Москва, 26 октября. В кризисный период 2009 года новые предприятия стали появляться чаще, чем в 2007 году, когда экономика демонстрировала рост. Об этом свидетельствует исследование, проведенное Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства.
Известно, что в периоды очень благоприятной конъюнктуры и роста экономики растет число добровольных предпринимателей. А в периоды упадка и кризисов – растет число «вынужденных». Возможно, что открытие нового бизнеса связано именно с тем, что значительная часть работников крупных предприятий оказывается без работы, что толкает их на путь «вынужденного предпринимательства», говорится в исследовании. Таким образом, может происходить ротация бизнеса на рынке: уходят «добровольные», а приходят предприниматели «поневоле».
Вместе с тем, по данным Росстата, фиксируется общее сокращение числа зарегистрированных малых предприятий в России (в первом квартале – почти на 20%), это может означать, что «вынужденный бизнес», рождаясь, официально не регистрируется, а число ушедших с рынка превышает число «вновь родившихся».
Эксперты не исключают, что это также связано с тем, что предприниматели (как действующие, так и «начинающие») считают кризис благоприятным временем для открытия бизнеса по принципу «старт лучше делать не на гребне волны».