Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Большая роскошь. "Время и Деньги"

На днях Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) опубликовал данные мониторинга состояния малого бизнеса в российских регионах в первом квартале этого года. Позиция Татарстана, мягко говоря, не блещет успешностью. Скажете, всему виной кризис, от которого пострадали наиболее экономически "продвинутые" регионы? Но жизнь показывает, что именно кризису должны сказать большое человеческое "спасибо" предприниматели, только сейчас получившие льготы, послабления, либо временную передышку - кому уж как повезет.

По данным НИСИПП, наша республика входит в группу регионов, показавших незначительную положительную динамику как по приросту малых предприятий на 100 тыс. населения (33-е место по РФ), так и по динамике доли занятых на МП (28-е место по РФ). Оборот МП Татарстана в 1 квартале 2009 года сократился на 12,8%, на 42,6% сократились инвестиции в основной капитал МП. Задача по достижению 30% доли малого бизнеса в ВРП становится все более трудоемкой.

"Не до жиру - быть бы живу!", - сказали с конца прошлого года предприниматели не только в РТ, но и по всей России. Другое исследование того же НИСИПП свидетельствует, что в 2009 году в три раза больше малых предприятий (34%), чем это было в прошлом году (11%), сообщили о сокращении объема или отсутствии поступлений на свои расчетные (и "карманные") счета. Максимум, чем может "похвастаться" большинство (43,7%) более-менее успешных предпринимателей - это прирост поступлений до 30%. А пока эксперты и чиновники гадают, достигнуто ли или все-таки еще не достигнуто дно кризиса, малый бизнес смотрит только в ближайшее будущее, и то без оптимизма. Так, по данным НИСИПП, если в 2007 году около 45% руководителей МП видели развитие своего бизнеса на срок от 1 до 5 лет, то в 2009 году эта цифра упала до 7,7%. Зато резко выросла (с 15,7% до 49,3%) доля тех, кто живет "сегодняшним днем" и планирует бизнес не более чем на шесть месяцев вперед. Какие уж тут стабильные налоговые поступления по НДФЛ, призванные формировать значительную часть местных бюджетов!

А как еще прикажете планировать, если самая большая роскошь, которую может себе позволить российский предприниматель - это не деньги, а уверенность в завтрашнем дне? И вот ведь парадокс - оказывается, что кризис - это даже благо для отечественного малого и микробизнеса! Когда это было видано, чтобы за столь короткий период принималось столь большое количество направленных на выживание малого бизнеса новых законов и поправок в существующие, как это было сделано за последний год? Например, за отмену ККМ для применителей "упрощенки" коммерсанты выступали давно, и выступление перешло в вопли отчаянья с момента появления в кассах ЭКЛЗ - электронной контрольной ленты защищенной (кто "плавал", тот знает). Но лишь в этом году предприниматели были услышаны (назовем это так), и необязательность применения ККМ для данных категорий налогоплательщиков была, наконец, узаконена. Хотя, добившись увеличения предельного порога выручки, позволяющей применять "упрощенку", с 20 до 60 млн. рублей, малый бизнес был одновременно лишен права на ежегодную индексацию дефлятором. Забавный факт - в результате порог не только не увеличился, но даже снизился, чтобы было названо "технической ошибкой законодателей" ("Российская газета", № 713 от 4 августа 2009 года).

И хотя потуги малого бизнеса защитить свои права и сегодня в глазах сильных мира сего вызывают гримасу плохо скрываемой брезгливости, но, когда на одну чашу весов поставлена перспектива народных волнений, а на другую - небольшие послабления и временное "закрытие глаз" на раздражающих киоскеров, вторая поневоле перевесит. Вот только надолго ли? Тот факт (либо веру властей в этот факт), что дно кризиса достигнуто, демонстрируют в больше мере не сводки официальных новостей, а возобновление антикиоскерной кампании. Может, кого-то, лежащего на диване перед телевизором, и забавляет, когда на экране владелица киоска, полная немолодая женщина, влезает на крышу забираемого павильона, и падает оттуда на головы спезназовцев. Или когда предприниматели в борьбе за бизнес (читай - за жизнь) то выходят на пикеты с плакатами, то объявляют голодовку у Кремля. Печально. И, как мне кажется, пока власть предержащие и обыватели будут смотреть на предпринимателей, как на цирк уродов, кризис у нас явно не скоро закончится.

Наталья СУХОРУКОВА, "ВиД"

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости