В России происходят невидимые глазу «миграционные» процессы. Количество безработных, по официальным данным Минздравсоцразвития, сокращается, но куда уходят свободные трудовые ресурсы, не совсем ясно. Не видно, на какие берега нахлынула волна «вернувшихся с дач» потенциальных клиентов служб занятости и выпускников вузов, сезонное появление которых еще недавно грозило существенно ухудшить ситуацию на рынке труда...
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства провел опрос среди руководителей малых предприятий, который дает повод для размышлений. Исследование опиралось на субъективные ощущения опрошенных, которые полагают, что в кризисный период 2009 года новые предприятия стали появляться чаще, чем в 2007 году, когда экономика демонстрировала рост. В этом смысле, предполагают эксперты, можно говорить о таком явлении как рост числа «вынужденных» предпринимателей в противовес «добровольным», которые уходят в бизнес на волне благоприятной конъюнктуры и роста экономики.
Возможно, что открытие нового бизнеса связано именно с тем, что значительная часть работников крупных предприятий оказывается без работы, что толкает их на путь «вынужденного предпринимательства». Таким образом, может происходить ротация бизнеса на рынке: уходят «добровольные», а приходят предприниматели «поневоле», отмечается в исследовании НИСИПП.
Доля опрошенных, заявивших о том, что по их мнению новые малые предприятия стали появляться очень часто выросла с 4,7% в 2007 году до 10,2% в 2009. На 0,8% выросло число тех, кто часто видит появление новых мелких предпринимателей - с 21% до 21,8%.
А вот количество ответивших «очень редко» на вопрос о частоте появления малых предприятий сократилось с 12,3% в 2007 до 8,5% в 2009 году. Следует отметить, что анкетирование проводилось среди 300 руководителей малого бизнеса и охватило четыре региона - Москву (25,3%), Новгородскую (24,7%), Томскую (25,0%) и Ростовскую (25,0%) области. То есть данные тенденции распространяются в первую очередь на вышеуказанные регионы.
Если движение «предпринимателей поневоле» действительно существует, то наиболее показательными в этом плане должны выступать регионы, где проблема безработицы стоит наиболее остро. Самые значительные сокращения произошли в Уральском федеральном округе. По данным на начало апреля текущего года количество малых предприятий в УрФО на 100 000 населения выросло на 21,1 единицу, и количество занятых увеличилось на 11,5%.
Официальные данные Росстата упорно показывают снижение общего числа зарегистрированных малых предприятий в России. В первом квартале количество таковых снизилось почти на 20%. Падает и списочная занятость на малых предприятиях, которые реагируют на кризис оперативно и без лишних сантиментов по отношению к своим работникам.
Тем не менее, в региональном разрезе данные по первому кварталу текущего года оказались не столь уж кризисными. По данным Росстата, в январе-марте рост малых предприятий был зафиксирован в 25 субъектах Федерации. Увеличили число занятых в малом бизнесе 34 из 83 регионов.
Причем в лидерах оказались самые депрессивные регионы. Абсолютный передовик малого бизнеса - Чукотка, где занятость на малых предприятиях выросла в 2 раза по отношению к сопоставимому периоду 2008 года, а оборот увеличился почти в три раза.
Похоже, именно малый бизнес и самозанятость адсорбирует все ставшее «лишним» трудоспособное население большой страны. В кризисных условиях ускоряется и ротация в этом секторе. Объяснить скромные официальные данные Росстата по числу новых предприятий в сегменте малого бизнеса можно тем, что новички не спешат официально регистрироваться. Это может оказаться временным явлением, когда до выхода на более-менее заметные обороты предприниматель не спешит появляться в налоговых органах.
Но вполне возможно, что новые малые предприниматели и не планируют выходить из тени, оставаясь при этом неофициальными безработными. Если это действительно так, то в стране возникает целая параллельная экономика, которая не видна официальным органам.
Виталий Сальник