В соответствии с Уставом Омской области, представляю вашему вниманию послание об основных направлениях бюджетной, экономической и социальной политики Омской области, в котором определены главные цели и задачи 2010 года.
Работая над этим документом, мы исходили из особенностей ситуации в мировой и российской экономике, когда при наличии признаков положительной динамики по отдельным направлениям отсутствует общая стабильность и равновесие, что диктует необходимость предельной четкости в действиях и глубокого аналитического подхода к разработке стратегии.
Следующий год завершает первое десятилетие наступившего века. Это, своего рода, знаковый рубеж, а потому имеет смысл оглянуться на пройденное. И нужно сказать, что в целом оно было отмечено знаменательными событиями и в общественной, и в экономической жизни области. Это было время реализации масштабных преобразований в омском регионе. На данный период "выпала" и реформа местного самоуправления, начата административная реформа, менялось судебное устройство. Экономика также претерпела процесс кардинальной трансформации: ускоренными темпами развивалась промышленность, в хозяйственный комплекс были вложены значительные инвестиционные ресурсы, позволившие создать высокотехнологичные производства, изменить облик Омской области. Прииртышье вошло в число ресурсодобывающих территорий. Омские нефть и газ работают на нужды нашего края. Введены уникальные объекты социальной и инженерной инфраструктуры, спортивные дворцы. В период с 2000 года промышленное производство выросло в 2 раза, а инвестиции в 5 раз. Причем следует напомнить, что наша экономика поднялась не за счет сырьевых отраслей на фоне благоприятной мировой конъюнктуры. Этот рост обеспечен обрабатывающими отраслями и агропромышленным комплексом области, что сделать было намного сложнее и труднее.
Безусловно, текущий 2009-й год отличен от последних девяти лет. И он потребовал вновь задействовать антикризисные меры, как это было в 90-х годах прошлого века. Конечно, они имеют качественно другое содержание по применяемым механизмам и инструментам. В принципе, они не были рассчитаны на кратковременное действие, их внедрение не имело "пожарного" характера. Просто кризисная ситуация заставила прибегнуть к ним в ускоренном темпе.
Сегодняшнее положение дел требует усиленного воздействия на проблемы точечной государственной поддержки и регулирования рынков. Планируя основные направления бюджетной, экономической и социальной политики на 2010 год, необходимо понимать всю глубину ситуации этого года и вызовов, которые могут быть. Из всего, что происходит, нужно делать выводы и проводить работу над своими ошибками.
Начало года было непростым, мы стартовали с низких позиций. Но в течение года удалось выправить ситуацию, как мы и планировали. Вся областная политика придерживалась определенного четкого антикризисного вектора действий. Вектора, направленного на стабилизацию рынка труда, сферы жилищного строительства, стимулирование реального сектора экономики, а также малого и среднего бизнеса. Со всей уверенностью можно сказать, что последствия нестабильности на мировых рынках для нашего региона могли бы быть гораздо более серьезными, но проработанные и последовательные действия позволили удержать ситуацию под контролем.
В промышленности год начался с падения темпов до 80 процентов. За восемь месяцев индекс производства уже составляет 86%, и это превышает среднестатистические российские показатели. Во втором квартале объем отгруженной продукции в промышленности превысил показатель первого квартала на 20 процентов, а в обрабатывающих производствах - на 28 процентов.
Более того, ряд отраслей находится в "плюсе" к прошлому году. Продолжается реализация инвестиционных проектов. Отдельные из них уже завершены - это производство силикальцитного кирпича из золы, линия по переработке льна, стекольный и рапсовый заводы до конца года планируется вывести на пусковую стадию. Инвестиционная емкость проектов на предпусковой стадии составляет сейчас более 17 млрд. рублей. Еще порядка 10 проектов находится на завершающей стадии. Но продолжающийся в 2009 году процесс инвестирования в эти проекты позволит ввести их уже непосредственно в первом и втором кварталах 2010 года.
В 2009 году сделан серьезный шаг в реализации проекта по строительству аэропорта "Омск-Федоровка". Подписаны соответствующие документы Президентом России и Председателем Правительства России по передаче в собственность Омской области акций и имущества существующего аэропорта. На сегодняшний день этот процесс завершен. Концентрация активов дает нам возможность организовать привлечение внебюджетных инвестиций на реализацию этого проекта начиная уже с 2010 года.
В сельском хозяйстве сохранили рост. По итогам 8 месяцев темп роста производства в этом секторе экономики составил 101,2 процента. В этом году ожидаемый валовой сбор зерна составит более 3 млн. тонн. Хотя, чтобы их убрать, необходимо приложить максимальные усилия, настойчивость и организацию.
Фиксируется снижение напряженности на рынке труда - на конец января уровень зарегистрированной безработицы был 2,1 процента от экономически активного населения. Сейчас - 1,8 процента. Что важно, в области сохранен рост заработной платы. Под жестким контролем Правительства ситуация с ее выплатами на предприятиях.
2010 год в нашем понимании потребует не меньших, а скорее больших усилий, чем год нынешний. Сохраняются высокие риски возможного ухудшения мировой экономической конъюнктуры. Ко всему прочему добавляются сложности, связанные с изменениями в пенсионном законодательстве, в межбюджетных отношениях и дальнейшем повышении ответственности субъектов федерации по всем направлениям.
резидент в своей статье "Россия, вперед" обозначил приоритетную задачу на ближайшее десятилетие - "Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: "умной" экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности".
И свои планы даже на этот год нужно выстраивать заглядывая далеко вперед, чтобы действия носили системный, а не фрагментарный характер, касались не только текущих проблем текущего месяца, а давали возможность нам определить далекую перспективу наших действий. Мы всегда исходили из этих принципов. Поэтому на сегодняшнее заседание Законодательного Собрания вносится проект среднесрочной программы социально-экономического развития Омской области до 2012 года, который одобрен Правительством. Программа обозначает векторы действий региональной власти до 2012 года, направленные на первоочередное инновационное развитие во всех сферах экономики и общественной жизни.
На следующий год мы выделяем пять задач, и они полностью вписываются в нашу программу действий по долгосрочной и среднесрочной перспективе.
Первая. В промышленности делается ставка на инновации, энергоэффективность и энергобезопасность.
Вторая. Потенциал малого бизнеса - это та среда, которая тесно связана с инновациями и является важнейшим компенсационным фактором в условиях снижения темпов экономического развития.
Третья. Ориентир - сохранение лидерства области в сельскохозяйственном производстве.
ти все задачи напрямую "стыкуются" с программой повышения конкуренции омской сельскохозяйственной продукции.
Четвертая. Повышение качества государственных услуг, оптимизация органов госуправления с точки зрения эффективности их работы.
Пятая. Гарантированная социальная защищенность населения, ее адресность в целях поддержки действительно нуждающихся. Бюджетный рубль, направленный на эти цели, становится весомее и значимее для человека.
И, соответственно, должна быть сформирована ответственная бюджетная политика, соблюдены базовые бюджетные принципы с максимальным привлечением всех ресурсов.
Следуя этим задачам, мы будем уделять внимание другим направлениям социально-экономической политики, включающей формирование интеллектуально развитой личности, развитие и поддержку других секторов экономики и отраслей социальной сферы.
Кризис показал слабые места и, прежде всего, то, что со старым мышлением и старыми технологиями сделать шаг вперед уже невозможно. Ресурсы старой экономики исчерпаны. Необходимы новые подходы, культура производства. Без этого серьезных даже докризисных темпов нам не показать. В настоящее время нужно консолидировать лучшие идеи и основные силы на первостепенных вопросах развития и модернизации не только производства, но и мышления людей.
Поэтому инновации неоспоримо становятся главной движущей силой. В этом плане ставится задача создания в Омской области системы инновационной деятельности, включающей не только разработку и внедрение новых технологий, но и подготовку высококвалифицированных кадров. У нас на следующий год промышленность должна прирасти, как минимум, на 1,5 процента, а за счет инновационной составляющей получить 3-4 процента, при чем доля отгруженной инновационной продукции в объеме производства должна увеличиться на 47 процентов.
Ускоренное развитие инновационного производства связывается с реализацией крупных промышленных проектов. Безусловно, реализация крупных проектов невозможна без участия бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, использования современных финансовых институтов, таких как, например, Внешэкономбанк.
Началом такого взаимодействия становится реализация Соглашения о сотрудничестве между Омской областью и Внешэкономбанком. Инвесторами совместно с Банком развития в рамках этого соглашения выделено порядка 10 млрд. рублей на строительство полипропиленового завода и биокомплекса. На стадии решения вопрос об участии Внешэкономбанка в проекте производства поликристаллического кремния. Финансирование проектов организовано, и поэтому в 2010 году должен быть обеспечен ввод в действие полипропиленового завода и первой очереди бикомплекса, активизированы строительные работы для его запуска в 2011 году.
Приоритетное направление развития мировых технологий сегодня - это нанотехнологии. Омская область совместно с корпорацией "Российские нанотехнологии" начинает реализацию масштабной программы в данной сфере. Это касается совместной реализации адресных проектов по производству нанопористых углеводородов, льноволокна и продуктов из сапропеля. Машиностроение, химическое производство, медицина - вот только часть сфер деятельности, где будут внедряться новаторские идеи на основе нанотехнологий.
Уже в 2010 году на территории Омской области планируется запустить производство фотоэлектрических модулей для солнечных батарей. Реализация проекта позволит создать современное производство экологически чистых источников энергии на основе прямого преобразования солнечной энергии в электрическую суммарной мощностью 30 МВт.
Более того, планируется, что уже в декабре 2009 года начнет работу инновационный центр по выпуску медицинской аппаратуры. Сейчас ученые и инженеры, привлеченные к созданию центра, разрабатывают конкретную программу выпуска продукции. Для успешной работы центра в Омской области есть вся необходимая ресурсная база, опытные квалифицированные специалисты.
Уже действуют комплексы подготовки кадров для машиностроения. Проводится работа по созданию таких центров для нефтехимической и строительной отраслей. В 2010 году в Омской области дополнительно планируется открыть ресурсные центры по подготовке рабочих для автотранспортных организаций и агропромышленного комплекса.
Текущий год как никогда обострил и вопросы обеспечения энергобезопасности промышленности региона, а также повышения эффективности деятельности топливно-энергетического комплекса.
Высокий моральный и физический износ объектов электроэнергетики, конструктивные недостатки технологического оборудования, дефицит резервных генерирующих мощностей и сетевой инфраструктуры стали результатом отсутствия сбалансированных долгосрочных инвестиционных программ развития энергетики в последние годы.
Считаю необходимым с целью энергобезопасности региона, а также исключения рисков техногенных сбоев, обеспечить скорейшее рассмотрение и принятие особой энергетической программы, а также ее реализацию с определением всех возможных источников финансирования, включая собственные средства предприятия.
Для повышения конкурентоспособности должна быть активизирована работа по повышению энергетической эффективности экономики. Доля энергозатрат в структуре себестоимости выпускаемой промышленной продукции Омской области составляет порядка 20 процентов. Это очень много. Более того, это неприемлемо. За последние годы в этом направлении у нас в области многое уже сделано. Практически все крупные котельные и энергетические объекты переведены с мазута на другие виды топлива, протяженность тепловых сетей сокращена на 1000 километров, что позволило на 30 процентов сократить потери в сетях коммунальных организаций. Однако на сегодня в коммунальном секторе все еще существуют неэффективные котельные, от которых некоторые потребители уже отключились.
Со следующего года разворачивается в полном объеме комплексная программа по повышению энергетической эффективности региональной экономики и сокращению энергетических издержек. Её разработкой сейчас активно занимается соответствующая рабочая группа. Это должно стать одним из ключевых моментов повышения эффективности всей экономики нашей области, проедать ресурсы на повышенном использовании теплоэнергетических ресурсов - значит ставить перед собой барьер в достижении высоких результатов эффективности нашей экономики.
От того, насколько быстро малый бизнес будет заполнять освободившиеся ниши, зависит, в конечном итоге, скорость восстановления экономики.
Малое предпринимательство - это сектор экономики, который может и должен присутствовать во всех сферах хозяйственной деятельности. Оно является катализатором не только экономических, но и социальных процессов развития общества. В течение этого года серьезно активизировалась работа по стимулированию малого предпринимательства, прежде всего, инновационного и молодежного. Это отражается как в общефедеральных установках, так и в положениях концепции развития предпринимательства в СФО. Такие же подходы применяются и на уровне региона. Как результат, по оценке Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Омская область находится на 5 месте в рейтинге регионов России по уровню развития малого бизнеса. Для закрепления этих позиций в текущем году и в последующем с учетом федерального финансирования объем программы развития малого бизнеса в Омской области предлагается увеличить в 6 раз.
Если говорить про следующий год, то объем финансовых вливаний в малый бизнес, в том числе в рамках совместного кредитования, должен составить 1 млрд. 200 млн. рублей. Субсидии, гарантии, гранты и микрофинансовые займы не только сохраняются на следующий год, но и выводятся на уровень поддержки более 1000 бизнес-проектов. Прежде всего, инновационных, производственных, а также проектов молодых предпринимателей.
Прямая финансовая поддержка малого бизнеса в нашей области дополняется ускоренным развитием сопутствующей инфраструктуры. Открытие омского представительства фонда содействия развитию малых инновационных компаний, по оценке, позволит профинансировать в следующем году порядка 50 грантов для студентов и около десятка старт-апов. К этому добавятся совместные программы сотрудничества с Российской венчурной компанией по развитию "посевного" финансирования и с Российским фондом фундаментальных исследований по стимулированию научных разработок в рамках отдельных соглашений.
В 2010 году в малом бизнесе необходимо увеличить инвестиции в основной капитал на 14 процентов и объем отгруженных товаров собственного производства на 6 процентов. Особенно хочу подчеркнуть задачу по увеличению доли занятых в малом предпринимательстве - она должна составить не менее 22 процентов от общего числа занятых. А это плюсом к текущему году порядка 30 тысяч человек, занятых собственным делом.
В качестве отдельного направления уже с этого года выделяется поддержка инновационного молодежного предпринимательства, которое следует рассматривать как важнейший ресурс экономического развития региона. В дополнение к грантовой поддержке серьезный потенциал имеет открывающийся межвузовский бизнес-инкубатор.
К этому добавится и стимулирование новых малых предприятий в рамках 217-го федерального закона. Благодаря его принятию появилась возможность для создания в регионе нескольких десятков уникальных малых инновационных предприятий при научных организациях и вузах, которые дадут сотни новых рабочих мест. В первую очередь для молодых специалистов - выпускников высших учебных заведений.
Все перечисленные выше элементы и процессы увязываются в единую систему из бизнеса, структур поддержки, промышленных предприятий - опорных для кластеров, а также всех уровней власти.
Убежден, что самую активную роль в этой системе должны играть органы местного самоуправления. В каждом муниципальном образовании должны решительно развернуть практическую работу центры поддержки предпринимательства, взаимодействуя со всеми структурами: и горизонтально, и вертикально (от нашего регионального бизнес-инкубатора до уровня поселений). Опыт программы самозанятости в этом году показал, что местное самоуправление может эффективно работать в данном направлении. И в следующем году программа самозанятости должна выйти на уровень не менее 600 новых предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Следующая задача - сохранение лидерства области в сельском хозяйстве. В сложившихся общеэкономических условиях сельское хозяйство показало более позитивные результаты, чем промышленность и другие секторы экономики.
Только в этом году с учетом федерального софинансирования на развитие агропромышленного комплекса из областного бюджета предусмотрено порядка 1,5 млрд. рублей. На сегодняшний день эту поддержку получили уже более 1600 сельхозпроизводителей. Если к этому еще добавить и объем кредитования банками в 2 млрд. рублей, то получается солидная сумма, которая во многом и помогает сгладить те проблемы, которые возникают и влияют от кризисных явлений, в том числе и в сельском хозяйстве.
Однако не стал бы никого успокаивать общими цифрами развития агропромышленного комплекса. Текущий год со всей очевидностью обострил проблемы животноводства. Все это выливается в спад объемов производства молока, сокращение поголовья коров, а также проблемы со сбытом произведенной продукции.
Требуют срочного решения обострившиеся проблемы в молочном животноводстве. Следует признать, что производство молочной продукции в Омской области превышает спрос на внутреннем рынке. Поэтому дальнейший прогресс в молочной отрасли напрямую связан с расширением сбыта продукции за пределами области.
Я не первый раз об этом говорю. И, наверное, не последний. И часто мне по этому поводу задают вопрос: "Что вы, собственно, так беспокоитесь?" Мы производим почти 900 тысяч тонн молока, полностью обеспечиваем область молочными ресурсами и одновременно встречаем проблемы со сбытом продукции за пределами нашей области. Всё это так. Если брать за основу одну только вещь -производство молока. Но ведь производство молока - это вещь, сопутствующая сохранению сёл, сопутствующая уменьшению безработицы на селе. Сегодня мы сталкиваемся везде с проблемой технического перевооружения, вернее не с проблемой технического перевооружения как таковыми, а последствиями, которые оно вызывает. Каждый вновь приобретенный комбайн высвобождает из трудового процесса трех механизаторов. Куда эти люди пойдут? Чем они будут заниматься на селе? И будет живо ли само это село, если мы сведем на нет весь животноводческий комплекс? Поэтому для меня существует важнейшая задача: задача продвижения нашей продукции на внешние рынки, создание льготной и выгодной цены в производстве молочной продукции, а с этим и сохранение нашего омского села.
Для этого должны быть внедрены новые механизмы создания взаимовыгодных условий сотрудничества для всех участников логистической цепочки "производитель-переработчик-торговля-власть". Основные акценты будут смещены в сторону развития переработки и сбыта продукции. Необходима отработка механизмов с целью повышения эффективности каждого вкладываемого бюджетного рубля.
Кроме того, учитывая недостаточный уровень структурно-технологической модернизации агропромышленного комплекса, предстоит большая работа в тесном сотрудничестве с муниципалитетами. Нам необходимо обеспечить обновление механизмов стимулирования инвестиционной активности в приоритетных отраслях сельского хозяйства. В первую очередь поддержка будет оказываться проектам с высокой степенью завершенности. При этом предоставление государственной помощи увязывается с обязательным обеспечением ее экономической эффективности.
Для реализации указанной задачи прорабатываются механизмы создания областного Фонда поддержки сельхозпроизводителей Омской области. Он может связать и быть связующим центральным элементом финансовой и консультационной поддержки аграриев.
Другой аспект - необходима более целенаправленная работа по социальному развитию села. Мы будем пересматривать принципы государственной поддержки в этой сфере. Кто активно работает сам, имеет высокие достижения, тот и в праве рассчитывать на помощь.
Четвертая задача состоит в кардинальном улучшении качества государственных услуг, которые оказываются гражданам. В 2010 году будет сделан следующий серьезный шаг в рамках административной реформы - начнется переход к так называемым электронным госуслугам, что, без сомнения, приведет к повышению их эффективности и доступности. Вся информация об этих услугах будет предоставляться в электронном виде на едином портале органов государственной власти, который намечено создать в 2010 году. И я бы не хотел, чтобы вы считали фантастичным этот проект. В этом году мы серьезно продвинулись в этих вопросах. В перспективе мы планируем создать систему, которая позволит, не выходя из дома, получать различного рода государственные услуги. Повторяю, хотя это и звучит несколько фантастично, только так можно избавиться от очередей, не нужной волокиты, значительно ускорить все процедуры, сроки, оптимизировать межведомственные взаимодействия. То есть экономить время, деньги, трудовые затраты, а самое главное - уйти от бесконечных и системных обид наших граждан.
Приоритетные социальные задачи на 2010 год определены в Бюджетном послании Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым:
- обеспечение исполнения социальных обязательств при повышении адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот;
- кардинальное повышение качества и доступности предоставления гражданам образовательных, медицинских, социальных услуг, нацеленность на максимальную отдачу и эффективное использование имеющихся ресурсов при разумном сдерживании роста расходов.
Социальная политика всегда была и останется для нас неоспоримым приоритетом. Исполнение социальных обязательств и придание им более адресного характера - важная региональная задача. Несмотря на все сложности этого года, все социальные обязательства мы выполняем. Нет опасений, что мы их не выполним до конца текущего года. В 2010 году в Омской области будет продолжено развитие современных форм организации социального обслуживания.
Предоставление мер социальной поддержки будет более тесно связано с уровнем доходов нуждающихся, что позволит оказать помощь одиноким, престарелым гражданам, малообеспеченным, многодетным семьям, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Одновременно будут упрощены процедуры оформления гражданами необходимых документов для получения мер социальной поддержки, обеспечен жесткий контроль поступления средств нуждающимся в помощи государства.
Проведена подготовительная работа по обеспечению реализации в 2010 году на территории Омской области изменений, внесенных в пенсионное законодательство. Достойная жизнь наших пенсионеров - это ответственность власти, всего общества, при этом размер пенсий части граждан старшего поколения остается до сих пор крайне низким.
Сегодня уже определен порядок наших действий, подготовлены необходимые проекты по изменениям в нормативные акты, в том числе проект закона Омской области "О величине прожиточного минимума пенсионера в Омской области на 2010 год". С января 2010 года пенсионеры, доход которых окажется меньше величины прожиточного минимума пенсионера в Омской области, получат социальные доплаты к пенсиям.
2010 год, объявленный Президентом Российской Федерации Годом учителя, будет отмечен в Омской области дальнейшим развитием творческого и профессионального потенциала учителей, повышением социального престижа профессии педагога. Новое направление национального проекта "Образование" - инициатива "Наша новая школа", станет определяющей в работе системы образования Омской области на ближайшую перспективу: это новые образовательные стандарты, поддержка талантливых детей и молодежи, развитие учительского потенциала, расширение школьной инфраструктуры, сохранение здоровья школьников.
Продолжится участие Омской области в реализации приоритетного национального проекта "Здоровье". Планируется реализация комплекса мер по профилактике, раннему выявлению и лечению социально значимых заболеваний, охране здоровья детей и женщин, развитию медицины высоких технологий.
Под особым контролем находится ситуация по обеспечению медикаментами больничных учреждений, осуществляется постоянный мониторинг ценовой доступности лекарственных средств для населения. Проводится работа, направленная на совершенствование регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Размещение медицинскими учреждениями заказов на поставку лекарств в форме электронных аукционов позволит обеспечить до 20 процентов экономии бюджетных средств. Цены на препараты в аптеках Омской области останутся одними из самых низких среди регионов Сибирского федерального округа. Уже в текущем году идет процесс пересмотра размеров предельных оптовых и розничных надбавок к ценам производителей лекарств, ужесточен контроль за их соблюдением субъектами фармацевтического рынка. Это позволит сдержать неконтролируемый рост цен на медикаменты, добиться более полного удовлетворения потребностей населения в качественных и доступных лекарственных средствах. Эта работа продолжится и в следующем году. Она будет основным стержнем деятельности власти всех уровней в сфере обеспечения доступности здравоохранения населению нашей области.
Нынешний год потребовал экстренного принятия специальных мер помощи гражданам - участникам долевого строительства. Действительно, ситуация складывается на грани социального взрыва и могла стать неуправляемой. Для снижения напряженности на этом направлении действует межведомственная комиссия. И я должен сказать, что она проделала серьезную работу, связанную с инвентаризацией всех строящихся объектов, затрат, произведенных на них, учетом количества дольщиков, которые неудовлетворенны сегодня ни темпами строительства или просто обмануты. И в этом плане мы считаем очень важным результат, что за минувший период нам удалось решить проблемы порядка 2 тысяч граждан дольщиков. В сентябре будет обеспечен ввод 22 многоквартирных домов, в которых 1 тысяча 750 граждан получат жилье. До конца 2009 года еще 2,5 тысячи дольщиков станут собственниками новых квартир. И этим наша работа не должна заканчиваться. И в 2010 году она продолжится в части ввода тех домов и той категории дольщиков, по которым выполнены наименьшие объемы работ.
Так же, как и в этом году, настойчиво, последовательно и жестко будет вестись работа с застройщиками по выполнению ими своих обязательств на строительном рынке. Хотелось бы, чтобы это очень вязкая, упорная и настойчивая работа была не только полигоном одной власти, но в которой бы солидарное участие принимали и правоохранительные органы, и общественные организации.
Параметры областного бюджета на 2010 год будут весьма жесткими, исходя из реальной экономической доходной базы. Бюджетная политика Омской области на 2010 год будет ориентирована на рациональное использование имеющихся ресурсов Омской области при безусловном учете критериев результативности и эффективности бюджетных расходов. Тем более что выбор этих ресурсов весьма ограничен.
В этой связи нами был разработан проект закона о повышении ставок транспортного налога, имеются резервы в части увеличения эффективности администрирования земельного налога. В настоящее время налоговый потенциал в этой части используется крайне недостаточно. В связи с чем муниципальными образованиями будет продолжена совместная работа по мобилизации на повышение эффективности использования доходных источников.
Нужно понять нам всем, что доходы областного бюджета создаются не только в городе Омске. Что доходная база существует во всех муниципальных образованиях. А то мы уже привыкли считать себя вечно нуждающимися, вечно депрессионными... Привыкли, что в каждый муниципальный район приходит региональная финансовая поддержка... Но, наверно, этот период нам должен дать понять, что возможности этой региональной поддержки не безграничны. Дальнейшее паразитирование на эксплуатации экономики одного областного центра не может быть допустимо. Органы местного самоуправления Омской области должны активно внедрять на местах новые механизмы управления финансовыми активами. В их числе стандартизация муниципальных услуг и их оказание на основе муниципальных заданий, развитие программно-целевых методов управления, формирование системы результативного бюджетного управления. Фраза может быть несколько сложная, но очень понятная с точки зрения каждого управленца и каждого человека причастного к финансовой работе в муниципальном образовании.
Другим резервом увеличения налоговых доходов является повышение эффективности администрирования доходов областного бюджета. Соответствующим органам исполнительной власти Омской области необходимо продолжить практику согласованных действий с территориальными органами федеральных органов по мобилизации доходов в областной бюджет.
В отношении сокращения расходов нами уже предприняты результативные шаги. Сокращена численность и расходы на содержание органов государственной власти. Работа в данном направлении продолжается. Уже сейчас нами начата работа по анализу функций органов исполнительной власти. Одним из результатов станет сокращение фонда оплаты труда госслужащих в пределах 15 процентов. Муниципальные образования также у себя на местах должны провести аналогичную работу. Время, которое обязывает экономить финансовые ресурсы не только товаропроизводителей, не только жителей Омской области, не только пенсионеров, но и нас с вами, осуществляющих управление жизнедеятельностью областью на всех уровнях.
Кроме того, одним из существенных блоков этой работы будет дальнейшее повышение эффективности размещения государственного и муниципального заказа. На сегодня создан механизм централизации торгов на уровне области. Внедрена практика проведения совместных торгов, причем аккумулируются не только государственные, но и муниципальные заказчики.
Однако сокращение расходов не должно тормозить развитие экономики и негативно отражаться на качестве получаемых гражданами бюджетных услуг.
Намечена комплексная инвентаризация бюджетных обязательств в социальной сфере. Итогом такой инвентаризации будет оптимизация расходов на социальное обеспечение населения Омской области при условии сохранения гарантированного исполнения социальных обязательств с одновременным повышением его эффективности. Начиная с 2010 года система финансирования сети бюджетных учреждений будет выстраиваться исходя из фактических затрат на оказание государственных услуг.
Целесообразность практики контроля муниципальных бюджетов, которую мы у себя уже ввели, обозначена в Концепции межбюджетных отношений, утвержденной Правительством Российской Федерации в августе текущего года.
При этом в ней предусмотрены меры реагирования на качество управления бюджетным процессом. Будет применяться комплекс поощрений за высокую степень управления, а в случае негативной оценки итогов работы - введения внешнего управления на территории региона или на территории муниципальных образований.
Хочу заметить, что большинство мер Концепции, рассчитанных на адаптацию бюджетов к сложившейся экономической ситуации на территории Омской области, уже реализуется. Это подготовка прогноза поступлений доходов исходя из реальной ситуации в экономике; оперативная корректировка бюджетов при отклонении поступлений доходов от прогнозных данных; осуществление анализа обоснованности и эффективности применения налоговых льгот и принятие мер по их оптимизации; поддержка значимых для региона отраслей экономики и взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками.
Это серьезная задача. И то, что я понял на тех совещаниях, которые проходили на уровне Правительства РФ при участии руководства Министерства финансов, я понял, что у Министерства финансов очень чешутся руки взять на себя управление финансами на территориях регионов. Я думаю, что Омская область, имея высочайший уровень профессионализма и компетенции управления, справится самостоятельно с теми задачами, которые диктует необходимость реализации на территории нашей области тех задач, намеченных в рамках утвержденного бюджета.
