Конец года – настала пора ведомствам порезвиться на ниве проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Особую ретивость проявил Минпромторг, объявив «забег» на скорость для претендентов от науки и аналитики. В течение года поддержка со стороны научной общественности не требовалась. А тут, что называется, раз и в дамки: предлагается освоить десятки миллионов рублей за один присест по целому ряду направлений.
Итак, лот № 1 (нумерация автора – В.Б.).
За «комплексный анализ состояния производства источников и приборов освещения» и за «определение необходимых мероприятий для технической модернизации и внедрения передовых технологий в существующие и вновь создаваемые предприятия с целью развития национального производства энергоэффективных заменителей ламп накаливания, в рамках реализации проектного направления «Новый свет» Минпромторг готов заплатить 12 с половиной миллионов рублей.
Всю работу надо проделать за полмесяца (видимо, в три смены). Заявки от конкурсантов должны быть вскрыты 13 ноября, 18-го комиссия их оценит и сопоставит. Потом по законодательству еще не меньше 10-ти и не больше 20-ти дней уйдет на заключение государственного контракта. То есть не раньше 28 ноября самый достойный сможет приступить к работе, выполнить которую по условиям конкурса должен максимум до 15 декабря. Спринтерская или сверхзвуковая скорость – каждый оценит в зависимости от того, на что учился и какой терминологией владеет. Но самое удивительное – исполнитель-победитель должен будет отчитаться о проделанной работе … еще до того, как приступит к ней. Согласно условиям контракта, который будет заключен с победителем, «за 20 дней до окончания НИР Исполнитель обязан в письменной форме уведомить Заказчика о готовности НИР к сдаче». Повторенье – мать ученья, поэтому подчеркнем еще раз: отчитаться о сделанной работе надо будет до заключения самого контракта.
А теперь посмотрим, что же надо будет сделать в полумесячный срок:
Провести комплексный анализ отечественного и международного рынков энергоэффективных светотехнических устройств, трендов и перспектив развития.
Провести анализ и отбор оптимальных конструкторских решений реализации оптоэлектронных устройств и светотехнических приборов на их основе.
Провести комплексный анализ отечественных и международных технологий производства оптоэлектронных устройств и светотехнических приборов на их основе.
Определить необходимые мероприятий для технической модернизации и внедрения передовых технологий в существующие и вновь создаваемые предприятия с целью развития национального производства энергоэффективных заменителей ламп накаливания, в рамках реализации проектного направления «Новый свет».
Провести маркетинговый анализ текущей потребности рынков России и международного сообщества в энергоэффективных заменителях ламп накаливания и светотехнических устройств на их основе.
Сделать прогноз влияния результатов внедрения энергоэффективных заменителей ламп накаливания на следующие важнейшие показатели: высвобождение значительных энергогенерирующих мощностей для целей посткризисного развития отечественной экономики; сокращение затрат бюджета за счет внедрения энергосберегающих источников света в организациях и учреждениях бюджетной сферы; трансформирование отечественного рынка для продвижения энергоэффективных источников света и систем управления освещением.
Предложить комплексное решение по созданию инновационной структуры отечественного производства энергоэффективного осветительного оборудования, путем создания новых и модернизации существующих производств.
Внести предложения по совершенствованию законодательной базы, регулирующей внедрение энергосберегающего освещения.
Оптимизировать систему финансирования энергосберегающих проектов.
Создать комплекс мероприятий по перепрофилированию производства ламп накаливания.
Организовать обязательную безопасную переработку люминесцентных ламп, содержащих ртуть.
Разработать предложения по развитию инновационного цикла «опытно-конструкторские и технологические разработки – постановка разработанной продукции на серийное производство», результатом которого должен быть выпуск конкретной продукции, имеющий высокий потенциал рыночной реализации.
Разработать систему мер по подготовке, повышению квалификации, привлечению и закреплению кадров (прежде всего молодых специалистов) специализирующихся в области энергоэффективного оборудования.
Разработать программу мероприятий информационно-аналитического сопровождения проекта с максимальным привлечением внимания общественности к вопросу повышения энергоэффективности, в том числе посредством: социальной рекламы, широкого освещения в сети Интернет, проведения различного рода конкурсов.
Кроме указанного перечня работ участник размещения заказа вправе включить дополнительные мероприятия, необходимые для выполнения поставленных целей и задач работы.
В общем – максимум за 15-17 дней (а в худшем случае, если госконтракт будет подписываться в течение 20 дней, – всего за неделю) самый достойный должен устроить в России инновационный прорыв в сфере энергоэффективных светотехнических устройств, продвинуть инновации в производство, широко разрекламировать полученные результаты среди общественности, а заодно и законодательную базу поменять. Мир вздрогнет от таких скоростей!!! Можем же, когда умеем!!! Наверняка одна фирма-участник конкурса точно найдется и такой «прорыв» устроит.
Итак, лот № 2
Условия и сроки – все те же самые (разве что комиссия оценит и сопоставит заявки участников на день позже, чем в предыдущем лоте – 19 ноября). За 15 миллионов рублей надо разработать информационную модель и организовать «первоочередные мероприятия по переводу пакета государственных услуг для промышленности и торговли в электронный вид» (недавно президент пенял, что годами самые простые элементы «электронного государства» создать не можем, а у Минпромторга – целое ноу-хау всего-то за пару недель). Исполнитель должен обеспечить выполнение следующих работ (как сказано в конкурсной документации, это минимально необходимый объем):
Разработать концепцию исполнения государственных функций Минпромторга России в электронном виде;
Разработать и утвердить (??? – В.Б.) организационную схему исполнения государственных функций Минпромторга России в электронном виде на опытном участке - официальном сайте Минпромторга России;
Разработать регламенты исполнения государственных функций Минпромторга России в электронном виде;
Развить интерактивные коммуникационные модули руководства Минпромторга России;
Разработать технический проект модернизации официального сайта Минпромторга России в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»);
Технологически реализовать технический проект модернизации сайта Минпромторга России в соответствии с проектом модернизации, построить структуру официального сайта Минпромторга России и систему навигации;
Реализовать визуальное представление официального сайта Минпромторга России с использованием фирменного стиля, с учетом требований Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2007 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» и рекомендаций WCAG;
Разработать концепции защиты персональных данных посетителей и пользователей официального сайта Минпромторга России;
Разработать многоуровневую систему доступа к редактированию официального сайта Минпромторга России и публикации материалов на нем, включая функцию выпускающего редактора;
Разработать и реализовать концепцию видеобанка официального сайта Минпромторга России, включая решение по оптимизации механизмов размещения, хранения и воспроизведения видеоматериалов;
Разработать проект и реализовать банк документов официального сайта Минпромторга России с переносом всех имеющихся документов на действующем сайте Минпромторга России, обеспечить поиск по реквизитам и расширенный поиск в банке документов, редактирование и внесение всех необходимых реквизитов в документы, перенесенные с предыдущей версии сайта, протестировать и сдать банк документов в эксплуатацию;
Разработать проект и реализовать геоинформационный раздел, предоставляющий информацию о деятельности Минпромторга России в субъектах Российской Федерации, включая новости, мероприятия, рабочие поездки и прочую информацию, относящуюся к соответствующим субъектам, а также справочную информацию о территориальных органах Минпромторга России;
Привлечь целевую аудиторию электронных государственных услуг на официальный сайт Минпромторга России;
Создать раздел, посвященный участию Российской Федерации в выставке ЭКСПО-2010 и интегрировать в нем виртуальный выставочный модуль 3D-экспозиции ЭКСПО-2010 в Шанхае;
Перенести и разместить все имеющиеся на действующем сайте Минпромторга России материалы в обновленную структуру сайта и обработать эти материалы с учетом внесенных изменений, включая редактирование рубрикаторов, ключевых слов и других классификаторов и признаков материалов;
Сдать опытный участок исполнения государственных функций Минпромторга России в электронном виде - официальный сайт Минпромторга России в эксплуатацию;
Создать механизм общественной приемной Минпромторга России;
Разработать Положение об официальном сайте Минпромторга России;
Обучить ответственных редакторов сайта размещению и публикации материалов на официальном сайте Минпромторга России.
Кроме указанного перечня работ участник размещения заказа вправе включить дополнительные мероприятия, необходимые для выполнения поставленных в пункте 2. целей и задач работы.
Если какой-то из «софтверных» компаний покажется, что «масштаб бедствия» тут не меньше, чем на год плотнячком, то надо всерьез задуматься о качестве собственной работы и скорости (медлительности) сотрудников. Победитель конкурса (еще понятное дело, никому не известный), возможно, в будущем сможет поделиться своими ноу-хау с проигравшими (если, конечно, участников конкурса будет больше, чем один).
Итак, лот № 3
В рамках этого конкурса за 10 миллионов бюджетных рублей и тоже за неделю или полмесяца надо разработать «модель коммуникации в условиях реализации антикризисных мер поддержки реального сектора экономики». Разумеется, модель должна быть непременно «эффективной», кто же за неэффективную посулит десять «лямов». Тут тоже (как следует из условий конкурсной документации), отчитаться о проделанной работе, вероятно, придется до начала самой работы, старт которой дает только заключение госконтракта.
Минимально необходимый объем работы:
Работы по моделированию системы коммуникации в условиях реализации антикризисных мер поддержки реального сектора экономики и определение наиболее эффективных форм и инструментов коммуникативной поддержки промышленной политики государства в условиях экономического кризиса включают в себя:
Разработка форм коммуникации и форматов информационно-аналитического сопровождения деятельности Минпромторга России, адекватных специфике предпринимаемых антикризисных мер промышленной политики;
Выделение новых принципов организации коммуникативных форм и форматов информационно-аналитического сопровождения деятельности Минпромторга России с учетом реалий, сложившихся под влиянием мирового экономического кризиса;
Обеспечение регулярного анализа состояния дел в ряде моногородов и популяризации наиболее успешных антикризисных управленческих практик на конкретных российских промышленных предприятиях.
Работы по подготовке, изданию и распространению сборника нормативно-правовых актов Минпромторга (тираж 5 тыс. экз.) России должны включать:
1. Подготовку плана концепции издания сборника на 2009 год и создание дизайн-макета;
2. Предпечатную подготовку текстов нормативно-правовых актов Минпромторга России;
3. Сбор, обработку и подготовку текстов комментариев ответственных работников Министерства по актуальной проблематике регулирования в сфере промышленности и торговли;
4. Подготовку аналитических материалов на основе аргументированных мнений высококвалифицированных отраслевых специалистов и экспертного сообщества по вопросам эффективности предпринимаемых мер промышленной политики;
5. Организацию издания сборника нормативно-правовых актов Минпромторга России в течение 2009 года;
6. Формирование базы данных для рассылки выпусков сборника на 2009 год с целью обеспечения взаимодействия с органами государственной власти, общественными объединениями и предприятиями;
7. Обеспечение распространения и контроля над адресной доставкой сборника.
Работы по разработке перспективного плана коммуникационного сопровождения реализации проектов по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития с учетом специфики состояния и перспектив развития отраслей промышленности и популяризации позитивного опыта внедрения модернизационных и инновационных решений в отечественной промышленности должны включать:
8. Анализ современной ситуации в отраслях промышленности с точки зрения потребности в модернизации и развития инноваций;
9. Определение приоритетных направлений модернизации с учетом отраслевой специфики и передовой мировой практики;
10. Выявление наиболее эффективных механизмов, способствующих проведению модернизации и развитию инновационных процессов;
11. Подготовка конкретных примеров внедрения модернизационных и инновационных решений российскими промышленными компаниями;
12. Формирование предложений по форматам популяризации позитивного опыта российских компаний в публичном пространстве.
Работы по поддержке реализации антикризисных мер промышленной политики на региональном уровне выявления опыта наиболее успешных регионов и их продвижение в публичном пространстве должны включать:
1. Разработка методологических основ системного анализа антикризисной устойчивости регионов и влияния региональной промышленной политики с точки зрения минимизаций последствий глобального экономического кризиса на региональном уровне;
2. Определение системы показателей регионального развития, необходимых для определения эффективности антикризисных мер;
3. Анализ финансовой, экономической и социальной устойчивости регионов в условиях экономического кризиса;
4. Выявление наиболее эффективных антикризисных мер экономической и промышленной политики, используемых на региональном уровне;
5. Подготовка предложений по реализации коммуникативных форматов продвижение передовых практик реализации региональной промышленной политики в публичном пространстве.
Кроме указанного перечня работ участник размещения заказа вправе включить дополнительные мероприятия, необходимые для выполнения поставленных целей и задач работы.
Отвлечемся от проведения основных видов работ и зададимся простым вопросом: возможно ли вообще за 7 или 15 дней подготовить, издать и распространить сборник, требующий особой тщательности? Как-никак, помимо публикации нормативно-правых актов, нужно собрать, обработать и написать тексты комментариев «ответственных работников Министерства», подготовить «аналитические материалы «на основе аргументированных мнений высококвалифицированных отраслевых специалистов и экспертного сообщества». При этом мнения должны касаться «эффективности предпринимаемых мер промышленной политики». Сколько же дней из 7-ми или 15-ти эти «аргументированные мнения» будут формироваться? Только потом этот сборник надо опубликовать и по составленной базе данных распространить. Действительно век космических скоростей и у Минпромторга и у «самого достойного», кто «решится» этот проект реализовывать.
Итак, лот № 4
«Проведение комплексного анализа с целью определения направлений повышения энергоэффективности в промышленности» - 6 млн. рублей (уже, можно сказать, мелочь, если сравнивать с тем, о чем шла речь выше). Про остальные общие условия – уже молчим, все то же самое. Сухо изложим состав работы, которую должен будет за полмесяца сделать «самый достойный»:
Оценка уровня и динамики энергетической эффективности в промышленном секторе экономики Российской Федерации.
Оценка потенциала повышения энергетической эффективности в промышленном секторе экономики Российской Федерации.
Определение отраслей промышленности с наибольшим потенциалом повышения энергетической эффективности и снижения энергоемкости производства.
Предложения по реализации основных технических мероприятий по повышению энергетической эффективности для общепромышленного оборудования, используемого в различных отраслях промышленности и не являющегося уникальной составной частью данной промышленной технологии.
Основные мероприятия (направления) по повышению энергетической эффективности отраслей промышленности.
Проекты основных целевых индикаторов (показателей) повышения энергетической эффективности в промышленности.
Предложения по механизмам стимулирования повышения энергетической эффективности в промышленности.
Предложения по перечню нормативно-правовых актов, направленных на повышение энергетической эффективности в промышленности.
Кроме указанного перечня работ участник размещения заказа вправе включить дополнительные мероприятия.
Итак, только по 4 проектам (а сколько их еще, упавших в эту бездну, разверстую вдали?) за пару недель Минпромторг предполагает освоить 43,5 миллиона рублей за неделю или за две.
«Уж сколько раз твердили миру», что давно пора законодательно запретить объявлять конкурсы на значительные суммы во второй половине года, иначе они по сути превращаются в профанацию и ни одна серьезная компания, взвесив все за и против, не будет в них участвовать, если нет «договоренности априори». А воз и ныне там.
Между тем близится конец года, сколько еще увлекательных сюжетов мы можем увидеть по инновационным прорывам за три дня и на десятки миллионов из бюджета …
Владимир БУЕВ, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)