Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Развивать или сберегать? Общественно-политический еженедельник «Россия»

Зажигательные речи о развитии малого и среднего бизнеса как спасательного круга в период кризиса у нас поутихли. Однако неожиданная рекомендация Владимира Путина банкирам снизить процентную ставку рублевых кредитов до 6% годовых вновь привлекла внимание к проблемам тех, кто составляет основу экономики во многих развитых странах.

В кредите отказать?

Если до кризиса кредитами пользовались 36% предприятий малого и среднего бизнеса, то теперь число отказов от них без объяснения причин резко возросло, подчеркивает Сергей Борисов, председатель Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России». Выходит, тормозит дело не только то, что банки опасаются рисковать в трудные времена, пытаясь сохранить падающую прибыль, но и то, что предприниматели не хотят брать слишком дорогие займы.

Банки готовы давать кредиты под ставку не менее 18% годовых. «Однако при инфляции в 10–11% в год вернуть кредиты по ставке 18–24% весьма трудно, если предприниматель занимается законным бизнесом», – утверждает Александр Бречалов, вице-президент «ОПОРЫ».

Чтобы не обескровить окончательно малый бизнес, правительство начало субсидировать процентные ставки уже в 74 регионах, а также финансировать поддержку недавно созданных компаний – до 300 тысяч рублей. По мнению экспертов, это расширит объем кредитования и частично решит проблему трудоустройства безработных, особенно в регионах. Ведь только один запущенный в эксплуатацию проект в малом бизнесе в среднем дает работу трем сотрудникам.

Как сообщила заместитель главы департамента развития малого и среднего бизнеса Минэкономики Наталья Ларионова, в 2009 году на поддержку малых и средних предприятий из федерального бюджета было выделено 10 млрд рублей. «Ожидается решение о целевом дофинансировании этой статьи бюджета еще на 7,5 млрд рублей». Исходя из 10 млрд рублей, потраченных на создание 12 тысяч рабочих мест в малом и среднем бизнесе за прошедшие десять месяцев, стоимость одного рабочего места выходит слишком высокой, порядка 1 млн рублей», – подчеркнула Ларионова.

«Я видел предприятия, которые создают рабочие места за 150 тысяч рублей на человека. Хотя программа Минэкономики может дать долгосрочный эффект, эта поддержка крайне мала, чтобы достичь цели, поставленной президентом: обеспечить работой в малом и среднем бизнесе до 60% трудоспособного населения», – заявил председатель «ОПОРЫ» Сергей Борисов.

В 2010 году финансирование программы поддержки малых и средних предприятий будет урезано до 11 млрд рублей. Но даже их вряд ли дождутся предприниматели. 43% из них отметили, что им в работе никакие действия правительства не помогут, а 250 тысяч предприятий, по данным Федеральной налоговой службы, уже закрылись. Большинству из них банки отказали в кредите из-за отсутствия залога.

В ожидании закона

Сохранить и дать импульс к развитию среднего класса в стране, по мнению экспертов, поможет закон о микрофинансовых организациях. Если депутаты к концу года его одобрят, то малые предприятия смогут утроить объем займов: вместо нынешних 300–500 тысяч рублей на 3–4 месяца получать займы до 1 млн рублей. И не только в банках. По словам Натальи Ларионовой, новый закон не будет устанавливать жестких норм и ограничений, для микрофинансовых организаций планируется ввести лишь уведомительную аккредитацию в Минфине. А для малого и среднего бизнеса – упрощенные требования в получении средств для развития собственного дела. Но речь об этом ведется не первый год.


МЕЖДУ ТЕМ

Как развивать, если нечего развивать?

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) по заказу фонда «Либеральная миссия» провел исследование ситуации в малом и среднем бизнесе.

По данным опроса руководителей малых предприятий в Москве, Новгородской, Томской и Ростовской областях, в нынешнем году число предприятий, у которых резко сократилась прибыль, возросло втрое по сравнению с 2008 годом.

Поскольку денег стало меньше, полученную прибыль в развитие бизнеса стало трудно вкладывать. Если в 2007 году реинвестировали прибыль в свое развитие 48,0% малых предприятий, то в 2009-м их доля сократилась до 36,0%.

В сравнении с 2007-м в этом году горизонт планирования при принятии управленческих решений снизился почти для всех предприятий малого предпринимательства. Только руководители небольшой группы МП, находящихся в стадии роста, увеличили в среднем горизонт планирования своего развития с 10,5 месяца до 13,5.

Если в 2007 году около 45% руководителей МП видели перспективу развития своего бизнеса на срок от 1 года до 5 лет, то в 2009-м эта цифра упала до 7,7%. Зато резко выросла (с 15,7 до 49,3%) доля тех, кто «дальше своего носа не видит» и планирует работу не более чем на шесть месяцев вперед. Кризис сильно ударил по стратегическим планам малого бизнеса.

Интересно, что доля руководителей малых предприятий, считающих свой бизнес успешным, и в 2007, и в 2009 годах осталась примерно одной и той же, кризис на это никак не повлиял (71,4 и 71,3%).

Наиболее устойчивым считают свое финансово-экономическое положение представители предприятий, находящихся на стадии зрелости. На стадиях становления и роста большинство предпринимателей считают свое финансово-экономическое положение относительно устойчивым («средств хватало для поддержания бизнеса, но недоставало для развития»). Напротив, на стадии стагнации больше тех, кто считает положение своего бизнеса неустойчивым и отмечает недостаток средств для его поддержания.

Лариса Синенко

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости