Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26 августа 2009 г. N 307 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2011 годы"
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Правительство Карачаево-Черкесской Республики Постановляет:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2011 годы" согласно приложению.
2. Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики ежегодно предусматривать в республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики средства на реализацию республиканской целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2011 годы" в пределах возможности доходной базы республиканского бюджета.
3. Министерству экономического развития Карачаево-Черкесской Республики разработать и внести в установленном порядке законопроект о признании утратившим силу Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13.01.2009 N 98-РЗ "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2011 годы".
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.11.2008 N 419 "О проекте закона Карачаево-Черкесской Республики "О республиканской целевой программе "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2011 годы".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего финансово-экономические вопросы.
Исполняющий обязанности Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики
|
М.Р. Кемов
|
Республиканская целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2011 годы"
Паспорт республиканской целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2011 годы"
Наименование Программы - Республиканская целевая программа
"Развитие субъектов малого и среднего
предпринимательства в Карачаево-Черкесской
Республике на 2009-2011 годы" (далее -
Программа)
Государственный заказчик - Министерство экономического развития
Программы Карачаево-Черкесской Республики
Разработчик Программы - Министерство экономического развития
Карачаево-Черкесской Республики
Исполнители Программы - Министерство экономического развития
Карачаево-Черкесской Республики,
Министерство финансов Карачаево-Черкесской
Республики,
Министерство имущественных и земельных
отношений Карачаево-Черкесской Республики,
Министерство строительства, энергетики и
жилищно-коммунального хозяйства
Карачаево-Черкесской Республики,
Министерство образования и науки
Карачаево-Черкесской Республики,
Фонд поддержки малого предпринимательства
Карачаево-Черкесской Республики (по
согласованию),
органы местного самоуправления
Карачаево-Черкесской Республики (по
согласованию)
Цели и задачи Программы - Целью Программы является
совершенствование правовых и экономических
условий дальнейшего развития субъектов
малого и среднего предпринимательства
- Задачи Программы:
1) развитие кредитно-финансовых механизмов
поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства;
2) развитие инфраструктуры поддержки
субъектов малого и среднего
предпринимательства;
3) расширение возможностей информационного
обеспечения субъектов малого и среднего
предпринимательства;
4) организация подготовки и переподготовки
кадров для субъектов малого и среднего
предпринимательства;
5) оказание содействия в продвижении
продукции малых и средних предприятий на
региональные и межрегиональные рынки;
6) консолидация средств для финансирования
приоритетных направлений малого и среднего
предпринимательства
Сроки реализации - 2009-2011 годы
Программы
Перечень основных - 1) развитие финансовых механизмов и
мероприятий Программы имущественная поддержка субъектов малого и
среднего предпринимательства;
2) повышение эффективности функционирования
инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства и обеспечение доступа
малого предпринимательства к объектам
инфраструктуры;
3) поддержка субъектов малого и среднего
предпринимательства в области инноваций и
промышленного производства;
4) развитие внешнеэкономической
деятельности субъектов малого и среднего
предпринимательства;
5) повышение конкурентоспособности малых и
средних предприятий за счет применения
технологий энергосбережения;
6) пропаганда и популяризация
предпринимательской деятельности,
информационно-консультационная поддержка
субъектов малого и среднего
предпринимательства;
7) законопроектная работа по нормативному
правовому регулированию в сфере малого и
среднего предпринимательства
Объем и источники Объем финансирования Программы на 2009-2011
финансирования Программы годы составляет 421,78 млн. рублей, в том
числе:
/-------------------------------------------\
| Источники: |2009 |2010 |2011 |Итого |
|------------------+-----+-----+-----+------|
|средства |30,0 |94,3 |103,8|228,1 |
|федерального | | | | |
|бюджета (по| | | | |
|согласованию) | | | | |
|------------------+-----+-----+-----+------|
|средства |12,8 |54,6 |52,0 |119,4 |
|республиканского | | | | |
|бюджета | | | | |
|------------------+-----+-----+-----+------|
|средства местного|8,98 |16,6 |20,8 |46,38 |
|бюджета (по| | | | |
|согласованию) | | | | |
|------------------+-----+-----+-----+------|
|Средства Фонда|6,1 |9,5 |12,3 |27,9 |
|поддержки малого| | | | |
|предпринимательст-| | | | |
|ва КЧР (по| | | | |
|согласованию) | | | | |
|------------------+-----+-----+-----+------|
| |57,88|175,0|188,9|421,78|
\-------------------------------------------/
Ожидаемые результаты - 1) создание до 2000 новых рабочих мест;
реализации Программы 2) увеличение доли налоговых поступлений от
субъектов малого и среднего
предпринимательства в бюджеты всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации до
25 процентов;
3) обеспечение роста оборота малых и
средних предприятий в два раза;
4) увеличение вклада субъектов малого и
среднего предпринимательства в валовой
региональный продукт до 40 процентов.
Организация управления - Контроль за исполнением Программы
Программой и контроль за осуществляет Первый заместитель
ее реализацией Председателя Правительства
Карачаево-Черкесской Республики, курирующий
финансово-экономические вопросы.
Текущее управление за реализацией Программы
осуществляет Министерство экономического
развития Карачаево-Черкесской Республики, а
также органы исполнительной власти
Карачаево-Черкесской Республики -
ответственные исполнители.
Предпринимательство
- это уникальное сочетание независимости и ответственности, инноватики и стабильности. Малый и средний бизнес - это целый класс людей, которые задают позитивный настрой в жизни общества: они воспринимают развитие собственного дела как часть общего социального, политического и экономического успеха страны. Особенно это заметно на уровне муниципалитетов: там, где появляются малые и средние компании, возрождается жизнь местного сообщества.Сегодня в республике сфера малого и среднего бизнеса в той или иной степени охватывает четверть трудоспособного населения - это те, кто работает на малых предприятиях и в фермерских хозяйствах, занимается индивидуальной трудовой деятельностью и предпринимательством без образования юридического лица, а также способствует развитию этого сектора экономики.
По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики в Карачаево-Черкесской Республике в 2007 году в сфере малого бизнеса зарегистрировано около 2,0 тыс. предприятий (включая микропредприятия) и более 14,0 тыс. индивидуальных предпринимателей. В малом и среднем предпринимательстве занято 25,8 тыс. человек, что составляет более 12% экономически активного населения Карачаево-Черкесской Республики. Средний прирост числа малых предприятии по республике в целом за 2007 год составил 269 новых организаций. Одной из главных задач Правительства Российской Федерации является создание условий, обеспечивающих в среднесрочной перспективе ежегодный прирост малых компаний в 10-15% (общемировой показатель-20%).
Малое и среднее предпринимательство в течение ряда лет развивается с положительной динамикой и устойчиво занимает свою нишу в экономике республики. За последние три года темп роста количества субъектов малого предпринимательства составил 18%. Так, в 2007 году оборот субъектов малого предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики увеличился на 62% и достиг 8,2 млрд. рублей, из них на предприятия оптовой и розничной торговли приходится 39,7%, на предприятия стройиндустрии - 28,7%, на обрабатывающее производство, добычу полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии - 11,5%. Наиболее высокими темпами развивается предпринимательство в сфере торговли и услуг, промышленности, строительстве. Доля его в общем обороте организаций республики, отражающем их коммерческую деятельность, за этот период составила 24%.
По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) "О динамике развития малых предприятий в регионах России" малые предприятия в России по таким показателям, как объемы оборота, численность работников, налоговые поступления имеют достаточно хорошие результаты. Количество предприятий увеличивается - на начало 2007 года число зарегистрированных малых предприятий достигло 1 миллиона (1032,8 тыс.), увеличившись за год на 5,5%, занятость на одно предприятие выросла на 6,7%. Несмотря на общую положительную тенденцию по регионам, малые предприятия сосредоточены крайне неравномерно. Если в среднем по России в расчете на 100 тыс, населения зафиксировано 719,9 организаций, то в Северо-Западном федеральном округе - 1183 предприятия на 100 тыс. человек, Центральном - 940, Дальневосточном - 679. Средние показатели у Приволжского и Сибирского федеральных округов, меньше всего малых предприятий зарегистрировано в Южном федеральном округе - 499,1.
В Карачаево-Черкесской Республике в среднем на каждые 100 тысяч жителей приходится 459,8 единиц зарегистрированных малых предприятий и 3740,0 единиц субъектов малого предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства. Удельный вес малого бизнеса в валовом региональном продукте возрос с 27,7% в 2006 году, до 30% в 2007 году. При этом, доля всего российского малого бизнеса в ВВП составила примерно 13-15%.
Инвестиции в основной капитал малых предприятий (в части новых и приобретенных по импорту основных средств) по отраслям экономики за 2007 год составили 266,7 млн. рублей, что в 1,4 раза выше показателя прошлого года.
Реальный потенциал малого и среднего бизнеса задействован явно недостаточно, а его вклад в экономику республики мог бы быть гораздо весомее. Существует ряд проблем в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, которые сдерживают образование новых субъектов малого и среднего предпринимательства - это недостаток финансовых ресурсов и ограниченный доступ к ним, ограниченный доступ к объектам инфраструктуры, в том числе инженерной, низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях, недостаточная информационная поддержка, недостаточная поддержка продвижения местной продукции на рынки Российской Федерации и иностранных государств, недостаточный уровень поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на местном уровне.
Сложившаяся ситуация требовала значительной активизации государственной политики развития предпринимательства, совершенствование системы поддержки предпринимательства. Вступивший в силу с 1 января 2008 года Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ) впервые законодательно определил субъекты малого и среднего предпринимательства, выделил категории микро-, малых и средних предприятий, нормативно закрепил позиции государства в отношении малого и среднего предпринимательства и стал отправной точкой, дающей старт дальнейшим преобразованиям в этой сфере, в том числе, изменениям в законодательстве на региональном уровне. В Федеральном законе от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ закреплены следующие принципы государственной политики:
участие субъектов предпринимательства и их общественных объединений в выработке государственной политики развития сектора (нормативных правовых актов, программ поддержки);
равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к программам поддержки;
увеличение числа предприятий, занятых в сфере науки и информационных технологий, в 5 раз (с 2% в 2006 году до 10% к 2020 году);
увеличение числа малых предприятий, занятых в здравоохранении и сфере социальных услуг, в 5 раз (с 1% в 2006 году до 5% к 2020 году).
Важнейшим инструментом реализации государственной политики развития малого и среднего предпринимательства является Федеральная программа поддержки малого предпринимательства.
Средства для реализации Федеральной программы поддержки малого предпринимательства предоставляются на конкурсной основе субъектам Российской Федерации. За период 2005-2007 годов выделено 8,3 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета, на условиях софинансирования привлечено столько же из бюджетов субъектов Российской Федерации (2005 год - 1,5 млрд. рублей, 2006 год - 3,0 млрд. рублей, 2007 год - 3,8 млрд. рублей, 2008 год - 3,85 млрд. рублей). На ближайшие 2 года в федеральном бюджете планируется предусмотреть 8,8 млрд. рублей: 2009 год - 4,35 млрд. рублей, 2010 год - 4,45 млрд. рублей.
Приоритетными видами Программы являются мероприятия по развитию сектора финансовых услуг малыми компаниями, обеспечению доступа к современным офисным и производственным площадям, - создание бизнес-инкубаторов, формирование венчурных фондов для инвестиций в малые инновационные компании, создание фондов гарантий, промышленные парки.
В настоящее время необходимо дальнейшее развитие поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по следующим направлениям:
расширение спектра предоставляемых услуг и обеспечение их широкой доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства на всей территории республики;
создание и развитие эффективных механизмов защиты интересов малого и среднего предпринимательства;
привлечение финансовых ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства через микрофинансовые организации, гарантийный фонд.