Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Коррупция. Новостной бизнес-ресурс "Slon.ru"

Антикоррупционный план президента

В июле 2008 г. президент Дмитрий Медведев объявил о больших планах по борьбе с коррупцией. В течение года были приняты новые законы, ужесточающие требования к проверкам бизнеса, в частности, теперь внеплановые выездные проверки предприятий должны быть согласованы с прокуратурой. Усилена уголовная ответственность за коррупцию, упрощена процедура. Также установлена обязанность высших федеральных чиновников подавать в налоговые органы расширенную декларацию о доходах.

В майском докладе перед Советом Федерации генеральный прокурор Юрий Чайка заявил, что ситуация с коррупцией в стране по-прежнему сложная (6). Президент Медведев также признал, что особых успехов в борьбе с коррупцией нет, но заявил, что основная законодательная база в этой области уже создана (7).

Второй пакет антикоррупционных мер

В начале мая генеральный прокурор Юрий Чайка и глава Счетной палаты Сергей Степашин заявили о необходимости закрепить в законодательстве новые антикоррупционные меры. Чайка предложил законодательно утвердить единые правила антикоррупционной экспертизы нормативных актов. Также прокуратура предлагает изменить критерии антикоррупционной работы правоохранительных органов, учитывать не только и не столько число раскрытых дел, сколько уровень предотвращенного и возмещенного ущерба. Степашин же считает, что надо жестко централизовать мониторинг и аудит госзакупок, устранить из этого процесса посредников.

Кроме того, готовятся дополнительные меры, упрощающие получение разрешений и административных санкций, оформление прав собственности и т.д. Планируется также ужесточить ответственность за рейдерские действия, ввести электронные аукционы по распределению госзаказов.

Публикация сведений о доходах

В начале апреля высшие руководители российского государства опубликовали справки о своих доходах за прошлый год. К примеру, доход президента Медведева составил 4,1 млн руб. (4), премьера Путина – 4,6 млн (5). Вслед за ними сведения о своих доходах начали публиковать и главы регионов, а в некоторых случаях и их заместители. У большинства губернаторов доходы оказались на удивление скромными – всего 1,5 – 2 млн руб. в год. На общем фоне выделились только калининградский губернатор Георгий Боос (122 млн) и кировский Никита Белых (73 млн).

Хотя, по опросу ВЦИОМ, 31% граждан считают инициативу о публикации доходов отличной и давно назревшей антикоррупционной мерой, 26% уверены, что это начинание нетрудно обойти, а еще 15% считают, что это популистская мера, которая не принесет реальных результатов (1). Большинство граждан уверены, что одной декларации недостаточно, нужны другие меры: более жесткие наказания для взяточников, жестко контролировать саму работу чиновников и т.д. Уже опубликованным справкам о доходах, как показывают первые опросы (2), также верят немногие. А занижение реальных доходов – не только риск для отдельных чиновников, но и новый повод для недоверия граждан к власти.

Рост зарплат чиновников

С начала 2000-х годов зарплаты сотрудников государственных органов в России росли вровень с экономикой и при этом на 20 – 25% опережали среднюю зарплату по стране. В среднем в 2008 году работники государственных органов и системы социального обеспечения получали 16 899 руб. в месяц. Больше всего преуспевали служащие региональных органов исполнительной власти: их зарплаты достигли 33 261 руб., тогда как у сотрудников территориальных органов федеральной власти всего 25 354, а у муниципальных служащих – 22 095 (3). Впрочем, разрыв между регионами довольно велик. Если в бедных республиках Северного Кавказа чиновники в 2008 году получали по 14 000, то в богатых нефтью и минералами автономных округах Севера – более 92 000 руб.

Сокращение административных расходов

Российские чиновники, как и все остальные, пали жертвой кризиса. Их содержание в этом году будет урезано в среднем на 15 – 25%. Руководители государства считают, что в тяжелые для страны времена бюрократы не должны получать больше, чем рядовые граждане.

В федеральном бюджете фонды оплаты труда служащих министерств и ведомств сократятся на 22% (38,7 млрд рублей). Большинство регионов заморозили рост зарплат госслужащих и прекращают прием новых сотрудников. Бюджеты администраций также сильно сокращаются, прежде всего за счет зарплат чиновников. Например, в Кемеровской области их урежут на 10%, в Томской на 15 – 17%. В Москве мэр Юрий Лужков запретил выплачивать чиновникам премии.

Сокращаются и другие расходы: на автопарк администраций, на связь и командировки, офисную технику и канцелярские принадлежности, медикаменты и питание. Общая сумма экономии административных расходов достигает 20% (например, в Саратовской области). Начинают экономить и муниципалитеты.

КОРРУПЦИЯ В ДРУГИХ СФЕРАХ

Коррупция в бизнесе

В центре внимания сегодня – борьба с коррупцией в государственной машине, и на этом фоне о внутрикорпоративной коррупции забывают. Подсчитать ее сложно, к тому же во время роста экономики на откаты, хищения, мошенничества внутри компаний закрывали глаза, списывая эти потери как неизбежные. Однако во время кризиса, когда каждая копейка дорога, компании начинают обращать внимание на злоупотребления сотрудников.

Банальные хищения (завышение расходов, расходы по поддельным документам и др.), на которые приходилось, по данным PricewaterhouseCoopers, 44% экономических преступлений в компаниях, вскрыть не так сложно. Здесь поможет перевод контроля отчетности в ежемесячный или недельный цикл. Сложнее бороться с откатами: такие меры, как тендеры, пока что мало помогают, так что нужен индивидуальный подход со стороны антикризисных менеджеров.

Коррупция в образовании

Коррупция в системе образования – одно из самых распространенных проявлений бытовой коррупции. По опросам ФОМ, взятки в детском саду дают около 30% московских семей и 15% семей дошкольников в регионах, в школе – 8% москвичей и 7% семей из регионов. За поступление в вуз готовы платить 5% московских семей и 3% в регионах. Во время обучения взятки дают 9 – 10% студентов.

Даже если цифры занижены, они показывают, что вузы нельзя считать главными рассадниками коррупции в системе образования. Дают взятки меньшинство студентов, а систематически берут их меньшинство преподавателей. В то же время в денежном выражении объемы вузовской коррупции велики: по некоторым оценкам, только при поступлении в вузы объем взяток достиг $3 млрд.

Некоторые считают, что бороться с коррупцией при поступлении в вузы поможет система единого государственного экзамена (ЕГЭ). В этом году ЕГЭ впервые проводится в обязательном порядке (по отдельным предметам) по всей стране, хотя вузы по-прежнему могут учитывать при поступлении не только баллы теста ЕГЭ, но и результаты собственных экзаменов. Другие эксперты уверены, что ЕГЭ не отменяет коррупцию, а напротив, порождает новые злоупотребления: продажу билетов, вымогательство взяток в центрах тестирования и т.д. Объективных данных на этот счет пока нет.

ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Главная трудность борьбы с коррупцией заключается в том, что она выгодна слишком многим: бизнесменам, которым таким способом проще добиться преимущества над конкурентами, родителям и студентам, которые не хотят выпускать контроль над образовательным процессом из своих рук, и т.д. Нередко коррупция оказывается просто механизмом, заполняющим институциональные пробелы: она возмещает дефицит эффективных легальных процедур.

Другая проблема в том, что прокуратура и другие правоохранители борются в основном с низовой коррупцией, а "верхушечную" не трогают. Для увеличения раскрываемости дел они берутся за рядовых коррупционеров, но системной борьбы с коррупцией в рядах высших руководителей не ведется. Попытки создавать специальные контрольные органы пока тоже успеха не принесли: в насквозь коррумпированной системе некоррумпированные структуры или не работают, или быстро сами коррумпируются. На "зачистку" главных коррупционеров нужна политическая воля, пока же ее нет.