Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Проверочка вышла. Газета "Время Саратов"

Не так давно вступила в силу новая редакция Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля». Что изменилось после принятия поправок и в чьих интересах сработают принятые изменения, выясняло «Время».

— Этот федеральный закон входит в пакет законопроектов, направленных на снятие административных барьеров в сфере малого и среднего предпринимательства в России, — рассказал «Времени» директор правового департамента ТПП Саратовской области Сергей Леонов. — А все вносимые в него поправки как следствие ведут к еще большему сокращению ограничений.
Так, с 1 мая 2009 года контролирующие органы потеряли право проверять предпринимателя чаще, чем один раз в три года. Раньше предприятие могло жить спокойно только первые три года после открытия при условии отсутствия жалоб от граждан, после чего начинались проверки с периодичностью раз в два года. Кроме того, по одному и тому же основанию сможет проверять только один орган.
— Также теперь предприниматель, который начинает заниматься тем или иным бизнесом, может просто уведомить соответствующие органы о том, что начинает деятельность, — отметил г-н Леонов. — Никаких разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами госвласти и местного самоуправления, получать больше не надо. Это отражено во втором пункте восьмой статьи.

Ревизии ограничены

С принятием поправок в ФЗ №294 проведение внеплановых проверок предпринимателей может осуществляться только по согласованию с органами прокуратуры РФ: с 1 января 2010 года все составленные планы будут направляться в Генеральную прокуратуру для формирования сводного плана проверок, который будет публиковаться на ее официальном сайте.
Кроме того, в новой редакции существенно сокращены основания для проведения этих самых внеплановых проверок. Теперь они могут проводиться контролирующими органами только в случаях поступления к ним информации о возникновении угрозы жизни или по факту причинения вреда здоровью граждан, о загрязнении окружающей среды, об аварийных ситуациях, а также в случаях нарушения прав потребителей. Причем если в ранее действовавшем законодательстве срок проверок не ограничивался, то с 1 июля 2009 года все контролирующие органы, кроме налоговой инспекции, обязаны уведомить предпринимателя о своем визите заранее: за три дня до начала плановой проверки и не менее чем за 24 часа до внеплановой.
Ограничена и продолжительность плановой проверки: теперь она составляет не более 20 дней. А при выездной плановой проверке субъекта малого предпринимательства срок не должен превышать 50 часов.

Предъявите документ

— Предпринимателям следует обратить особое внимание, что при визите инспектора должны предъявить служебное удостоверение и вручить под роспись копию приказа о назначении проверки, заверенную печатью, — отметил г-н Леонов. — Причем проверка может проводиться только лицами, указанными в приказе. Контролеры не вправе нарушать сроки проведения проверки, требовать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки и выходят за рамки их компетенции.
Теперь запрещается проводить выездной контроль при отсутствии предпринимателя или его уполномоченного представителя. Исключение составляют случаи причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения ЧС. Не вправе ревизоры и изымать документы, образцы продукции без составления протокола, а также предлагать или требовать проводить мероприятия по контролю за счет коммерсанта.
Кроме того, с принятием поправок проверка должна проходить в кабинетах чиновников, и лишь в случае выявления нарушений при проведении документарной проверки контролер может провести выездную проверку. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах. В течение 15 дней после получения акта либо предписания об устранении выявленных нарушений предприниматель может представить свои письменные возражения.
— Более подробную информацию об изменениях в законодательстве предприниматели области могут узнать из семинаров, проводимых правовым департаментом ТПП, — отметил Сергей Леонов. — Наши специалисты дают консультации, письменные ответы на запросы, проводят встречи, на которых обсуждаются последние изменения законодательства.
— После принятия поправок в ФЗ-294 количество проверок индивидуальных предпринимателей Саратовской области, как региональными, так и федеральными структурами, действительно сократилось, — рассказал «Времени» председатель Совета Саратовского регионального отделения «Опора России» ООО МСП Александр Елистратов. — Это дает возможность предпринимателям не отвлекаться от своих основных дел на организацию достойного приема десятков ревизоров. Единственный острый момент, который так и не удалось «сгладить» законодателям, — это повышенный энтузиазм сотрудников налоговой службы. Сегодня этот орган полностью игнорирует основные идеи ФЗ-294. Вместо того чтобы дать малому бизнесу возможность развиваться, они увеличивают число проверок.

Власть умалчивает

К сожалению, выяснить отношение чиновников к внесенным поправкам так и не удалось. Начальник управления по торговле администрации МО г. Саратов Галина Козлова, назначенная исполнителем по запросу «Времени» на имя председателя комитета по экономике Алексея Санникова, высказалась по этому вопросу достаточно категорично:
— Мне вообще непонятно, почему вы пишите запрос на имя Санникова? Это что, он поправки в федеральный закон принимал? Вам за разъяснениями лучше в Госдуму обратиться, это они там законы пишут. Я знаю о нем столько же, сколько и вы — возьмите и сами прочитайте. Так что ответов на свои вопросы вы не получите.
Справка «Времени»
В рейтинге, составленном Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (Москва) по итогам исследований двух индексов развития, Саратовская область заняла 13-е место в Приволжском федеральном округе по уровню развития малого предпринимательства в 2008 году.
В ПФО лидирует Башкортостан (11–12-е места в целом по стране), 2-е и 3-е места занимают Самарская и Пензенская области (13–14-е места). Четвертое место среди регионов округа — у Татарстана (19–22-е места в целом по России), на 5-м месте — Кировская область (23–26-е места), 6-е место занимает Удмуртская республика (27–28-е места), на 7-м — Пермский край (29–30-е места).
Нижегородская область в рейтинге НИСИПП занимает 8-е место (31–33-е — по РФ). 9-е место занимает Ульяновская область (36-е место в целом по РФ), 10-е и 11-е места делят между собой Мордовия и Чувашская республика (42–43-е места в целом по РФ). На 12-м месте — Марий Эл (45–47-е места).
Саратовская область заняла символическое 13-е место (50–51-е места в РФ). Ниже нашего региона в рейтинге оказалась только Оренбургская область (58–61-е места в РФ).

Светлана ГЕТАЛО

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости