Законодательного Собрания Омской области!
В соответствии с Уставом Омской области, представляю вашему вниманию послание об основных направлениях бюджетной, экономической и социальной политики Омской области, в котором определены главные цели и задачи 2010 года.
Работая над этим документом, мы исходили из особенностей ситуации в мировой и российской экономике, когда при наличии признаков положительной динамики по отдельным направлениям отсутствует общая стабильность и равновесие, что диктует необходимость предельной четкости в действиях и глубокого аналитического подхода к разработке стратегии.
Следующий год завершает первое десятилетие наступившего века. Это, своего рода, знаковый рубеж, а потому имеет смысл оглянуться на пройденное. И нужно сказать, что в целом оно было отмечено знаменательными событиями и в общественной, и в экономической жизни области. Это было время реализации масштабных преобразований в омском регионе. На данный период "выпала" и реформа местного самоуправления, начата административная реформа, менялось судебное устройство. Экономика также претерпела процесс кардинальной трансформации: ускоренными темпами развивалась промышленность, в хозяйственный комплекс были вложены значительные инвестиционные ресурсы, позволившие создать высокотехнологичные производства, изменить облик Омской области. Прииртышье вошло в число ресурсодобывающих территорий. Омские нефть и газ работают на нужды нашего края. Введены уникальные объекты социальной и инженерной инфраструктуры, спортивные дворцы. В период с 2000 года промышленное производство выросло в 2 раза, а инвестиции в 5 раз. Причем следует напомнить, что наша экономика поднялась не за счет сырьевых отраслей на фоне благоприятной мировой конъюнктуры. Этот рост обеспечен обрабатывающими отраслями и агропромышленным комплексом области, что сделать было намного сложнее и труднее.
Безусловно, текущий 2009-й год отличен от последних девяти лет. И он потребовал вновь задействовать антикризисные меры, как это было в 90-х годах прошлого века. Конечно, они имеют качественно другое содержание по применяемым механизмам и инструментам. В принципе, они не были рассчитаны на кратковременное действие, их внедрение не имело "пожарного" характера. Просто кризисная ситуация заставила прибегнуть к ним в ускоренном темпе.
Сегодняшнее положение дел требует усиленного воздействия на проблемы точечной государственной поддержки и регулирования рынков. Планируя основные направления бюджетной, экономической и социальной политики на 2010 год, необходимо понимать всю глубину ситуации этого года и вызовов, которые могут быть. Из всего, что происходит, нужно делать выводы и проводить работу над своими ошибками.
Начало года было непростым, мы стартовали с низких позиций. Но в течение года удалось выправить ситуацию, как мы и планировали. Вся областная политика придерживалась определенного четкого антикризисного вектора действий. Вектора, направленного на стабилизацию рынка труда, сферы жилищного строительства, стимулирование реального сектора экономики, а также малого и среднего бизнеса. Со всей уверенностью можно сказать, что последствия нестабильности на мировых рынках для нашего региона могли бы быть гораздо более серьезными, но проработанные и последовательные действия позволили удержать ситуацию под контролем.
В промышленности год начался с падения темпов до 80 процентов. За восемь месяцев индекс производства уже составляет 86%, и это превышает среднестатистические российские показатели. Во втором квартале объем отгруженной продукции в промышленности превысил показатель первого квартала на 20 процентов, а в обрабатывающих производствах – на 28 процентов.
Более того, ряд отраслей находится в "плюсе" к прошлому году. Продолжается реализация инвестиционных проектов. Отдельные из них уже завершены – это производство силикальцитного кирпича из золы, линия по переработке льна, стекольный и рапсовый заводы до конца года планируется вывести на пусковую стадию. Инвестиционная емкость проектов на предпусковой стадии составляет сейчас более 17 млрд. рублей. Еще порядка 10 проектов находится на завершающей стадии. Но продолжающийся в 2009 году процесс инвестирования в эти проекты позволит ввести их уже непосредственно в первом и втором кварталах 2010 года.
В 2009 году сделан серьезный шаг в реализации проекта по строительству аэропорта "Омск-Федоровка". Подписаны соответствующие документы Президентом России и Председателем Правительства России по передаче в собственность Омской области акций и имущества существующего аэропорта. На сегодняшний день этот процесс завершен. Концентрация активов дает нам возможность организовать привлечение внебюджетных инвестиций на реализацию этого проекта начиная уже с 2010 года.
В сельском хозяйстве сохранили рост. По итогам 8 месяцев темп роста производства в этом секторе экономики составил 101,2 процента. В этом году ожидаемый валовой сбор зерна составит более 3 млн. тонн. Хотя, чтобы их убрать, необходимо приложить максимальные усилия, настойчивость и организацию.
Фиксируется снижение напряженности на рынке труда – на конец января уровень зарегистрированной безработицы был 2,1 процента от экономически активного населения. Сейчас – 1,8 процента. Что важно, в области сохранен рост заработной платы. Под жестким контролем Правительства ситуация с ее выплатами на предприятиях.
2010 год в нашем понимании потребует не меньших, а скорее больших усилий, чем год нынешний. Сохраняются высокие риски возможного ухудшения мировой экономической конъюнктуры. Ко всему прочему добавляются сложности, связанные с изменениями в пенсионном законодательстве, в межбюджетных отношениях и дальнейшем повышении ответственности субъектов федерации по всем направлениям.
Президент в своей статье "Россия, вперед" обозначил приоритетную задачу на ближайшее десятилетие – "Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: "умной" экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности".
И свои планы даже на этот год нужно выстраивать заглядывая далеко вперед, чтобы действия носили системный, а не фрагментарный характер, касались не только текущих проблем текущего месяца, а давали возможность нам определить далекую перспективу наших действий. Мы всегда исходили из этих принципов. Поэтому на сегодняшнее заседание Законодательного Собрания вносится проект среднесрочной программы социально-экономического развития Омской области до 2012 года, который одобрен Правительством. Программа обозначает векторы действий региональной власти до 2012 года, направленные на первоочередное инновационное развитие во всех сферах экономики и общественной жизни.
На следующий год мы выделяем пять задач, и они полностью вписываются в нашу программу действий по долгосрочной и среднесрочной перспективе.
Первая. В промышленности делается ставка на инновации, энергоэффективность и энергобезопасность.
Вторая. Потенциал малого бизнеса – это та среда, которая тесно связана с инновациями и является важнейшим компенсационным фактором в условиях снижения темпов экономического развития.
Третья. Ориентир – сохранение лидерства области в сельскохозяйственном производстве.
Эти все задачи напрямую "стыкуются" с программой повышения конкуренции омской сельскохозяйственной продукции.Четвертая. Повышение качества государственных услуг, оптимизация органов госуправления с точки зрения эффективности их работы.
Пятая. Гарантированная социальная защищенность населения, ее адресность в целях поддержки действительно нуждающихся. Бюджетный рубль, направленный на эти цели, становится весомее и значимее для человека.
И, соответственно, должна быть сформирована ответственная бюджетная политика, соблюдены базовые бюджетные принципы с максимальным привлечением всех ресурсов.
Следуя этим задачам, мы будем уделять внимание другим направлениям социально-экономической политики, включающей формирование интеллектуально развитой личности, развитие и поддержку других секторов экономики и отраслей социальной сферы.
Кризис показал слабые места и, прежде всего, то, что со старым мышлением и старыми технологиями сделать шаг вперед уже невозможно. Ресурсы старой экономики исчерпаны. Необходимы новые подходы, культура производства. Без этого серьезных даже докризисных темпов нам не показать. В настоящее время нужно консолидировать лучшие идеи и основные силы на первостепенных вопросах развития и модернизации не только производства, но и мышления людей.
Поэтому инновации неоспоримо становятся главной движущей силой. В этом плане ставится задача создания в Омской области системы инновационной деятельности, включающей не только разработку и внедрение новых технологий, но и подготовку высококвалифицированных кадров. У нас на следующий год промышленность должна прирасти, как минимум, на 1,5 процента, а за счет инновационной составляющей получить 3-4 процента, при чем доля отгруженной инновационной продукции в объеме производства должна увеличиться на 47 процентов.
Ускоренное развитие инновационного производства связывается с реализацией крупных промышленных проектов. Безусловно, реализация крупных проектов невозможна без участия бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, использования современных финансовых институтов, таких как, например, Внешэкономбанк.
Началом такого взаимодействия становится реализация Соглашения о сотрудничестве между Омской областью и Внешэкономбанком. Инвесторами совместно с Банком развития в рамках этого соглашения выделено порядка 10 млрд. рублей на строительство полипропиленового завода и биокомплекса. На стадии решения вопрос об участии Внешэкономбанка в проекте производства поликристаллического кремния. Финансирование проектов организовано, и поэтому в 2010 году должен быть обеспечен ввод в действие полипропиленового завода и первой очереди бикомплекса, активизированы строительные работы для его запуска в 2011 году.
Приоритетное направление развития мировых технологий сегодня – это нанотехнологии. Омская область совместно с корпорацией "Российские нанотехнологии" начинает реализацию масштабной программы в данной сфере. Это касается совместной реализации адресных проектов по производству нанопористых углеводородов, льноволокна и продуктов из сапропеля. Машиностроение, химическое производство, медицина – вот только часть сфер деятельности, где будут внедряться новаторские идеи на основе нанотехнологий.
Уже в 2010 году на территории Омской области планируется запустить производство фотоэлектрических модулей для солнечных батарей. Реализация проекта позволит создать современное производство экологически чистых источников энергии на основе прямого преобразования солнечной энергии в электрическую суммарной мощностью 30 МВт.
Более того, планируется, что уже в декабре 2009 года начнет работу инновационный центр по выпуску медицинской аппаратуры. Сейчас ученые и инженеры, привлеченные к созданию центра, разрабатывают конкретную программу выпуска продукции. Для успешной работы центра в Омской области есть вся необходимая ресурсная база, опытные квалифицированные специалисты.
Уже действуют комплексы подготовки кадров для машиностроения. Проводится работа по созданию таких центров для нефтехимической и строительной отраслей. В 2010 году в Омской области дополнительно планируется открыть ресурсные центры по подготовке рабочих для автотранспортных организаций и агропромышленного комплекса.
Текущий год как никогда обострил и вопросы обеспечения энергобезопасности промышленности региона, а также повышения эффективности деятельности топливно-энергетического комплекса.
Высокий моральный и физический износ объектов электроэнергетики, конструктивные недостатки технологического оборудования, дефицит резервных генерирующих мощностей и сетевой инфраструктуры стали результатом отсутствия сбалансированных долгосрочных инвестиционных программ развития энергетики в последние годы.
Считаю необходимым с целью энергобезопасности региона, а также исключения рисков техногенных сбоев, обеспечить скорейшее рассмотрение и принятие особой энергетической программы, а также ее реализацию с определением всех возможных источников финансирования, включая собственные средства предприятия.
Для повышения конкурентоспособности должна быть активизирована работа по повышению энергетической эффективности экономики. Доля энергозатрат в структуре себестоимости выпускаемой промышленной продукции Омской области составляет порядка 20 процентов. Это очень много. Более того, это неприемлемо. За последние годы в этом направлении у нас в области многое уже сделано. Практически все крупные котельные и энергетические объекты переведены с мазута на другие виды топлива, протяженность тепловых сетей сокращена на 1000 километров, что позволило на 30 процентов сократить потери в сетях коммунальных организаций. Однако на сегодня в коммунальном секторе все еще существуют неэффективные котельные, от которых некоторые потребители уже отключились.
Со следующего года разворачивается в полном объеме комплексная программа по повышению энергетической эффективности региональной экономики и сокращению энергетических издержек. Её разработкой сейчас активно занимается соответствующая рабочая группа. Это должно стать одним из ключевых моментов повышения эффективности всей экономики нашей области, проедать ресурсы на повышенном использовании теплоэнергетических ресурсов - значит ставить перед собой барьер в достижении высоких результатов эффективности нашей экономики.
От того, насколько быстро малый бизнес будет заполнять освободившиеся ниши, зависит, в конечном итоге, скорость восстановления экономики.
Малое предпринимательство – это сектор экономики, который может и должен присутствовать во всех сферах хозяйственной деятельности. Оно является катализатором не только экономических, но и социальных процессов развития общества. В течение этого года серьезно активизировалась работа по стимулированию малого предпринимательства, прежде всего, инновационного и молодежного. Это отражается как в общефедеральных установках, так и в положениях концепции развития предпринимательства в СФО. Такие же подходы применяются и на уровне региона. Как результат, по оценке Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Омская область находится на 5 месте в рейтинге регионов России по уровню развития малого бизнеса. Для закрепления этих позиций в текущем году и в последующем с учетом федерального финансирования объем программы развития малого бизнеса в Омской области предлагается увеличить в 6 раз.
Если говорить про следующий год, то объем финансовых вливаний в малый бизнес, в том числе в рамках совместного кредитования, должен составить 1 млрд. 200 млн. рублей. Субсидии, гарантии, гранты и микрофинансовые займы не только сохраняются на следующий год, но и выводятся на уровень поддержки более 1000 бизнес-проектов. Прежде всего, инновационных, производственных, а также проектов молодых предпринимателей.
Прямая финансовая поддержка малого бизнеса в нашей области дополняется ускоренным развитием сопутствующей инфраструктуры. Открытие омского представительства фонда содействия развитию малых инновационных компаний, по оценке, позволит профинансировать в следующем году порядка 50 грантов для студентов и около десятка старт-апов. К этому добавятся совместные программы сотрудничества с Российской венчурной компанией по развитию "посевного" финансирования и с Российским фондом фундаментальных исследований по стимулированию научных разработок в рамках отдельных соглашений.
В 2010 году в малом бизнесе необходимо увеличить инвестиции в основной капитал на 14 процентов и объем отгруженных товаров собственного производства на 6 процентов. Особенно хочу подчеркнуть задачу по увеличению доли занятых в малом предпринимательстве – она должна составить не менее 22 процентов от общего числа занятых. А это плюсом к текущему году порядка 30 тысяч человек, занятых собственным делом.
В качестве отдельного направления уже с этого года выделяется поддержка инновационного молодежного предпринимательства, которое следует рассматривать как важнейший ресурс экономического развития региона. В дополнение к грантовой поддержке серьезный потенциал имеет открывающийся межвузовский бизнес-инкубатор.
К этому добавится и стимулирование новых малых предприятий в рамках 217-го федерального закона. Благодаря его принятию появилась возможность для создания в регионе нескольких десятков уникальных малых инновационных предприятий при научных организациях и вузах, которые дадут сотни новых рабочих мест. В первую очередь для молодых специалистов - выпускников высших учебных заведений.
Все перечисленные выше элементы и процессы увязываются в единую систему из бизнеса, структур поддержки, промышленных предприятий – опорных для кластеров, а также всех уровней власти.
Убежден, что самую активную роль в этой системе должны играть органы местного самоуправления. В каждом муниципальном образовании должны решительно развернуть практическую работу центры поддержки предпринимательства, взаимодействуя со всеми структурами: и горизонтально, и вертикально (от нашего регионального бизнес-инкубатора до уровня поселений). Опыт программы самозанятости в этом году показал, что местное самоуправление может эффективно работать в данном направлении. И в следующем году программа самозанятости должна выйти на уровень не менее 600 новых предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Следующая задача – сохранение лидерства области в сельском хозяйстве. В сложившихся общеэкономических условиях сельское хозяйство показало более позитивные результаты, чем промышленность и другие секторы экономики.
Только в этом году с учетом федерального софинансирования на развитие агропромышленного комплекса из областного бюджета предусмотрено порядка 1,5 млрд. рублей. На сегодняшний день эту поддержку получили уже более 1600 сельхозпроизводителей. Если к этому еще добавить и объем кредитования банками в 2 млрд. рублей, то получается солидная сумма, которая во многом и помогает сгладить те проблемы, которые возникают и влияют от кризисных явлений, в том числе и в сельском хозяйстве.
Однако не стал бы никого успокаивать общими цифрами развития агропромышленного комплекса. Текущий год со всей очевидностью обострил проблемы животноводства. Все это выливается в спад объемов производства молока, сокращение поголовья коров, а также проблемы со сбытом произведенной продукции.
Требуют срочного решения обострившиеся проблемы в молочном животноводстве. Следует признать, что производство молочной продукции в Омской области превышает спрос на внутреннем рынке. Поэтому дальнейший прогресс в молочной отрасли напрямую связан с расширением сбыта продукции за пределами области.
Я не первый раз об этом говорю. И, наверное, не последний. И часто мне по этому поводу задают вопрос: "Что вы, собственно, так беспокоитесь?" Мы производим почти 900 тысяч тонн молока, полностью обеспечиваем область молочными ресурсами и одновременно встречаем проблемы со сбытом продукции за пределами нашей области. Всё это так. Если брать за основу одну только вещь -производство молока. Но ведь производство молока – это вещь, сопутствующая сохранению сёл, сопутствующая уменьшению безработицы на селе. Сегодня мы сталкиваемся везде с проблемой технического перевооружения, вернее не с проблемой технического перевооружения как таковыми, а последствиями, которые оно вызывает. Каждый вновь приобретенный комбайн высвобождает из трудового процесса трех механизаторов. Куда эти люди пойдут? Чем они будут заниматься на селе? И будет живо ли само это село, если мы сведем на нет весь животноводческий комплекс? Поэтому для меня существует важнейшая задача: задача продвижения нашей продукции на внешние рынки, создание льготной и выгодной цены в производстве молочной продукции, а с этим и сохранение нашего омского села.
Для этого должны быть внедрены новые механизмы создания взаимовыгодных условий сотрудничества для всех участников логистической цепочки "производитель-переработчик-торговля-власть". Основные акценты будут смещены в сторону развития переработки и сбыта продукции. Необходима отработка механизмов с целью повышения эффективности каждого вкладываемого бюджетного рубля.
Кроме того, учитывая недостаточный уровень структурно-технологической модернизации агропромышленного комплекса, предстоит большая работа в тесном сотрудничестве с муниципалитетами. Нам необходимо обеспечить обновление механизмов стимулирования инвестиционной активности в приоритетных отраслях сельского хозяйства. В первую очередь поддержка будет оказываться проектам с высокой степенью завершенности. При этом предоставление государственной помощи увязывается с обязательным обеспечением ее экономической эффективности.
Для реализации указанной задачи прорабатываются механизмы создания областного Фонда поддержки сельхозпроизводителей Омской области. Он может связать и быть связующим центральным элементом финансовой и консультационной поддержки аграриев.
Другой аспект – необходима более целенаправленная работа по социальному развитию села. Мы будем пересматривать принципы государственной поддержки в этой сфере. Кто активно работает сам, имеет высокие достижения, тот и в праве рассчитывать на помощь.
Четвертая задача состоит в кардинальном улучшении качества государственных услуг, которые оказываются гражданам. В 2010 году будет сделан следующий серьезный шаг в рамках административной реформы – начнется переход к так называемым электронным госуслугам, что, без сомнения, приведет к повышению их эффективности и доступности. Вся информация об этих услугах будет предоставляться в электронном виде на едином портале органов государственной власти, который намечено создать в 2010 году. И я бы не хотел, чтобы вы считали фантастичным этот проект. В этом году мы серьезно продвинулись в этих вопросах. В перспективе мы планируем создать систему, которая позволит, не выходя из дома, получать различного рода государственные услуги. Повторяю, хотя это и звучит несколько фантастично, только так можно избавиться от очередей, не нужной волокиты, значительно ускорить все процедуры, сроки, оптимизировать межведомственные взаимодействия. То есть экономить время, деньги, трудовые затраты, а самое главное - уйти от бесконечных и системных обид наших граждан.