В этом году даже федеральный бюджет оказался "дырявым". Поэтому неудивительно, что в регионах России, которые традиционно беднее центра, ситуация оказалась особенно сложной. И вот первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов пообещал субъектам "дополнительные налоговые источники". Такими источниками, по всей видимости, станут повышенные акцизы на алкоголь и транспортный налог.
Федеральный бюджет России в этом году оказался дефицитным впервые за десять лет. Причем, латать «дыры» в бюджете за счет государственных резервов придется и в будущем году, заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов на региональном совещании по формированию межбюджетных отношений.
«Доходная часть российского бюджета в 2009 году формировалась и формируется сложно, и для реализации ряда обязательств были использованы государственные резервы. По прогнозам, похожая ситуация будет и в 2010 году», - цитирует слова Шувалова Итар-ТАСС.
Что уж говорить о регионах, которые в стране традиционно беднее центра. Поэтому государство будет продолжать оказывать им поддержку. Помимо того, доходы субъектам позволят увеличить «дополнительные налоговые источники», - рассказал Шувалов. Такие меры были предложены Минфином.
В числе дополнительных налоговых источников для регионов - акцизы на алкогольную продукцию и транспортный налог.
«Дополнительные налоговые источники позволят субъектам федерации получить дополнительные доходы, которые будут направляться на финансирование социально значимых обязательств, в том числе - на поддержку пенсионной реформы», - рассказал первый вице-премьер.
Игорь Шувалов также сообщил, что во всех федеральных округах будут проведены совещания по вопросу формирования межбюджетных отношений на 2010-2012 годы.
Господин Шувалов не уточнил, однако, скорее всего, «дополнительные налоговые источники» появятся у регионов за счет повышения транспортного налога и акцизных ставок на алкоголь.
О том, что скоро в стране подорожает алкогольная продукция, заговорили еще весной. А на днях Минфин опубликовал свои предложения по увеличению акцизов на ряд товаров в ближайшие три года.
Так вот, законопроект предусматривает, что акцизы на спирт и крепкий алкоголь в 2010-2011 годах не повысятся по сравнению с ранее утвержденными ставками. Зато на слабоалкогольную продукцию к ранее утвержденным ставкам рост составляет около 30%, передает «Интерфакс».
Наибольший рост - примерно в 3 раза к ранее утвержденным ставкам - запланирован по акцизам на пиво. Так, сейчас акциз на пиво (с содержанием спирта 0,5-8,6%) составляет 3 руб. за 1 л. В 2010 году он может вырасти до 9 руб., в 2012 году - до 12 руб. за 1 л.
Помимо этого, Минфин предлагает поднять акцизы на еще ряд товаров, в том числе на табачные изделия. Однако вернемся к нашим регионам.
Ситуация в субъектах страны действительно сложная. По данным майского мониторинга Минрегиона, в этом году с проблемой финансирования текущих расходов (проще говоря, с дефицитом бюджета) столкнутся 35 регионов.
Еще 40 регионов частично профинансируют капитальные вложения, 8 регионов смогут полностью выполнить принятые обязательства.
Такая сложная ситуация в регионах неудивительна, ведь за январь-май 2009 года доходы консолидированных бюджетов субъектов сократились на 6%. Объемы поступлений снизились в 34 регионах.
Теперь что касается «дополнительных налоговых источников». В бюджеты субъектов поступает 50% сборов по акцизам на этиловый спирт и на спиртосодержащую продукцию. Транспортный налог является полностью региональным. В бюджеты регионов поступает 100% налоговых сборов.
Таким образом, повышение этих видов налогов должно увеличить доходы субъектов. Впрочем, «дополнительные налоговые источники» едва ли станут панацеей для регионов.
«Не уверен, что это будет действенной мерой», - заметил в интервью Bigness.ru эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Алексей Шестоперов.
По его словам, принимать решения в налоговой сфере вообще нужно предельно аккуратно. Предварительно должен быть проведен анализ возможных финансовых последствий для бюджета, а также для тех, кто налоги уплачивает.
В России, так, увы, происходит не всегда. Например, отраслевые эксперты опасаются, что ужесточение налогового бремени для производителей алкоголя будет способствовать уходу бизнеса в «тень». Пивовары сами предупреждают о серьезном уроне, который новые повышения акцизов могут нанести отрасли.
Кроме того, проблему региональных доходов надо решать комплексно, уверен наш собеседник из НИСИПП. По словам Алексея Шестоперова, проблема перераспределения средств является корнем региональных проблем.
Дело в том, что в России имеет место централизация бюджетных доходов. Иными словами, львиная часть налоговых поступлений идет мимо региональных бюджетов в федеральный.
В регионах у муниципалитетов очень много полномочий, но они не подкреплены доходными источниками. Во многом именно поэтому возникают проблемы с финансированием.
Центр забирает большую часть на себя и потом распределяет в форме субсидий. Только выделяемые федеральным центром средства не всегда оказываются достаточными и не всегда приходят во время, считает эксперт.
Справка: Налоги и сборы (а также доли от них), поступающие в федеральный бюджет: доля 12,5% от налога на прибыль организации (20%); НДС (18%); акцизы на товары; таможенные пошлины;
30% (от полного объема) налога на доходы физических лиц (13%); ЕСН; НДПИ; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственные пошлины.
Региональные налоги и сборы: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог; доля 87,5% от налога на прибыль организаций; доля 70% налога на доходы физических лиц (13%).
Местные налоги и сборы: Земельный налог; налог на имущество физических лиц.
Дарья Юрищева