2010-й - это год, в котором, по-прежнему, будет присутствовать влияние мирового финансового кризиса.
Для региона этот год будет отмечен еще и выборами в муниципальные органы власти.
2010 год - год важнейших как для страны событий. Это 65-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Уже в этом году все ветераны улучшат свои жилищные условия с помощью государства, будет им оказана максимальная материальная, моральная поддержка.
Знаменательным датам, событиям и личностям, связанным с Омской областью, предполагается посвятить международные и региональные выставочные проекты. Невозможно строить будущее, не заглянув, не вспомнив собственную историю. Внимание и уважение к ней - это основа для воспитания молодого поколения.
Молодому поколению в нынешних "довлеющих" на него условиях как никогда необходим крутой перелом в настроении. Задача власти здесь - помочь обрести дух и сознание причастности к великому и талантливому народу. Помочь научиться уважать себя, обрести национальную гордость - значит дать возможность высоко проявить себя. И не дай бог власти показать слабость, робость, неуверенность и неконкретность в оценке всех реальных исторических и современных событиях#.
Здоровый образ жизни, крепкие культурные и семейные традиции, верность долгу и гуманистическими идеалам - это ценности, пропаганда которых среди молодежи останется повседневной решаемой задачей сегодня, завтра, послезавтра.
Заниматься только экономикой и ничего не делать для того, чтобы люди возвращались к истокам своей истории, культуры, нравственности, значит обрекать себя обществу на путь, где нас ничего, кроме неудач, не ждет.
Бюджет, который будет вам представлен, сконцентрирован на задачах, затрагивающих практически каждого жителя нашей области, каждую семью. При этом материальные возможности позволяют, а жизнь настоятельно требует, сделать акцент на развитии инвестиционной составляющей, инновационном подходе. Любая экономика переживает периоды подъема и спада. Но задел предыдущих годов, который мы с вами сделали, позволяет относиться к кризису как к рабочей, а не чрезвычайной ситуации. До населения необходимо донести уверенность в том, что все возникающие трудности преходящи и носят временный характер. Что за счет повышения эффективности работы каждого и более рачительного отношения к бюджетным средствам, ресурсам, ответственного отношения власти всех уровней к действиям, понятным и прозрачным каждому жителю нашей области, позволит успешно пройти нам этот непростой период. Я уверен, набранные нами темпы работы и предпринятые антикризисные меры в экономике, в социальной сфере, помогут добиться нам поставленных целей. Они не просты. Время выдвигает перед нами чрезвычайно жесткие требования, прежде всего к оценке собственной деятельности. И я надеюсь, что каждый из нас, будь то депутат или глава муниципального образования, выполнит свой долг перед обществом. И я надеюсь и рассчитываю на плодотворное сотрудничество, консолидацию действий по решению стоящих перед нами задач во имя интересов каждого жителя нашей области!
Представлено послание Губернатора Омской области, в котором определены главные цели и задачи 2010 года. Отмечено, что в течение последнего десятилетия в регионе был реализован ряд масштабных преобразований, среди которых можно выделить реформу местного самоуправления и административную реформу, изменения в судебном устройстве, развитие промышленности, хозяйственного комплекса, социальной и инженерной инфраструктуры. Кроме того, Прииртышье вошло в число ресурсодобывающих территорий. Особое внимание уделено 2009 году, в котором потребовалось задействовать антикризисные меры, позволившие удержать ситуацию под контролем.
Сформулировано пять основных задач, направленных на обеспечение развития региона в 2010 году: поддержка инновационных технологий в промышленности, обеспечение энергобезопасности территорий, развитие малого бизнеса, привлечение инвестиций в сельское хозяйство, повышение качества государственных услуг и гарантированная социальная защита населения.
Отмечено, что параметры областного бюджета на 2010 год будут весьма жесткими, исходя из реальной экономической доходной базы. В частности, будут сокращены расходы на содержание государственного аппарата, продолжится работа по повышению эффективности использования доходных источников, эффективности размещения государственного и муниципального заказа, будет осуществлена инвентаризация бюджетных обязательств в социальной сфере.