Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Результат предсказуем. «Новые Известия»

ВЛАДИМИР БУЕВ, «Новые Известия»

Куда пойдут полтриллиона рублей, которые ведомства намерены вложить в развитие малого и среднего бизнеса

Свыше десятка ведомств создали проекты четырехлетних отраслевых программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства (МСП), исполнив поручение первого вице-премьера Игоря Шувалова. «Поддерживать» малый бизнес в 2009–2012 годах собираются, в частности, Минтранс, Минздравсоцразвития, Минспорттуризм, Минприроды, Минкомсвязи, Минэнерго, Минсельхоз, Минпромторг, Минрегион, Рособразование, Росмолодежь и даже Минкультуры. Однако уже сегодня ясно: гора родила мышь.

Все проекты разные – и по объему, и по качеству проработки, и даже по формату. Цели и задачи зависят от сферы, которой занимается то или иное ведомство: создать условия для развития сектора, сформировать благоприятную среду, повысить эффективность и конкурентоспособность, увеличить долю присутствия малого и среднего бизнеса на рынке товаров и услуг, повысить уровень образования и квалификации персонала. Однако первое, что бросается в глаза, – явное несоответствие заявленных целей и задач механизмам, формам и инструментам, которые предлагаются большинством федеральных органов власти.

Значительная часть мероприятий, включаемых в проекты программ, к малому бизнесу имеют весьма опосредованное отношение или не имеют его вообще. Другая часть – текущие задачи ведомств, которые должны выполняться вне зависимости от того, будут приняты отдельные программы поддержки и развития МСП или нет (в том числе разработка различных нормативных и правовых актов). Третья часть – дела, уже сделанные. Четвертая – чистый пиар, то есть пропаганда малого бизнеса, улучшение имиджа малого предпринимателя среди широких масс населения, в частности молодежи. Заметим, что население у нас как будто и не сомневается в том, что малое предпринимательство – дело нужное и полезное. Во всяком случае, недавний опрос «Левада-Центра» показал: занятие таким предпринимательством положительно оценили 60% российских граждан. Но это частность, а что же предлагается действительно нового и толкового?

Минтранс России, например, фактически предлагает потратить выделяемые средства на два мероприятия: предоставлять субсидии бюджетам на закупку автотранспортных средств, производимых на территории РФ «для обеспечения транспортного обслуживания населения муниципальных образований» (52 млрд. бюджетных руб.) и внести в уставный капитал ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» для осуществления закупок автомобильной и дорожно-строительной техники 54 млрд. руб. (40 млрд. из федерального бюджета). Кто бы спорил о важности обеспечения населения качественными транспортными услугами, но какое отношение поддержка отечественного автопрома имеет к развитию малого сектора экономики? Ни на одно иное мероприятие выделения ресурсов даже не запланировано.

Министерство культуры в качестве поддержки МСП собирается готовить «Ежегодный аналитический обзор отечественного кино», «Ежегодный аналитический обзор российского документального кино», проводить аналитическое исследование по теме «Философия человека в кинодокументальном измерении в отчетном году», готовить монографию «Интеллектуальная элита (культурологический анализ феномена)» и проводить Международную научно-практическую конференцию «Человек, культура и общество в контексте глобализации».

За 60 млн. руб. Минкомсвязи предлагает «разработку и представление органам государственной власти предложений по совершенствованию нормативно-правового обеспечения деятельности МСП с учетом специфики информационных технологий». Правда, непонятно, что следует из того, что иные органы власти получат такие предложения. И в это же время ведомство готово бесплатно, то есть даром, разработать и представить органам государственной власти предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства «с учетом специфики сферы связи» и «с учетом специфики сферы средств массовой информации и массовых коммуникаций» (два отдельных мероприятия). В чем разница по трудозатратам между одним (стоимостью в 60 млн.) и другим (бесплатным), неясно.

Что самое забавное. 7 июля этого года Минкомсвязь направил в Минэкономразвития на согласование проект разработанной ведомственной программы развития малого предпринимательства, а через полтора месяца объявил конкурс на 7 млн. руб. по теме, основным результатом которой и должен стать… проект этой же ведомственной целевой программы. А основанием для проведения конкурса значится протокол совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова от 7 мая 2009 года (№ИШ-П13–24пр (п. 2). Фактически тем самым ведомство признает: либо разработанный им проект ни на что не годен, либо конкурс – полная фикция, необходимая для оплаты услуг компании, с которой, возможно, уже существует неформальная договоренность. Это станет ясно по результату, который сдаст заказчику выигравшая конкурс фирма. Во всяком случае, 6 октября вскрыли конверты участников, а 20 октября произошло рассмотрение и оценка заявок претендентов «на победу». На заключение контракта с победителем закон отводит 10 дней, а оставшиеся два неполных месяца будет производиться «работа».

Минпромторг в качестве задачи заявляет сокращение перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации (и ее перевод в режим добровольного декларирования), и предлагает в рамках программы разработать соответствующее постановление. 300 видов продукции планируется перевести из обязательно сертифицируемых в статус декларируемых в 2009 году и 300 – в 2011-м. Между тем эта задача в рамках реформы технического регулирования стоит перед ведомством аж с 2003 года, когда был принят соответствующий закон, который прямо обязывает чиновников ежегодно утверждать и уточнять такие перечни. Были и иные решения правительства по этому поводу, но воз и ныне там. Перечня как не было, так и нет. Собирается Минпромторг в рамках программы разработать и проект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», вокруг которого уже было сломано столько копий, что пришлось вмешаться даже премьеру, после чего законопроект был принят Госдумой в первом чтении. Получается, что ведомство ставит перед собой задачу вчерашнего дня.

Минэнерго в рамках программы намерен разрабатывать комплект необходимой документации для строительства Кузбасского технопарка, хотя финансирование такого рода работ идет по иным решениям и иным программам. Мало того, по информации с сайта самого технопарка, 2 июля 2008 года начались строительные работы на площадке №1, а 22 октября прошлого года открылся его главный офис. Кроме того, из шести конечных результатов реализации программы и показателей социально-экономической эффективности (объединено почему-то в одну позицию) только на два предусматривается финансирование в виде научно-исследовательских работ – это подготовка аналитических записок по развитию малого предпринимательства в сфере энергоаудита и энергосервисных услуг. Собственно, вся программа и подразумевает исключительно финансирование подготовки этих двух записок.

Тематика МСП всегда не столько экономически, сколько политически актуальна, если не сказать конъюнктурна. Президент Медведев фактически сделал ее основополагающей, следовательно, под нее из государства можно попробовать выбить значительные ресурсы, чем ведомства и не преминули заняться. Деньги ведь действительно солидные. Если с 1994 по 2001 год, когда действовали федеральные программы поддержки малого предпринимательства, на сектор было потрачено немногим более 400 млн. федеральных рублей, то в этом году на те же цели выделено 10 млрд. руб. по линии Минэкономразвития и 30 млрд. по линии Российского банка развития. Ведомства же за три с небольшим года (конец 2009 года ведь уже на носу) планируют вложить в сектор свыше 0,5 трлн. руб.

Дальше всех пошел Минпромторг с суммой 378 млрд. 223 млн. руб. (субсидирование организаций на поддержку производства и реализации изделий народно-художественных промыслов). Немногим отстает Минтранс с 106 млрд., из которых 80 млрд. – средства федерального бюджета. На этом фоне даже Минрегион с его цифрами, никак не бьющимися с арифметикой (в целом свыше 20 млрд. руб.), Рособразование (1,8 млрд. федеральных рублей) или Министерство культуры (1 млрд. 420 млн. руб. на компенсации процентных ставок по банковскому кредиту) выглядят более чем скромными. А уж Росмолодежь (15 млн.) или Минэнерго (5 млн.) совсем задаром собралось поднимать сектор из руин.

И все это – с непонятным результатом. Большинство целевых индикаторов и показателей, по которым производится оценка эффективности программ, как будто взяли их ниоткуда, никак не обоснованы и не просчитаны. Только Минкомсвязь честно призналось, что «значения ряда показателей будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга деятельности субъектов МСП, предусмотренного мероприятиями Программы», и проставила прочерки. То есть, по сути, предложило красивую схему: вложим деньги, а потом посмотрим, что получилось. Не хочется вспоминать анекдот про говорящую лошадь.

Что же делать теперь со всем этим хозяйством? Джин еще не вылетел из бутылки настолько, чтобы его невозможно было загнать обратно. Очевидно, что у каждого ведомства есть свой собственный фукционал, никак не заточенный на такой сектор экономики, как МСП. Минэкономразвития, которое, собственно говоря, и инициировало процесс такой разработки, было бы неплохо взять его под более жесткий контроль: сделать все проекты программ максимально публичными и привлечь к их переработке и экспертизе предпринимательскую общественность в регионах и специализирующиеся на изучении сектора аналитические и исследовательские структуры, экспертов – благо их в стране хватает. Иначе программы будут приняты, средства, как обычно, освоены. А по прошествии времени, когда станет ясно, что продекларированные целевые индикаторы и показатели реализации программ не достигнуты, все будет по Черчиллю: главное – умело предсказать, «что произойдет завтра, через неделю, через месяц и через год, а потом объяснить, почему этого не произошло…»

Автор – вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)

Почему бюджетные деньги не доходят до предпринимателей?

Сергей МИТРОХИН, председатель партии «Яблоко»:
– Понятно, что малый бизнес – это благовидный предлог для того, чтобы откачивать деньги из бюджета на нужды различных ведомств. Плюс, когда организуются такие финансовые потоки, это предполагает еще и систему откатов. Мне известно, например, что есть посредники, в том числе и респектабельные, известные организации по поддержке малого бизнеса, которые служат посредниками при получении финансовой помощи малыми предприятиями и берут за это откаты до 50%. Шансы, что деньги дадут, очень большие. В этом и есть смысл существования армии чиновников – откачивание бюджетных средств разными способами под разнообразными предлогами. Субъектов малого бизнеса много, проконтролировать такое количество финансовых потоков очень сложно, да и никто не собирается этого делать. Все это абсолютно извращенная логика помощи малому бизнесу. Финансовые вливания из бюджета должны составлять не более 10–15% во всем объеме поддержки. Главную роль должны играть имущество и земля. Надо дать малым предприятиям возможность выкупить арендуемые помещения на льготных условиях. Но закон, который принят для этого два года назад, не выполняется. Все решения отдали на места, а местные чиновники не хотят расставаться с таким видом доходов, как аренда и откаты за ее предоставление.

Леонид ГОЗМАН, сопредседатель партии «Правое дело»:
– Поддержка малого бизнеса возможна, только если он будет иметь политическое представительство. Нельзя получить никакой поддержки только по благоволению сверху, даже если это благоволение действительно есть. Какие бы указания ни давали президент, премьер и другие наши руководители, при протекании вниз эти указания сталкиваются с другими интересами. Поддержка малого бизнеса означает, что какие-то ресурсы – административные, финансовые и другие – перераспределяются в пользу малого бизнеса, и лоббисты других структур – крупного бизнеса, госучреждений – конечно, этим недовольны. Поэтому добиться чего-то малый бизнес может в том случае, если у него будет политическое представительство, в том числе в парламентах разных уровней, в виде СМИ, независимых судов. Пока этого нет, все – лишь благие пожелания.


Подготовил Михаил КАЛМАЦКИЙ
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости