Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Смертельные взносы. Интернет-журнал "Новая Политика"

Замена ЕСН страховыми платежами грозит гибелью российскому малому бизнесу.

Когда-то, во времена СССР, ходил из уст в уста анекдотический лозунг: "Слава советскому народу, вечному строителю коммунизма!". Времена ныне другие, строительство коммунизма уже не актуально, но так хочется чего-то вечного. Этим вечным становится, судя по всему, пенсионная реформа, длящаяся уже не один год без видимых самим пенсионерам, настоящим и будущим, положительных результатов.

В конце прошлой недели в Торгово-промышленной палате России прошло скандальное выяснение отношений между предпринимателями и чиновниками, посвященное предстоящей замене единого соцналога на страховые выплаты.

В ТПП прошло скандальное выяснение отношений между предпринимателями и чиновниками

Напомним, что с 1 января 2010 года в силу вступает федеральный закон № 212. Согласно данному закону, единый социальный налог (ЕСН), который до сих пор выплачивали все работодатели, упраздняется и вводятся страховые взносы по единым тарифам для всех страхователей, то есть для тех же работодателей независимо от отраслевой принадлежности. ЕСН будет разделен на три социальные выплаты: в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС). При этом суммарная ставка по ним в 2010 году будет такая же, как и по ЕСН – 26 % от фонда оплаты труда (ФОТ), а вот с 1 января 2011 года вырастет до 34 % от ФОТ. При этом страховые взносы не будут взиматься с суммы, превышающей 415 тыс. руб. в год. То есть с зарплаты в 35,5 тыс. руб. в месяц никаких выплат не предусмотрено, тогда как с меньших зарплат работодатели должны будут заплатить 34 %.

В каких разгоряченных мозгах возникли эти безумные идеи, и почему они не были отклонены в процессе принятия закона, сказать сложно. Но случилось именно так.

В итоге, если вы – представитель среднего класса (опоры нормального государства), то это самое государство будет заботиться о вашей старости по усеченной программе. С зарплаты в тысячу с небольшим долларов оно будет брать страховые взносы и затем платить пенсию. А вот тем, у кого доходы выше, остается надеяться только на себя.

Но это – лишь одна проблема, причем отнюдь не та, из-за которой бизнесмены атаковали чиновников на встрече в ТПП. Ее участники пытались объяснить, что при таком увеличении страховых выплат малый бизнес может просто умереть. Так, по мнению руководства ТПП, "с 1 января 2011 года для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), финансовая нагрузка единовременно увеличится в 2,4 раза. Тогда как для плательщиков, применяющих общий режим налогообложения, увеличение составит 1,3 раза, а для плательщиков, применяющих единый сельхозналог, – 1,4 раза в 2011–2012 годах и 1,9 раза в 2013–2014 годах". Между прочим, на УСН и ЕНВД переходят именно те малые предприятия, за развитие которых так ратуют представители самых высших эшелонов федеральной власти. Именно малые предприниматели и примут на себя самый тяжелый удар очередного этапа пенсионной реформы. Однако представлявший на встрече в ТПП правительство директор департамента развития социального страхования и гособеспечения Минздравсоцразвития Сергей Афанасьев заявил, что "решение о переходе с ЕСН на страховые выплаты принято, и пересматриваться оно не будет. Действительно, в отдельных секторах произойдет увеличение нагрузки на бизнес, но ни к чему страшному это не приведет".

Однако у экспертов другое мнение на этот счет. Руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов уверен: "Конечно, малый бизнес весь сразу не умрет. Но увеличение налога в полтора – два с половиной раза скажется очень сильно. И те, кто захочет выжить, сразу побегут в тень. Мы опять столкнемся с теми самыми проблемами, от которых столько лет и с таким трудом уходили".

А глава комитета ТПП по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян пообещал даже, что отечественные бизнесмены просто переведут свои фирмы за рубеж. "Когда в России предпринимателям говорят, что вы с 2011 года будете платить в 2,4 раза больше, тогда как в Прибалтике, на Тайване и в других странах принимаются прямо противоположные решения, – разъяснил он свой прогноз, – оставлять бизнес в России совершенно бессмысленно".

При этом представители российского предпринимательства даже не ставят вопрос об отмене неразумного закона. Речь идет о приостановке введения его в действие и о введении системы компенсаций для бизнеса. А вот независимые эксперты открыто заявляют, что закон надо отменять.

Чиновники в ответ говорят, что до 2001 года суммарные платежи в фонды социального страхования составляли 38 %. А с 2011 года их предполагается поднять лишь до 34 %. И вообще, по их мнению, решение снизить с 2005 года платежи в фонды социального страхования было ошибочным. При этом называются цифры гигантских потерь Пенсионного фонда – свыше 3,3 триллионов рублей за прошедшие четыре года. Однако, в то время, когда господин Афанасьев бился как лев за непогрешимость чиновничьей братии, центр развития Государственного университета – Высшей школы экономики уже передал для публикации итоги своих исследований по поводу воздействия нашей вечной пенсионной реформы на российский бюджет. По мнению специалистов центра, есть лишь два пути дальнейшего ее проведения: отказываться от других расходов в пользу социальных, либо снова повышать налоги. И повышение взносов бизнеса в Пенсионный фонд (ПФР), вокруг которого с таким ожесточением ломались копья в ТПП, федеральный бюджет от высокой пенсионной нагрузки не освободит.

Даже загнав в тень малый бизнес, правительство не решит вопросы пенсионного обеспечения

Чтобы поддержать реальный рост пенсий, трансферт бюджета ПФР должен быть на уровне 5 % ВВП. Правда, представители ПФР расчеты экономистов опровергают: на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда, признаются они, идет только 1,1 триллиона рублей, а не все 2,5, как считают в центре развития ГУ-ВШЭ. Остальное идет на социальные обязательства государства.

Очень неплохо было бы при этом объяснить, на какие конкретно социальные обязательства государства уходит большая часть средств, перечисляемых ПФР. Еще неплохо бы узнать, на чем основан прогноз снижения дефицита ПФР в 2011 г. вдвое – до 662 миллиардов рублей, на чем настаивают представители этой организации. Ведь пока ясно одно: даже загнав в тень малый бизнес, правительство не решит вопросы пенсионного обеспечения. И в том же 2011-м году вместо результатов уже проделанной работы обществу предъявят очередной этап пенсионной реформы, рассчитанный еще на несколько лет, также плохо продуманный и по большей части бессмысленный.

И так будет до тех пор, пока руководство страны не пойдет на решительные меры в отношении чиновничьей братии, неплохо живущей за счет наших пенсионных взносов. Когда от средств Пенсионного фонда будет отодвинута армия бюрократов, реальное реформирование системы, может быть, станет, наконец, возможно. И тогда, между прочим, будет ясно: стоит ли наносить такие сильные удары по малому бизнесу или можно обойтись и без этого.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости