Челябинск, Ноябрь 27 (Новый Регион, Ксения Уфимцева) – На Южном Урале выступили в защиту теневой стороны малого бизнеса.
Как передает корреспондент «Нового Региона», Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства ежегодно проводит опрос представителей малого бизнеса из разных регионов России на предмет теневой стороны их деятельности. По словам вице-президента НИСИПП Владимира Буева, анализируются только легальные организации, зарегистрированные в налоговых органах.
Согласно данным исследования, с 2005 года по 2009 год одна из сторон теневого предпринимательства – выпуск продукции, которая на документах государству не показывается и, следовательно, не облагается налогом – постепенно снижается. Если 4 года назад ее доля в общем производстве составляла 18%, то сейчас уже 13,5%. Зато другой способ ухода от налогов – внутренние оффшоры, подразумевающие «отмывание» денег через фирмы-однодневки, – остался без изменений. Как и в 2005 году, сейчас таким способом из-под налогообложения выводится около 16% прибыли малого бизнеса.
Эксперты ожидали, что в кризис будет наблюдаться рост объемов обналичивания денег через фирмы-однодневки. Но, как оказалось, здесь сработали несколько сдерживающих факторов.
В последнее время Центробанк РФ начал активно проявлять внимание к размерам наличности, снятой в банках. По словам Буева, под разными причинами у банков, которых подозревают в участии в отмывании денег, отзываются лицензии. В условиях жесткого давления Центробанка и правоохранительных органов стоимость услуг по обналичиванию денег выросла с 7% до 10%. Расти дальше некуда, иначе по затратам этот процесс приблизится к налоговой ставке и станет экономически неэффективен. Таким образом, несмотря на кризис, резкого роста теневой стороны малого бизнеса эксперты не наблюдают.
«Теневая деятельность – это не вина малого бизнеса, а его беда. Это приспособление к современным условиям, – полагает Владимир Буев. – Пусть лучше часть ВВП производится в тени, чем не производится вообще. Это дает эффект занятости, снимает социальное напряжение, пусть и не дает налоговых выплат».