее выйти без потерь. Подготовка документов к выкупу помещений занимает месяц. В течение этого срока бизнесмен находится в абсолютном неведении о ходе процесса оценки. Получив же на руки документально оформленную оценку, которая проводится, кстати, за средства городского бюджета, он уже не может отказаться от приватизации в случае, если эта сумма (те самые 4 раза) оказалась неподъемной.

Отказавшись же от сделки, он тут же становится бесправным арендатором своего помещения. И по окончании сроков аренды его помещение может быть запросто выставлено на торги, а предприниматель уже не будет иметь первоочередного права на выкуп. Попытки внести изменения в закон, по которым предприниматель может оплатить городу стоимость оценки, но получить право выкупить свое помещение позже, при наступлении лучших времен, оказались безрезультатными.

Фактически получается, что, предприниматель, подготовивший свое помещение к выкупу, зачастую сделав ремонт, приведя затхлый подвал в приличный офис, но оказавшийся не в состоянии выкупить его вследствие либо экономического кризиса, либо из-за чрезмерно завышенной стоимости, своими руками уничтожает свой бизнес.

Энергетическая немощность

Другой проблемой у малых бизнесменов является решение вопросов с естественными монополистами, особенно с энергетиками. Например, если предприятие закрывается, но данное помещение получает в пользование другой предприниматель, то ему вновь приходится проводить полностью процедуру согласований. Ну а вновь образовывающимся предприятиям и их владельцам хочется лишь пожелать набраться терпения, причем не совмещенного с деятельностью – т.е. с жизнедеятельностью.

Даже если при оформлении документации на техприсоединение к энергомощностям предприниматель не допустит ни одной ошибки, процедура подключения растягивается как минимум на 2,5 года, а иногда - и до пяти лет. Во всяком случае, так считает председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Сергей Федоров. Причем ситуация патовая: согласно вступившему в силу в мае 2009 года постановлению правительства РФ №334, сроки подключения к электросетям для малых предпринимателей мощностью до 100 кВт не должны превышать 6 месяцев. Однако, данное постановление вступает в противоречие с ранее принятыми документами, где этот срок не оговаривается, а сами эти документы не отменены.

По мнению г-на Федорова это связано не желанием продать свой продукт, а получить деньги за саму процедуру согласований. При этом он отметил, что, к примеру, «в Европе среднее время подключения к энергосетям составляет от 7 до 56 дней, в Китае – 19 дней».
Хочется отметить, что и городское, и федеральное правительство заявило о многочисленных формах поддержки. Причем, стоит сказать, они действительно способны помочь малому бизнесу. Однако, даже, в случае с подключением к электросетям происходят сбои.

На федеральном уровне утверждена единая стоимость киловатта при подключении к электроэнергии — 550 рублей, но льгота действует только для мощностей до 15 киловатт.
Этого может хватить лишь для небольшого магазина или, к примеру, парикмахерской. А вот для инновационного производства, развитие которого является приоритетным, такой мощности не хватит. А стоимость подключения свыше 15 киловатт может доходить до 40–50 тысяч рублей и выше за тот же самый киловатт.

Ну, а о том, как может предприниматель получить кредит в банке, тем более, если не имеет в собственности помещение, которое гипотетически он мог бы заложить, говорить, в условиях кризиса, не приходится.

Вместо эпилога

Ну, а теперь вернемся к цифрам, которые были приведены на последнем заседании правительства г-ном Бодруновым. Напомним, по приведенной им статистике предприятий малого бизнеса в городе «почти 268 тысяч» или 584,4 на 100 тысяч жителей. Данному заявлению противоречит другая официальная статистика. В ходе проведенного экспертами Национального института системных исследований проблем предпринимательства, представленного в июне 2009 года в докладе «Оценка уровня развития малого предпринимательства в регионах России в 2008 году», помимо признания факта, что «динамика развития малого предпринимательства в настоящий момент носит негативный характер» сказано следующее. На 1 января 2009 – отмечается в докладе – по количеству малых предприятий на 100 тысяч жителей на первом месте находится Волгоградская (559,6 ед.), далее - Томская (550,7 ед.), Новосибирская (504,6 ед.) и Ярославская (410,6 ед.) области, Камчатский (405 ед.) и Приморский (345,7 ед.) края, Рязанская (343,5 ед.) и Липецкая (342,2 ед.) области.  Санкт-Петербург имеет показатель лишь 337,1 предприятие на 100 тысяч жителей. Даже если за последующие с подведения данных итогов полгода их количество по статистике возросло в нашем городе на 6,3 тысячи, то все равно цифры явно не совпадают.

Более того, как отмечает координатор общественного движения «Лига арендаторов госимущества» Яна Боровицкая, практически половина малых предприятий не действует, хотя и не уничтожены юридически. Еще одной частью, влияющей на статистику, являются «фирмы-однодневки», которые образовывались в течение 2009 года.

По мнению экспертов из бизнес-сообщества, многие предприниматели, которые уже получили опыт взаимоотношения с властью уже готовы уйти от банальной торговли в иные формы малого бизнеса. Однако неуверенность в возможности обладать своими помещениями, сложность в получении форм поддержки от государства, проблемы с электроэнергетическими компаниями, а также практически невозможность получить кредиты не только не добавляет предпринимателям желания двигаться дальше, но и не дают гарантий выживания уже даже сейчас. Остается надежда лишь на то, что исполнительная и законодательная власти прислушаются к предложениям предпринимателей и действительно приведут в действие все заявленные формы поддержки.