Антикоррупционный план президента
В июле 2008 г. президент Дмитрий Медведев объявил о больших планах по борьбе с коррупцией. В течение года были приняты новые законы, ужесточающие требования к проверкам бизнеса, в частности, теперь внеплановые выездные проверки предприятий должны быть согласованы с прокуратурой. Усилена уголовная ответственность за коррупцию, упрощена процедура. Также установлена обязанность высших федеральных чиновников подавать в налоговые органы расширенную декларацию о доходах.
В майском докладе перед Советом Федерации генеральный прокурор Юрий Чайка заявил, что ситуация с коррупцией в стране по-прежнему сложная (6). Президент Медведев также признал, что особых успехов в борьбе с коррупцией нет, но заявил, что основная законодательная база в этой области уже создана (7).
Второй пакет антикоррупционных мер
В начале мая генеральный прокурор Юрий Чайка и глава Счетной палаты Сергей Степашин заявили о необходимости закрепить в законодательстве новые антикоррупционные меры. Чайка предложил законодательно утвердить единые правила антикоррупционной экспертизы нормативных актов. Также прокуратура предлагает изменить критерии антикоррупционной работы правоохранительных органов, учитывать не только и не столько число раскрытых дел, сколько уровень предотвращенного и возмещенного ущерба. Степашин же считает, что надо жестко централизовать мониторинг и аудит госзакупок, устранить из этого процесса посредников.
Кроме того, готовятся дополнительные меры, упрощающие получение разрешений и административных санкций, оформление прав собственности и т.д. Планируется также ужесточить ответственность за рейдерские действия, ввести электронные аукционы по распределению госзаказов.
Публикация сведений о доходах
В начале апреля высшие руководители российского государства опубликовали справки о своих доходах за прошлый год. К примеру, доход президента Медведева составил 4,1 млн руб. (4), премьера Путина
Хотя, по опросу ВЦИОМ, 31% граждан считают инициативу о публикации доходов отличной и давно назревшей антикоррупционной мерой, 26% уверены, что это начинание нетрудно обойти, а еще 15% считают, что это популистская мера, которая не принесет реальных результатов (1). Большинство граждан уверены, что одной декларации недостаточно, нужны другие меры: более жесткие наказания для взяточников, жестко контролировать саму работу чиновников и т.д. Уже опубликованным справкам о доходах, как показывают первые опросы (2), также верят немногие. А занижение реальных доходов –
Рост зарплат чиновников
С начала 2000-х годов зарплаты сотрудников государственных органов в России росли вровень с экономикой и при этом на 20 –
Сокращение административных расходов
Российские чиновники, как и все остальные, пали жертвой кризиса. Их содержание в этом году будет урезано в среднем на 15 –
В федеральном бюджете фонды оплаты труда служащих министерств и ведомств сократятся на 22% (38,7 млрд рублей). Большинство регионов заморозили рост зарплат госслужащих и прекращают прием новых сотрудников. Бюджеты администраций также сильно сокращаются, прежде всего за счет зарплат чиновников. Например, в Кемеровской области их урежут на 10%, в Томской на 15 –
Сокращаются и другие расходы: на автопарк администраций, на связь и командировки, офисную технику и канцелярские принадлежности, медикаменты и питание. Общая сумма экономии административных расходов достигает 20% (например, в Саратовской области). Начинают экономить и муниципалитеты.
КОРРУПЦИЯ В ДРУГИХ СФЕРАХ
Коррупция в бизнесе
В центре внимания сегодня –
Банальные хищения (завышение расходов, расходы по поддельным документам и др.), на которые приходилось, по данным PricewaterhouseCoopers, 44% экономических преступлений в компаниях, вскрыть не так сложно. Здесь поможет перевод контроля отчетности в ежемесячный или недельный цикл. Сложнее бороться с откатами: такие меры, как тендеры, пока что мало помогают, так что нужен индивидуальный подход со стороны антикризисных менеджеров.
Коррупция в образовании
Коррупция в системе образования –
Даже если цифры занижены, они показывают, что вузы нельзя считать главными рассадниками коррупции в системе образования. Дают взятки меньшинство студентов, а систематически берут их меньшинство преподавателей. В то же время в денежном выражении объемы вузовской коррупции велики: по некоторым оценкам, только при поступлении в вузы объем взяток достиг $3 млрд.
Некоторые считают, что бороться с коррупцией при поступлении в вузы поможет система единого государственного экзамена (ЕГЭ). В этом году ЕГЭ впервые проводится в обязательном порядке (по отдельным предметам) по всей стране, хотя вузы по-прежнему могут учитывать при поступлении не только баллы теста ЕГЭ, но и результаты собственных экзаменов. Другие эксперты уверены, что ЕГЭ не отменяет коррупцию, а напротив, порождает новые злоупотребления: продажу билетов, вымогательство взяток в центрах тестирования и т.д. Объективных данных на этот счет пока нет.
ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ
Главная трудность борьбы с коррупцией заключается в том, что она выгодна слишком многим: бизнесменам, которым таким способом проще добиться преимущества над конкурентами, родителям и студентам, которые не хотят выпускать контроль над образовательным процессом из своих рук, и т.д. Нередко коррупция оказывается просто механизмом, заполняющим институциональные пробелы: она возмещает дефицит эффективных легальных процедур.
Другая проблема в том, что прокуратура и другие правоохранители борются в основном с низовой коррупцией, а "верхушечную" не трогают. Для увеличения раскрываемости дел они берутся за рядовых коррупционеров, но системной борьбы с коррупцией в рядах высших руководителей не ведется. Попытки создавать специальные контрольные органы пока тоже успеха не принесли: в насквозь коррумпированной системе некоррумпированные структуры или не работают, или быстро сами коррумпируются. На "зачистку" главных коррупционеров нужна политическая воля, пока же ее нет.
1. Декларирование доходов высшими чиновниками: давно назревшая мера или популистский ход? Опрос ВЦИОМ. 2. www.kasparov.ru/polls.php?id=49E3542328C03 3. Росстат. О численности и оплате труда государственных гражданских и муниципальных служащих на региональном уровне в 2008 году. 4. www.kremlin.ru/text/news/2009/04/214774.shtml 5. premier.gov.ru/events/2505.html 6. Доклад генерального прокурора Ю. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 7. http://interfax.ru/politics/news.asp?id=79251&sw=%EC%E5%E4%E2%E5%E4%E5%E2&bd=14&bm=4&by=2009&ed=14&em=5&ey=2009&secid=0&mp=0&p=1