Реформирование системы обложения подоходным налогом в Украине и России снизило потенциал дальнейшего роста теневого сектора, но не решило проблему занятости низкоквалифицированных работников, к такому выводу пришли исследователи Центра социальной и экономической политики (CASE), выступившие на Научной конференции ГУ-ВШЭ «Социальные и экономические последствия реструктуризации экономики в России и Украине»
Марек Гора, Александр Рогожинский, Ирина Синицина и Матеуш Валевский отметили, что в двух крупнейших постсоветских государствах в последние годы предпринимались попытки реформирования налогообложения фонда оплаты труда. Основной целью было снижение доли теневой экономики, а также упрощение налоговой процедуры для предпринимателей.
По мнению авторов доклада, реформы в двух странах оказались успешными частично, в плане легализации доходов работников с более высоким уровнем зарплаты. Однако это не оказало существенного влияния на работников с низкими доходами, которые в основном задействованы в теневом секторе.
По результатам исследования, сильное снижение ставок подоходного налога на зарплаты низкоквалифицированных работников может значительно увеличить легальную занятость в этой категории работников. Как следствие, это может положительно повлиять на уменьшение теневого сектора.
Анализ показал, что неквалифицированный персонал вовлечен в неформальную занятость с низким уровнем зарплаты. В этом случае теневая занятость – это, скорее, способ избежать безработицы и нищеты, нежели укрыться от уплаты налогов. Именно поэтому предоставление условий для официальной занятости этой категории работников может снизить теневую занятость.
Неофициальные работники имеют ограниченный доступ к социальному обеспечению. С другой стороны, в Украине и России, по мнению авторов доклада, слишком низкий уровень социальных льгот, поэтому существует немного стимулов для перехода в формальный сектор. При условии улучшения качества и доступности соцпакета эти стимулы могут возникнуть.
Подоходный налог: сложные схемы
Ставка налогообложения по 4 программам социального страхования (пенсионное страхование, страхование безработицы, временной нетрудоспособности и несчастных случаев) в Украине превышает 40%. Здесь существует и система упрощенного налогообложения для малого бизнеса, которая, по мнению авторов доклада, способствует увеличению легально работающих предприятий малого и среднего бизнеса.
Многие фирмы ради оптимизации уплаты налогов идут на уловки, разделяя свое производство на малые предприятия, теряя при этом экономию от масштаба. В итоге снижается эффективность деятельности, объемы производства и продаж. И – недополучает средств в бюджет.
Единый социальный налог (ЕСН) в России был введен в декабре 2001 г., заменив схему, в которой работодатели выплачивали страховые взносы в 4 фонда: пенсионный, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования и региональные фонды медицинского страхования.
С 2007 г. ЕСН распределяется следующим образом: 20% – в федеральный бюджет пенсионного страхования, 2,9% – на социальное страхование и 3,1% – на медицинское страхование. Для индивидуальных предпринимателей, ставка ЕСН составляет 10% от налогооблагаемой базы (7,3% – в федеральный пенсионный фонд, 2,7% – на медицинское страхование).
Основная разница между Украиной и Россией, отмечает исследование, состоит не в размере налогового бремени, а в том, что в Украине социальные страховые взносы являются, скорее, страховой премией, нежели налогом как таковым и не включаются в налогооблагаемую базу. В России, напротив, эти выплаты включены в налогооблагаемую базу, т.е. являются своего рода налогами.
Социальные выплаты: положительный эффект
Размер ставок социальных налогов (отношение доходов от налогов к ВВП) и сложность системы налогообложения оказывают сильное влияние на размер теневого сектора экономики, считают авторы доклада. Размер теневой экономики в Украине составлял в 2000-2001 гг. 50% ВВП (самый высокий уровень в Европе), в России в этот же период он превышал 45%.
Стоит отметить, что именно налоги являются одним из факторов, способствующих увеличению теневой экономики. Если налоги на фонд оплаты труда – высокие, а ставки по остальным налогам – относительно низкие, это может привести к укрыванию части зарплат и их выплаты «в конвертах», что в итоге снижает налогооблагаемую базу. Но это не обязательно является причиной увеличения теневого сектора экономики, поскольку объем выпускаемой продукции предприятия является официальным. Однако в случае высоких ставок налогов и работодатели, и работники будут заинтересованы в том, чтобы вывести часть производства или деятельности компании в теневой сектор.
Общей чертой двух стран, констатировано в докладе, является то, что занятость в теневом секторе ограничивает доступ работника к социальным пособиям и выплатам (что особенно актуально для России). Если работники доверяют системе социального страхования, то это будет их стимулировать найти официальную работу или требовать от работодателя оформления по закону. Поэтому высокие государственные расходы на социальную сферу, полагают исследователи, могут отчасти уменьшить теневой сектор экономики.
Снизим ставки – сократится «тень»
Анализ показал, что снижение налогового бремени может уменьшить стимулы быть задействованным в теневой экономике. Снижение социальных налогов на 10% может увеличить занятость в России на 6%, в Украине – на 15%, утверждают авторы доклада. Каждый дополнительный процент государственных доходов от налогообложения может привести к росту теневого сектора на 0,3-0,9%.
Согласно исследованию Mel’ota et al., если бы Украина не провела реформирование системы налогообложения, и ставки налогов остались бы на уровне 1993-1994 гг., то доля теневой экономики могла бы быть на 20% выше, чем ее средний размер за всю историю наблюдения.
Реформа налогообложения в Украине привела к снижению теневой занятости. В то же время реформа не смогла исправить ситуацию с занятостью низко квалифицированных работников, чаще всего вовлеченных в теневой сектор.
Неформальная занятость растет
Общая доля неформальной занятости в России составляет около 14-16%. По данным Национального института системных исследований и проблем предпринимательства, в 1999-2002 гг. малые предприятия скрывали до 30% общей суммы выплаченной зарплаты.
Согласно исследованиями Международной организации труда, 12-15% рабочего времени работников на самом деле находится «в тени», что позволяет работодателям увеличить зарплату в среднем на 13%. Неформальный сектор создает 25-50% общего фонда заработной платы. Анализ Росстата в 2006 г. показал, что неформальная занятость в России продолжает расти, превышая 17% от общего числа занятых.
Что касается Украины, то там неофициальная занятость оценивается в 16% ВВП. Основные виды деятельности без официальной регистрации работников: транспортные услуги, строительство и ремонт, репетиторство, мастерские по ремонту одежды, машин, другие персональные услуги.
Разница между Украиной и Россией заключается в том, что в Украине в недавнем времени на 44% был увеличен размер минимальной зарплаты. Это послужило стимулом для работодателей «раскрыть» информацию о фонде зарплаты. В Украине размер минимальной пенсии автоматически повышается вместе с размером прожиточного минимума, утверждаемым ежегодно.
Стоит также отметить, что в России вовлеченность в неформальную занятость лишает работников права на государственную пенсию. Однако, как показывает практика, это не является существенным стимулом, поскольку отношение средней пенсии к средней зарплате в России составляет около 23% и в настоящее время продолжает снижаться. Более того, основная часть незарегистрированных работников – молодое поколение, которое не задумывается о будущей пенсии, в то время как люди предпенсионного возраста стараются находить себе работу в формальном секторе.
Ирина Елисеева