Вместо развития базовых правил игры мы видим примеры административного издевательства над предпринимателями
Диверсификация отечественной экономики, о которой так долго говорили руководители страны, не только не совершилась, но пока еще толком не началась.
Сейчас наш институт (НИСИПП) завершает работу над проектом по разработке комплекса мер по стимулированию диверсификации экономики. Проект выполняется по заказу Минэкономразвития. Даже не вдаваясь в подробности самой работы (отчет после ее завершения появится на сайте института), можно четко сказать: она в очередной раз выявила целый ряд катастрофических тенденций в экономики России.
Боюсь, что никого не удивят такие показатели:
Доля минеральных продуктов в структуре экспорта в 2008-м году составила 64,7%. Более того, она имеет стойкую тенденцию к росту: в 2000 г. аналогичный показатель равнялся 53,8%.
Доходы от экспорта нефти и природного газа в 2008 г. составили 20% ВВП.
Доля нефтегазовых доходов федерального бюджета на 2009 г. должна, согласно прогнозам, составить 43%. В 2008 г. этот показатель равнялся 47%, но его незначительное снижение объясняется не ростом других секторов экономики, а лишь изменением цен на энергоносители на внешних рынках.
Структура экономики нашей страны как по доле добывающего сектора в ВВП, так и в доходах бюджета, на сегодняшний день сопоставима с такими странами, как Иран, Туркменистан или Венесуэла. О полноправном членстве в сообществе развитых стран не может быть и речи. Более того, совсем недавно известный во всем мире экономист Нуриэль Рубини опубликовал статью, в которой утверждал, что Россия «оказалась самозванцем» и в группе БРИК. Ее экономика не идет в сравнение с китайской, бразильской или индийской. Место России среди активно развивающихся стран могут, по мнению Рубини, занять Южная Корея, Турция, Мексика или Индонезия.
Высокая концентрация экономики России на добыче и экспорте природно-сырьевых ресурсов создает избыточную зависимость от конъюнктуры мировых рынков нефти, газа и металлов. Кризисная ситуация еще раз продемонстрировала эту удручающую тенденцию. В такой ситуации необходима целенаправленная государственная политика диверсификации экономики, поскольку лишь она может повысить конкурентоспособность страны в целом и обеспечить устойчивый экономический рост.
Увы, но правильные слова на эту тему лично я слышу, в том числе с самых высоких трибун, уже лет десять, не меньше. Последний раз заявление о развитии новых отраслей экономики вплоть до создания российской Силиконовой долины прозвучало в послании президента Медведева. На деле же все остается по-прежнему.
Надо сказать, что в процессе работы над проектом наши эксперты ознакомились с целым рядом попыток различных российских ведомств двинуться в этом направлении. Увы, никакой общей программы, никаких скоординированных совместных действий так и не было. А ведь без этого ничего не сделать.
Диверсификация экономики, в первую очередь, – это развитие базовых правил игры. Необходима реализация целого ряда масштабных реформ, в том числе в налоговом секторе: нужно упрощать налоговые отношения, совершенствовать налоговое администрирование. Нужно реформировать отношения, связанные с правами собственности. Необходима реформа технического регулирования, с которым за последние пять лет произошло бог знает что. Нам необходимо совершенствование кредитно-денежной политики. Экономика должна быть обеспечена «длинными» деньгами, а валютный курс должен быть удобен для отечественных производителей и экспортеров, а не для импортеров. Наконец, необходимо развитие и повышение эффективности институтов вмешательства в экономику и институтов развития.
Где все это? Вместо этого мы видим примеры прямо-таки административного издевательства над отечественными предпринимателями. Причем именно над теми, чьи отрасли во имя диверсификации экономики надо поддерживать и развивать.
Простой пример: НДС у нас экспортерам возмещается в течение полутора лет. Только на сбор документов самими предприятиями дается 180 дней. И документов этих – громадное количество, а получение их зависит не только от предприятий, но и от их контрагентов. При этом не очень понятно зачем они все нужны. Затем еще 180 дней идет проверка этой кучи бумаг, плюс разница в сроках подачи документов – получается полтора года. Это срок, не учитывающий возникающую зачастую необходимость решать вопрос о возврате НДС через суд. Если же приходится судиться, то срок увеличивается в разы.
Ну, зачем в такой ситуации предприятиям обрабатывающей промышленности рваться в экспортеры? Рентабельность у них не столь высока, и она после такого замораживания средств начинает стремиться к нулю. А их деньги – 18% от стоимости товара повисают у государства. То есть эти предприятия вынужденно кредитуют государство на полтора года значительной частью своей экспортной выручки, не получая за это никаких процентов.
Кто придумал это издевательство?
А ведь это – только один, причем хорошо известный, пример поддержки нашим государством отечественного бизнеса.
Существует такой документ – Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. В нем о необходимости диверсификации экономики сказано буквально следующее:
«Переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития за счет структурной диверсификации экономики, в том числе:
– формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие;
– формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям;
– создание центров глобальной компетенции в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и экономику знаний;
– содействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики путем использования механизмов частно-государственного партнерства, улучшения условий доступа российских компаний к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечения отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силой, поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональной защиты внутренних рынков с учетом международной практики в данной области;
– закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах».
Хорошо звучит! Только пока вместо реальной диверсификации мы наблюдаем явную диверсификцию. Отличие всего в одной букве, но для того, чтобы поставить ее на место, необходима очень большая политическая воля. Ведь сегодняшнее состояние экономики целиком и полностью устраивает целый ряд мощных предпринимательских и бюрократических групп. Сумеет то же Минэкономразвитие, заказывающее проекты по диверсификации, одолеть влияние этих групп? Лично я в этом не слишком уверен.
С другой стороны, если оставить все, как есть, на место России среди нормально развивающихся стран скоро начнут претендовать уже не Южная Корея и Индонезия, а Габон с Гондурасом.